Методология и методика педагогического исследования
ПОНЯТИЯ:методология педагогики, научное педагогическое исследование, методы и методика педагогического исследования, теоретические методы исследования, эмпирические методы, наблюдение, опытная работа, педагогический эксперимент, опросы и виды опросов; педагогический консилиум; педагогическое тестирование, тема, проблема, цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
Методология педагогики — система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к
рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике ее развития) и методах их исследования,
а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методология имеет теоретическую сторону, связанную с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающую мировоззренческую функцию, т. е. функцию, определяющую на каких философских, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы. Нормативная сторона методологии — изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.
Научноепедагогическое исследование— процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Педагогические процессы отличаются своей неповторимостью, неоднозначностью протекания; поэтому в педагогике провести точный научный эксперимент практически невозможно и получаемые выводы всегда носят достаточно условный и относительный характер.
Уровни педагогических исследований:
• Эмпирический (практический) — устанавливаются новые
факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; на
копление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и син
тез, количественная и качественная обработка полученных в
ходе практического исследования педагогических фактов.
• Теоретический — выдвигаются и формулируются основ
ные, общие педагогические закономерности, позволяющие
объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть
будущие события.
• Методологический — на базе эмпирических и теоретиче
ских исследований формулируются общие принципы и мето
ды исследования педагогических явлений, построения тео
рии. Исследования этого уровня называют фундаментальными.
Методологические принципы научно-педагогического исследования:
— объективность и обусловленность определенными фактора
ми, причинами педагогических явлений;
— целостный подход в изучении педагогических явлений и
процессов;
— изучение явления в его связях и взаимодействии с другими
явлениями;
— изучение явления в его развитии.
Основные компоненты научного исследования |
Тема исследования— лаконичное и четкое выделение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т. е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
Объект исследования— сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).
Предмет исследования— ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.
Проблема исследования— вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что еще неизвестно в изучаемом явлении.
Цель исследования— выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
Задачи исследования— конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т. п.
Гипотеза исследования— предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.
Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны и одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае все исследование будет выстроено неверно и не даст научно достоверных и убедительных результатов.
Логика исследования:
1.Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и
задач исследования.
2. Составление плана исследования и первого варианта пла
на выполнения самой работы.
3. Составление списка литературы по проблеме исследова
ния.
4. Определение общей методики и методов исследования,
базы исследования.
5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых по
нятий (понятия, на которых строится исследование).
6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
7. Сбор констатирующего материала.
8. Анализ и обобщение полученных результатов и построе
ние на их основе гипотезы — предположения о возможном
способе разрешения возникнувшей проблемы.
9. Разработка методики проверки гипотезы.
10. Проведение опытно-экспериментальной работы (пилот
ный (пробный) и преобразующий (формирующий) экспери
менты, опытная работа).
11. Проведение контрольных срезов.
12. Анализ и обобщение полученных результатов, формули
ровка теоретического обоснования проведенного исследования.
13. Выработка практических рекомендаций.
14. Оформление и литературная редакция работы.
Методологическая культура учителя |
Учитель занимается педагогической деятельностью, в ходе которой он использует знания, полученные в про-
цессе профессиональной подготовки. Это совсем иная, в отличие от научной, деятельность: другая цель (учитель воспитывает и обучает, исследователь выясняет, какие методы воспитания и обучения и при каких условиях будут эффективны), другой объект (в педагогическом процессе — ребенок, в научном педагогическом исследовании — педагогические явления и факты), другие методы и средства (у учителя это методы воспитания и обучения, у исследователя — методы исследования изучаемых явлений и процессов) и др. Зачем учителю, если он не собирается заниматься наукой, знать методологию и методику педагогического исследования? Профессиональная деятельность требует от учителя постоянного решения задач, возникающих в тех или иных ситуациях, и владение методологической культурой поможет ему правильно и более корректно справляться с возникающими вопросами. Методологическая культура учителявключает знание методологии педагогики и умение ее применять в педагогической деятельности. Логика применения методологии педагогики учителем:
— осознание целей и задач учебно-воспитательного процес
са в конкретной пространственно-временной ситуации;
—диагностика на основе отбора соответствующих методик и методов уровня готовности детей к выполнению предстоящих задач;
— проектирование и конструирование учебно-воспитатель
ного процесса на основе полученных результатов;
— формулировка и творческое решение педагогических
задач;
— психолого-педагогическая и методическая рефлексия (умение объективно и отстраненно проанализировать и оценить свою деятельность, увидеть удачи и ошибки, выйти на уровень осознания и формулирования новых педагогических задач).
Вопросы и задания
1. Как вы поняли, что такое методология педагогики?
2. Что такое научное педагогическое исследование? Назовите его
уровни, методологические принципы, основные компоненты и логику.
Разберите на примере курсовых и выпускных квалификационных работ
студентов старших курсов все эти положения.
3. Что такое методологическая культура учителя?
4. Посетите урок или воспитательное дело в школе, побеседуйте с
учителем (воспитателем) с целью определения методологического уров
ня учителя (воспитателя).