Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения

Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.

Понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность, т.к. толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Целью формирования активной нравственной позиции и психологической готовности к терпимости, является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентации. В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность». Данная типология (автор Л.В. Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия:

· диалог,

· сотрудничество,

· опека,

· подавление,

· индифферентность,

· конфронтация,

· конфликт.

Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.

Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:

· контактность;

· доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии);

· отсутствие тревожности;

· мобильность действий;

· вежливость (учтивость);

· терпение;

· доверительность;

· социальная активность.

Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:

· эмоциональная стабильность;

· высокий уровень эмпатии;

· экстравертность;

· социальная активность;

· умение прийти на помощь.

Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих (последние характеристики свойственны «гиперопеке»).

Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, те признаки, по которым мы описывали в предыдущей главе диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.

Критерии Показатели
Устойчивость личности Эмоциональная стабильность; Доброжелательность, вежливость, терпение; Социальная ответственность; Самостоятельность; Социальная релаксация
Эмпатия Чувствительность партнера; Высокий уровень сопереживания; Учтивость; Экстравертность;
  Способность к рефлексии
Дивергентность мышления Отсутствие стереотипов, предрассудков; Гибкость мышления; Критичность мышления
Мобильность поведения Отсутствие напряженности в поведении; Отсутствие тревожности; Контактируемость, общительность (коммуникабельность); Умение найти выход из сложной ситуации; Автономность поведения; Прогностицизм; Динамизм
Социальная активность Социальная самоидентификация; Социальная адаптированность; Креативность; Социальный оптимизм; Инициативность

Эти критерии можно развить, уточнив, что:

устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;

эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

дивергентность поведения — способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных ме этнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования толерантности

В современной литературе сложились основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности:

· создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

· распространение позитивного подхода к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера);

· реализация идеи привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;

· создание благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:

· принцип обучения ребенка культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;

· принцип опоры на позитивный социально-культурный опыт этноса, так как ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт

· принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;

· принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;

· принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;

· принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).

Подготовка квалифицированных педагогов, готовых реализовать данную образовательную стратегию

Студенты, готовящие себя к реализации в профессиональной деятельности образовательной стратегии формирования толерантности у детей, должны получить знания и умения в областях:

· народной педагогики, так как она является идеальным, естественным, складывающимся веками, комплексом идей, взглядов, принципов, форм и методов общения с ребенком на основе учета его природных особенностей (в данное понятие включаются не только русские традиции воспитания, но и традиционные подходы к воспитанию у иных народов, населяющих Российскую Федерацию);

· педагогики межнационального общения, которая определяет основы диалога культур в детском коллективе и способствуют наиболее эффективной адаптации в новой среде детей беженцев, мигрантов, детей — вынужденных переселенцев;

· региональной этнопедагогики, которая демонстрирует традиции воспитания в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей регионального подхода в построении воспитательного процесса;

· кросс-культурной психологии, позволяющей выявить и изучить сходства и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам и этносам, установить их биологические, социокультурные, экологические и психологические особенности;

· социологии, культурологии, философии, этноискусстве, антропологии, раскрывающих содержание социального и культурного опыта этносов, позволяющих увидеть общее в культурах и взаимосвязь между общим развитием цивилизации и вкладом отдельных народов в этот процесс.

Студенты должны сформировать следующие навыки:

· общения с детьми различных этногрупп;

· обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде;

· оказания помощи в адаптации таким детям;

· прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи;

· обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников, и взрослых;

· организации народного игрового досуга;

· организации досуга народных праздников.

Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков студентам-педагогам могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной работы по данному направлению.

Наши рекомендации