Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения
Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.
Понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность, т.к. толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Целью формирования активной нравственной позиции и психологической готовности к терпимости, является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентации. В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность». Данная типология (автор Л.В. Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия:
· диалог,
· сотрудничество,
· опека,
· подавление,
· индифферентность,
· конфронтация,
· конфликт.
Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.
Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:
· контактность;
· доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии);
· отсутствие тревожности;
· мобильность действий;
· вежливость (учтивость);
· терпение;
· доверительность;
· социальная активность.
Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:
· эмоциональная стабильность;
· высокий уровень эмпатии;
· экстравертность;
· социальная активность;
· умение прийти на помощь.
Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих (последние характеристики свойственны «гиперопеке»).
Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, те признаки, по которым мы описывали в предыдущей главе диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.
Критерии | Показатели |
Устойчивость личности | Эмоциональная стабильность; Доброжелательность, вежливость, терпение; Социальная ответственность; Самостоятельность; Социальная релаксация |
Эмпатия | Чувствительность партнера; Высокий уровень сопереживания; Учтивость; Экстравертность; |
Способность к рефлексии | |
Дивергентность мышления | Отсутствие стереотипов, предрассудков; Гибкость мышления; Критичность мышления |
Мобильность поведения | Отсутствие напряженности в поведении; Отсутствие тревожности; Контактируемость, общительность (коммуникабельность); Умение найти выход из сложной ситуации; Автономность поведения; Прогностицизм; Динамизм |
Социальная активность | Социальная самоидентификация; Социальная адаптированность; Креативность; Социальный оптимизм; Инициативность |
Эти критерии можно развить, уточнив, что:
устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;
эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;
дивергентность поведения — способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных ме этнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.
Основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования толерантности
В современной литературе сложились основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности:
· создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
· распространение позитивного подхода к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера);
· реализация идеи привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;
· создание благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.
Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:
· принцип обучения ребенка культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;
· принцип опоры на позитивный социально-культурный опыт этноса, так как ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт
· принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;
· принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;
· принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;
· принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).
Подготовка квалифицированных педагогов, готовых реализовать данную образовательную стратегию
Студенты, готовящие себя к реализации в профессиональной деятельности образовательной стратегии формирования толерантности у детей, должны получить знания и умения в областях:
· народной педагогики, так как она является идеальным, естественным, складывающимся веками, комплексом идей, взглядов, принципов, форм и методов общения с ребенком на основе учета его природных особенностей (в данное понятие включаются не только русские традиции воспитания, но и традиционные подходы к воспитанию у иных народов, населяющих Российскую Федерацию);
· педагогики межнационального общения, которая определяет основы диалога культур в детском коллективе и способствуют наиболее эффективной адаптации в новой среде детей беженцев, мигрантов, детей — вынужденных переселенцев;
· региональной этнопедагогики, которая демонстрирует традиции воспитания в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей регионального подхода в построении воспитательного процесса;
· кросс-культурной психологии, позволяющей выявить и изучить сходства и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам и этносам, установить их биологические, социокультурные, экологические и психологические особенности;
· социологии, культурологии, философии, этноискусстве, антропологии, раскрывающих содержание социального и культурного опыта этносов, позволяющих увидеть общее в культурах и взаимосвязь между общим развитием цивилизации и вкладом отдельных народов в этот процесс.
Студенты должны сформировать следующие навыки:
· общения с детьми различных этногрупп;
· обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде;
· оказания помощи в адаптации таким детям;
· прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи;
· обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников, и взрослых;
· организации народного игрового досуга;
· организации досуга народных праздников.
Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков студентам-педагогам могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной работы по данному направлению.