Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с задержкой психического развития
Современный глобальный подход к реализации идеи интегрированного обучения ведет к сокращению классов компенсирующего обучения, что служит объяснением наблюдающейся в последние годы тенденции усиления неоднородности состава учащихся общеобразовательной школы по уровню умственного, речевого и в целом психического развития. [21]
Н.М. Назарова констатирует, что человек с ограниченными возможностями, как и все остальные люди, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека. Ограничение возможностей - это интегральное изменение личности в целом. Поэтому для решения образовательной задачи такому человеку необходимо не только особым образом осваивать собственно общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки социального адаптирования: ориентировку в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостатки знаний об окружающем мире, связанные с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и оптимистическую жизненные позиции. Специальный образовательный процесс для детей с отклонениями в развитии должен протекать в специальных образовательных условиях, предполагающих: наличие современных специальных образовательных программ, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход (применение специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), обеспечение адекватной среды жизнедеятельности, проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами. [2]
Педагог-психолог свою деятельность по отношению к детям с ЗПР должен осуществлять в следующих направлениях:
· Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
· Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.
· Осуществление социально-диспетчерской функции.
Очевидно, что основным фактором, обусловливающим развитие психики ребенка, его психологическую реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие. [42] Мы полагаем, что основное внимание психолога, должно уделяться целенаправленному формированию высших психических функций у детей с задержанным психическим развитием, обеспечению полноценного психологического базиса.
Следует стремиться к использованию технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.
Анализируя программу коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующие направления [31]:
Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей. Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:
Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
· обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
· коррекция недостатков в двигательной сфере;
· развитие общей и мелкой моторики;
· формирование чувства ритма;
· создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
Целенаправленное формирование высших психических функций:
· развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
· формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;
· развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
· развитие творческих способностей.
Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
· целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;
· всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
· формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
· преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
Преодоление недостатков в речевом развитии:
· целенаправленное формирование функций речи;
· особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;
· создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
· одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.
Формирование коммуникативной деятельности:
· обеспечение эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и сверстниками;
· формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
· диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
· обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
· взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
· использование игровой мотивации на всех занятиях.[45]
Важным направлением консультативной деятельности педагога - психолога является психологическая поддержка педагогов и родителей детей с ЗПР. Взаимодействие такими детьми может привести к возникновению у взрослых различных профессиональных и личностных проблем. Заметим, что в своих реакциях на проблемы взаимодействия с детьми взрослые часто зеркально отображают детские проблемы и отклонения. В этом случае необходимо провести работу по оказанию психологической поддержки, цель которой - помощь в переходе на позицию сотрудничества, позволяющую более эффективно решать проблемы детей и взрослых. [43] Консультативно-просветительская работа может быть направлена на повышение профессиональной и личностной компетенции педагогов и родителей. Эта задача решается при помощи лекций и активного психологического обучения.
Психологическая деятельность педагога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) психологической помощи. Педагог - психолог должен располагать банком данных о различных учреждениях, специализирующихся на оказании психологической и психотерапевтической помощи детям с отклонениями, их родителям (семьям), и при необходимости направлять нуждающихся для консультаций к соответствующим специалистам. [38] Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие. [28]
Педагог-психолог должен находиться в тесном контакте с учителями, работающими детьми с ЗПР, которые должны соблюдать следующие условия:
· в совершенстве знать спецпсихологию;
· создавать в школе, классе благоприятный психологический климат;
· воздействовать на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
· помнить: максимум поощрения, минимум наказания;
· требуя, учитывать реальные возможности ребенка;
· каждому ребенку - индивидуальный подход. Индивидуально дозировать темпы и объем работы;
· учитывать “зону ближайшего развития”. Постепенно увеличивать и усложнять нагрузку;
· учить ребенка посильным приемам регуляции поведения;
· утверждать позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;
· строго следовать режиму дня, недели; предупреждать переутомление;
· соблюдать все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей;
· работать в тесном контакте с врачом, родителями.
В последние годы большой интерес представляют традиционные и нетрадиционные коррекционные технологи, апробацией которых занимаются ученые и практики, педагоги и психологи. Широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. Так, различные виды игр применяют для формирования личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов, общения. В исследованиях Запорожца и Неверович показана эффективность использования творческой деятельности в регулировании динамической стороны поведения ребенка.
Современные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых отводят большую роль искусству как средству коррекции «Я-концепции» ребенка, его самосознания, потребности в общении, самоутверждении, признании, негативных эмоциональных состояний. Роль музыкотерапии в стабилизации эмоциональных состояний детей определяет ряд исследователей.[41] Эстетотерапия обеспечивает мобилизацию внутренних защитно-приспособительных резервов детского организма благодаря созданию ощущения радости жизни. Рядом авторов доказано, что при использовании сказкотерапии метафорическое воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий.
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго проанализирован ряд коррекционных программ других исследователей, которые получили в настоящее время распространение в образовательных центрах. Так, методика формирования программирования произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности представляет собой комплекс учебно-игровых заняти. Разработаны основы уровневого подхода к развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы и базовой аффективной регуляции ребенка. Одним из методов глубинно-психологически ориентированной психотерапии является символдрама. Основу этого метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему. [45] Для реализации программы «Формирование пространственных представлений» рекомендуется вид проведения занятия разрабатывать в соответствии с возрастом детей и учетом ведущего типа мотивации (игровой, соревновательной, мотивации достижения, обучения, поощрения или избежания наказания). В исследованиях, проведенных Е.А. Панько, С.Н. Ждановым, Л.С. Ходонович, выявлено, что коррекция наиболее успешна при условии ее комплексного осуществления как с помощью игры, так и посредством разных видов искусства с интегрированным взаимодействием узких специалистов. [36] Итак, анализируя вышесказанное, можно отметить, что в специальном образовании процессы диагностики, обучения, воспитания и коррекции должны быть взаимосвязаны и взаимодополняемы. В процессе воспитания и обучения лиц с особыми образовательными потребностями различают специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания, средства коррекции. Образовательно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы осуществляются с детьми, имеющими ЗПР, как в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях. Работа с детьми, имеющими ЗПР, предполагает наличие у педагога специального образования, соответствие личной психограммы профессиограмме специального педагога. Непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса является интегрированная деятельность узких специалистов и родителей (семьи), имеющих детей с особыми образовательными потребностями.