Технология организации самостоятельной работы студентов
Организация учебной деятельности студентов в рамках конкретного учебного предмета осуществляется не только на аудиторных занятиях, но и вне их — в самостоятельной деятельности. В современной научно-методической литературе нет однозначных подходов к названию этой формы работы студентов и ее понятию. Употребляется как термин «самостоятельная работа», так и термин «самостоятельная деятельность»; иногда отождествляются понятия «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность», «самостоятельные занятия», «самообразование». Это происходит из-за того, что данная педагогическая категория весьма многогранна в предмете исследования. Так, часть авторов предлагает понимать под самостоятельной работой студентов различные виды домашних заданий. Другие считают, что это разновидность деятельности студентов по выполнению дополнительных заданий, во внеаудиторное время. Третьи определяют ее как деятельность, направленную на полное усвоение учебной программы, без прямого участия преподавателя. Еще одна группа ученых видит в самостоятельной работе способ учебной деятельности студентов.
Мы выстроим иерархию понятий «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа» в такой последовательности. Будем считать понятие «самостоятельная деятельность» педагогической категорией, имеющей своей основной целью развитие познавательных и интеллектуальных способностей студентов путем организации комплексных мероприятий. Обоснуем это тем, что понятие «деятельность» по своей сути более объемно, чем понятие «работа», поскольку деятельность — это активное взаимодействие человека со средой. Она направлена на познание и преобразование мира, на реализацию сознательно поставленной цели. При выполнении одной и той же работы люди имеют разные цели и поэтому выполняют разные виды деятельности. А самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.
Самостоятельная деятельность может определяться как система индивидуальной и групповой деятельности студентов, осуще-
ствляемой под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных и внеаудиторных занятий и стимулирующей их познавательную активность, развивающей интеллектуальные способности и потребности в самообразовании.
Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.
Своеобразие самостоятельной деятельности заключается в том, что студенту предоставляется возможность самостоятельного определения собственной образовательной траектории, он выступает как субъект собственной учебно-познавательной деятельности.
Самостоятельная деятельность может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная деятельность студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее время и место.
Самостоятельная деятельность приводит студента к получению нового, упорядочению и углублению знаний.
Самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся:
развивающая, поскольку именно самостоятельная деятельность способствует повышению культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности, обогащению интеллектуальных способностей студентов;
информационно-обучающая. Учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной;
ориентирующая и стимулирующая функции позволяют придать процессу обучения студентов так называемое профессиональное ускорение, выражающееся в том, что в ходе самостоятельной деятельности у студентов не только развиваются интеллектуальные способности и повышается культура умственного труда, но и формируется умение видеть горизонты прогресса педагогической науки;
воспитывающая функция тоже проявляется в самостоятельной деятельности, поскольку личность специалиста, его профессиональные качества развиваются, формируются, а иногда и корректируются в процессе непосредственного выполнения того или иного вида задания для самостоятельной работы;
педагогической коррекции, поскольку организация самостоятельной деятельности студентов есть определенное отражение всего педагогического процесса в образовательном учреждении;
исследовательская функция выводит студентов на новый уровень профессионально-творческого мышления.
Кроме перечисленных для самостоятельной деятельности важна практическая реализация функций самопобуждения и самоуправления, а также познавательная.
Основу самостоятельной деятельности студентов составляет ряд принципов. Одним из центральных следует назвать принцип самостоятельности. Стремление к самостоятельности выступает естественной возрастной потребностью юношества. Она проявляется как самостоятельность действий и самостоятельность мышления. С учетом этого преподавателю необходимо так построить процесс организации самостоятельной деятельности, чтобы у студента было право выбора в планировании хода деятельности, проверке ее результатов. Важным можно считать и принцип развиваю-ще-творческой направленности, когда студенты участвуют не только в разрешении творческих ситуаций, но и сами их проектируют, а также принцип личностных образовательных инициатив, благодаря которому реализация заданий для самостоятельной работы происходит на основе учета образовательных потребностей студентов. Принцип комплексного подхода составляет основу для целенаправленного формирования навыков репродуктивной и творческой деятельности студентов, а принцип целевого планирования позволяет утверждать, что в процессе самостоятельной деятельности реализуются общие цели воспитания, обучения и развития студентов. Эффективность самостоятельной деятельности студентов определяется принципом личностно-деятельностного подхода, благодаря которому возможен учет потребностей, особенностей, уровня развития студентов.
Рассмотрим процедуру организации самостоятельной деятельности студентов. Здесь преподавателю нужно найти ответ на ряд последовательных вопросов. Во-первых, каковы целевые ориентиры и направленность этой деятельности? Во-вторых, каким должно быть ее содержание? В-третьих, в чем выражается механизм руководства этой деятельностью со стороны преподавателя?
Осознание студентами целевых ориентиров самостоятельной деятельности происходит на основе практической реализации преподавателем рефлекторно-ассоциативной теории. Преподаватель использует в работе со студентами последовательно четыре приема. Первый из них, прием локальных ассоциаций, направлен на осознание студентами необходимости усвоения новых знаний в процессе самостоятельной деятельности. Данная задача реализуется за счет того, что в процессе самостоятельной работы студенты устанавливают преемственную связь между новым и знакомым материалом и этим создается уверенность студента в том, что он готов к усвоению новых знаний. Прием частично-ассоциативных связей позволяет студенту установить системные связи
внутри знакомой учебной информации, например, внутри параграфа, и тем самым подвести итог пройденному. Прием внутрисистемных ассоциаций позволяет студентам установить значение использования той или иной педагогической категории в рамках теории и практики научной дисциплины, по которой даются задания для самостоятельной работы. Последний прием межсистемных ассоциаций показывает необходимость межнаучных, межпредметных связей, без которых не может существовать ни одна наука. Этот прием помогает студенту понять связь между преподаванием, самообучением и самостоятельной деятельностью.
Самостоятельная деятельность реализуется через систему разнообразных учебных, производственных, интеллектуальных заданий, предложенных студентам для самостоятельной работы.
Выделяют четыре типа самостоятельной работы студентов. Первый тип работ позволяет сформировать у студентов умение выполнять заданный алгоритм действий, распознавать полученную информацию или педагогическое явление при повторном их восприятии. Причем существенным здесь выступает то, что признаки явления должны быть ярко выражены, представлены в четком виде через задание и инструкцию к его выполнению. К этому типу относятся задания по образцу. Второй тип работы позволяет сформировать умения воспроизведения усвоенной информации по памяти, на основе репродуктивного воспроизведения и частично самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач. К этому типу относятся конструктивно-вариатив-ные задания. Это могут быть задания на составление собственного варианта конспекта занятия, игры, информационного бюллетеня для родителей, методических рекомендаций воспитателям, родителям, проекта, модели и т.д. Третий тип заданий позволяет студентам научиться решать нетиповые поисковые задачи на основе ранее накопленного опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, ее формулировки, поиска и реализации способов решения. К этому типу относятся задания эвристического характера, например разрешение педагогических ситуаций. Четвертый тип задания направлен на творческую деятельность, когда студенты способны глубоко проникать в сущность рассматриваемых объектов, устанавливать новые факты, преобразовывать их. К этому типу относятся исследовательские задания', на обобщение передового педагогического опыта, организацию наблюдения за отдельными педагогическими явлениями, анкетирование, тестирование педагогов, родителей, детей, сравнительный анализ полученных результатов, составление графиков, диаграмм, таблиц, разработку собственных нетрадиционных занятий с детьми, придумывание своих вариантов различных игр для детей.
В системе конкретного учебного предмета следует давать поочередно все типы заданий, не вырывая одно из контекста остальных. Надо также учесть, что результативность самостоятельной работы определяется уровнем самостоятельной продуктивной деятельности студентов. Выделяют четыре уровня:!) копирующих действий, осуществляемых путем сравнения собственных действий с известным образцом; 2) репродуктивных действий (деятельности), когда решаются типовые учебно-познавательные и интеллектуальные задачи; 3) продуктивной деятельности, которая осуществляется путем самостоятельного решения задач, выходящих за пределы известного образца; 4) самостоятельной деятельности по переносу знаний на новую ситуацию.
Рассмотрим виды самостоятельной работы. Наиболее распространенный представляет работа с книгой: реферирование, составление аннотаций, конспектов, обзор научно-методической литературы, тезирование, цитирование, чтение текста. Вызывает интерес студентов подготовка ребусов, кроссвордов. В этом виде работы студенты не только обогащают свои знания дополнительной информацией, но и совершенствуют свои познания в области психолого-педагогической терминологии. Развивающая цель выражается в активизации педагогически направленного мышления, внутреннего самопознания, воображения. Воспитательный характер проявляется в изобретательности, эстетической выразительности.
Написание педагогических эссе, писем-размышлений, сочинений оказывается весьма полезным для студентов, поскольку для выполнения задания нужно изучить педагогическое наследие педагогов-классиков. Основное назначение данного вида работы — научить студентов высказывать свое отношение к той или иной концепции, теории, технологии, осмысливать их с позиции современных требований. У будущих специалистов появляется возможность профессионального самовыражения. Такие виды работы несут в себе огромный воспитательный заряд, так как способствуют проявлению корректного, уважительного отношения к отечественному педагогическому наследию, утверждению у будущих профессионалов чувства собственного достоинства.
При создании «картотек методов, идей» студенты учатся определенным образом алгоритмизировать информацию: размещать ее в соответствии с определенным принципом, выделять конкретную цель и содержание. У студентов развивается умение обобщать, классифицировать педагогические явления, выделять позитивное и негативное, делать выводы и составлять на их основе методические рекомендации. Воспитательная роль весьма значима, поскольку такая работа создает предпосылки для проявления студентами своей педагогической позиции, отношения к имеющемуся опыту.
С точки зрения формирования профессиональной направленности весьма полезным для студентов выступает педагогический
коллаж. Студенты учатся искать определенную информационную среду: газеты, телепередачи, педагогические выставки, новинки методической литературы, участие в «творческих мастерских» педагогов-практиков. С их помощью студенты смогут проанализировать имеющийся инновационный опыт. У них формируются навыки самостоятельного анализа, синтеза и обобщения. Этот вид самостоятельной работы невозможен без профессиональной этики и коммуникативной культуры, которые составляют основу для постановки воспитательных задач.
Продолжает решать вышеобозначенные задачи создание студентами разнообразных проспектов, проектов, моделей. Они позволяют уйти от противоречий, которые нередко наблюдают студенты. Эти противоречия возникают как рассогласование между теоретической информацией, получаемой студентами на учебных занятиях, и реальной практической деятельностью образовательных учреждений или конкретных педагогов.
Совершенствует методические навыки студентов составление различных памяток, рекомендаций, советов, кодексов. Здесь важным моментом выступает формирование у студентов умения переносить полученную информацию на новую ситуацию. Интересно выполненное задание невозможно без творчества студентов и что особенно важно — студенты, высказывают свое педагогическое кредо, реализуют собственную профессиональную установку в отношении к профессии, к детям, к себе в профессии.
Виды самостоятельной работы студентов реализуются в таких формах самостоятельной работы, как конференции, предметные вечера, педагогические конкурсы и КВНы, проблемные группы и кружки, выпуск студентами педагогических газет и журналов, участие в неделях (например, неделя психолого-педагогических дисциплин), а также в разнообразных чтениях, лекториях и т.д.
Все перечисленные типы, виды и формы самостоятельной работы могут быть использованы преподавателем для работы со студентами как непосредственно на учебном занятии, так и во внеаудиторное время.
Несмотря на большое разнообразие видов самостоятельной работы студентов, следует констатировать тот факт, что студенты нередко весьма пассивны в этом виде своей учебной деятельности. Это обусловлено двоякого рода причинами. Во-первых, преподаватель допускает методические погрешности при организации самостоятельной работы. Например, нечетко формулирует цели обучения на отдельных этапах работы; дает теоретические знания, которые сложно применить практически при выполнении заданий; нет системы стимулирования деятельности студентов; отсутствует объективная оценка результатов; во время контроля нарушается принцип доведения педагогического требования до логического конца.
Во-вторых, у студентов отсутствуют внутренние стимулы; недостаточен уровень теоретических знаний, нужных для выполнения задания, или навыков по работе с научно-методической литературой; отсутствуют навыки «умственной самостоятельности».
Под умственной самостоятельностью понимается способность, благодаря которой учащийся в совершенстве владеет умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, для приобретения знаний, для творческого их применения в сложившейся новой ситуации. Ведущими признаками умственной самостоятельности являются осознание учащимся проблемы; выдвижение гипотезы; самостоятельная разработка плана поиска; соотнесение результатов исследования с изучаемыми явлениями и проверка достоверности. А уровни самостоятельной активности характеризуются умениями делить текст на части; делать выводы; подбирать вступление; использовать приобретенные знания в новых условиях.
Управление педагогом самостоятельной деятельностью студентов включают в себя пять последовательных этапов. Информационный этап ориентирует студентов на актуальное понимание главного при изучении конкретного параграфа, главы, учебного текста. Операционный этап направлен на выполнение разнообразных заданий по усвоению полученной учебной информации. Этап обратной связи осуществляется в виде ориентировочных указаний со стороны преподавателя и самоконтроля студента по их выполнению. Контрольный этап предполагает выполнение студентами разнообразных контрольных работ, что позволяет преподавателю сориентироваться в степени усвоения материала, данного студентам в качестве заданий для самостоятельной работы. Указательный этап позволяет педагогу в ходе проверки заданий для самостоятельной работы уяснить, какие из них вызвали наибольший интерес, трудности при выполнении, какие из заданий могут быть выполнены, какие нет.
В связи с этим алгоритм работы преподавателя будет следующий.
1. Разработка и выдача заданий. Здесь преподавателю придется выполнить ряд требований:
- система заданий для самостоятельной работы должна способствовать наиболее полной реализации принципов дидактики;
- содержание заданий по конкретной теме должно соответствовать конкретной триединой цели;
- содержание и методический аппарат задания должны обеспечивать познавательную деятельность студентов на всех уровнях познавательной самостоятельности: репродуктивном, частично-поисковом, творческом;
- индивидуализировать познавательную деятельность студентов;
- задания должны быть связаны с другими видами учебной деятельности для обеспечения эффективности познавательной деятельности студентов;
- система заданий должна реализовываться на основе задач постепенно возрастающей сложности и быть детерминирована системой частнодидактических целей;
- любое задание для самостоятельной работы должно помогать студентам приобрести, закрепить, применить, проверить полученные знания;
- при определении вида задания педагогу следует обратить внимание и на формы организации деятельности студентов: задание выполняется индивидуально, в микрогруппе, в диаде, коллективно.
- для обеспечения усвоения студентами знаний на уровне самостоятельно-творческого воспроизведения учебной информации задания для самостоятельной работы обязательно должны вводиться в изучение любой учебной дисциплины и на каждом этапе усвоения знаний по данному курсу;
- опосредованность типов, видов и форм самостоятельной работы студентов определяется дисциплиной, изучаемой темой, типом учебного занятия, подготовленностью студентов.
При выдаче заданий студентам преподаватель может использовать такой алгоритм: тема (название), цель, содержание задания, методические рекомендации (инструкция) по выполнению.
2. Консультация по выполнению заданий, которая осуществляется в виде устного инструктажа, письменной инструкции, в качестве автоинструкции, которую дает себе сам студент в виде предписания. В любом виде инструкции должны быть указаны время, отведенное на выполнение заданий, система поощрений и штрафные санкции, требования к содержанию и эстетическому оформлению задания.
3. Коррекция познавательной деятельности студентов, которая осуществляется при повторной консультации, когда преподаватель помогает решить возникшие трудности при выполнении заданий, подсказывает новые направления работы. Особое значение здесь приобретает организация индивидуальной помощи преподавателя студентам.
Активизировать познавательную активность студентов может методика реконструкции педагогического опыта. Реконструкция как организация чего-либо на новых основаниях, как восстановление предполагает не простое копирование, дублирование имеющегося позитивного опыта, а его творческое преобразование на основе имеющихся документов, ретроспективных представлений. Методика содержит два этапа. Первый заключается в осознании конкретной практической задачи и поиске педагога, чей опыт ока-
10 3.5Ю
жется полезным для ее решения. Второй заключается в определении сути предстоящей реконструкции. Здесь нужно последовательно ответить на несколько вопросов: что натолкнуло на мысль о необходимости изменения; как могут быть определены практические задачи; какое решение было принято за основу дальнейшей работы; какие поправки надо внести в первоначальный замысел; какие результаты говорят о положительном эффекте проделанной работы; какие выводы можно сделать на основе полученного опыта; при каких условиях полученный опыт может стать достоянием других?
4. Контроль, который осуществляется преподавателем в нескольких видах. Корректирующий выполняет функцию побуждения, а констатирующий направлен на проверку и оценку результатов самостоятельной работы студентов. В качестве методов контроля выделяют коллективный анализ результатов; самостоятельный анализ студентом своей работы с последующей коллективной проверкой и оценкой деятельности; самопроверку и самооценку студентом полученных результатов.
Самоконтроль студентов можно тоже рассматривать как разновидность контроля. Пример вопросов для самоанализа самостоятельной деятельности студентов: Нравится ли вам обязательная самостоятельная работа по дисциплине? Чем нравится (поясните ответ)? Чем не нравится (поясните ответ)? Какие трудности возникают у вас в процессе самостоятельной работы? Какие указания вы получаете от преподавателя для успешного выполнения заданий?
Можно предложить студентам и такую систему вопросов для самоанализа: В чем состоит цель этой деятельности, т. е. каков ожидаемый результат? Может быть, от нее можно совсем отказаться? Какими видами умственной работы приходится заниматься чаще всего? Что важнее всего? Как именно вы ее выполняете: из каких этапов состоит, в какой последовательности они идут, все ли этапы необходимы? Можно, нужно ли поменять последовательность этапов или развести их во времени? Можно вообще принципиально по-другому выполнить эту работу?
Существует еще такой вид контроля, как взаимоконтроль студентов, который реализуется с помощью отзывов, рецензий, анкет, экспресс-опросов.
Поскольку при выполнении заданий для самостоятельной работы происходит самоорганизация опыта самих студентов, то важно сформировать у них системный подход к организации этого вида учебно-познавательной деятельности. Студенты должны научиться выделять цели этой деятельности, определять ее предмет, выбирать средства организации собственной самостоятельной деятельности, находить средства коррекции при получении неудовлетворительного результата деятельности, определять область зна-
ний и умений, которыми нужно дополнить уже имеющиеся для успешной реализации поставленной задачи.
Алгоритм работы с т у д е н т а по реализации заданий для самостоятельной работы укладывается в несколько этапов.
Этап 1
Цель: проектирование самостоятельной деятельности.
Действия:
- определение цели и задач;
- проектирование процесса выполнения: выделение этапов работы, затраты времени;
- выбор источников информации.
Результат: отбор приемов и средств для осуществления самостоятельной деятельности. Этап 2
Цель: усвоение и осмысление информации. Действия:
- восприятие информации;
- поиск и выделение объектов информации в виде ключевых понятий, терминов, фактов и их трансформация применительно к содержанию задания для самостоятельной работы.
Результат: обобщение информации и ее анализ для дальнейшего использования. Этап 3
Цель: синтез новой информации. Действия:
- конструирование новой информации на основе имеющихся данных;
- составление содержательной модели выполнения задания;
- оценка полученного результата.
Результат: выводы о качестве самостоятельной деятельности.
Самостоятельная работа студентов напрямую связана с культурой умственного труда, поэтому преподавателю уместно дать им несколько следующих советов.
1. Успешность и результативность работы зависит от умения постоянно анализировать учебно-познавательную ситуацию, выявлять в ней то, что вызывает затруднения и препятствует эффективному усвоению знаний. Для этого надо знать, чего хотите достичь; осознать то, что имеете в настоящее время; выяснить, какие внешние и, особенно, внутренние причины мешают достижению цели — вызывают затруднения; определить возможные и наиболее эффективные для вас пути преодоления трудностей и достижения цели.
2. Старайтесь преобразовать полученную информацию так, чтобы сделать для себя более удобным ее усвоение. Подумайте, как можно переформулировать, изменить в плане порядка, перекодировать, т. е. передать в другом виде — рисунком, формулой, графиком и т.д. эту информацию, как распределить ее элементы по степени их важности для лучшего усвоения.
3. В любой деятельности одну из важнейших позиций занимает умение выделять главное, т.е. информацию или действие, которые наиболее существенно позволяют приблизиться к цели. Вопрос «А что здесь самое важное?» должен сопровождать вас постоянно.
Таким образом, самостоятельная работа студентов как вид их учебно-познавательной деятельности способствует выработке установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умений ориентироваться в потоке информации при решении учебно-профессиональных задач, соответственному продвижению от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. На что направлена самостоятельная деятельность студентов?
2. Каковы функции самостоятельной деятельности студентов?
3. Перечислите принципы организации самостоятельной деятельности студентов.
4. Выделите задачи каждого типа заданий самостоятельной работы студентов.
5. Назовите формы самостоятельной работы студентов и соответствующие им виды.
6. В чем причины пассивности студентов при выполнении разнообразных заданий для самостоятельной работы? Дайте советы по их устранению.
7. Составьте графическую схему работы студентов над заданиями для самостоятельной работы.
8. Сформулируйте свои личные приобретения по изученной теме. Выделите причины, по которым они произошли. Выпишите цели дальнейшего освоения этой темы.
9. Выполните тестовые задания.
1. Какие из функций самостоятельной деятельности студентов пропущены в нижеобозначенном списке?
а)...;
б) информационно-обучающая;
в) ориентирующая;
г) воспитывающая; Д)...
2. Выделите прием, используемый педагогом для формирования у студентов осознанности цели самостоятельной деятельности в рамках теории и практики научной дисциплины:
а) локальных ассоциаций;
б) частично-ассоциативных связей;
в) внутрисистемных ассоциаций;
г) межсистемных ассоциаций.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ