Эволюция информационных технологий в зависимости от развития процессов хранения, транспортирования и обработки информации
При другом подходе эволюция информационных технологий прослеживается на процессах хранения, транспортирования и обработки информации.
В нулевом поколении (4000 г. до н.э. - 1900 г.) в течение шести тысяч лет наблюдалась ручная обработка информации: от глиняных таблиц к папирусу, затем к пергаменту и, наконец, к бумаге. Имелось много новшеств по представлению данных, такие как фонетические алфавиты, сочинения, книги, библиотеки, бумажные и печатные издания.
Первое поколение (1900—1955) связано с технологией перфокарт, при которой запись данных представлялась на них в виде двоичных структур. Процветание компании IBM в период 1915—1960 гг. связано с производством электро-механического оборудования для записи данных на карты, сортировки и составления таблиц. Громоздкость оборудования, необходимость хранения громадного количества перфокарт предопределили появление новой технологии, которая должна была вытеснить электро-механические компьютеры.
Второе поколение (программируемое оборудование обработки записей, 1955—1980 гг.) связано с появлением технологии магнитных лент, каждая из которых могла хранить информацию десяти тысяч перфокарт. Для обработки информации были разработаны электронные компьютеры с хранимыми программами, которые могли обрабатывать сотни записей в секунду. Ключевым моментом этой новой технологии было программное обеспечение, с помощью которого сравнительно легко можно было программировать и использовать компьютеры.
Третье поколение (оперативные базы данных, 1965—1980 гг.) связано с внедрением оперативного доступа к данным в интерактивном режиме, основанном на использовании систем баз данных с оперативными транзакциями.
Технические средства для подключения к компьютеру интерактивных компьютерных терминалов прошли путь развития от телетайпов к простым алфавитно-цифровым дисплеям и, наконец, к современным интеллектуальным терминалам, основанным на технологии персональных компьютеров.
Оперативные базы данных хранились на магнитных дисках или барабанах, которые обеспечивали доступ к любому элементу данных за доли секунды. Эти устройства и программное обеспечение управления данными давали возможность программам считывать несколько записей, изменять их и затем возвращать новые значения оперативному пользователю. В начале системы обеспечивали простой поиск данных: либо прямой поиск по номеру записи, либо ассоциативный поиск по ключу.
Четвертое поколение (реляционные базы данных: архитектура «клиент - сервер», 1980—1995 гг.) явилось альтернативой низкоуровневому интерфейсу. Сегодня почти все системы баз данных обеспечивают интерфейс SQL. Кроме того, во всех системах поддерживаются собственные расширения, выходящие за рамки этого стандарта.
Пятое поколение (мультимедийные базы данных, с 1995 г.) связано с переходом от традиционных хранящих числа и символы к объектно-реляционным, содержащим данные со сложным поведением. Например, географам следует иметь возможность реализации карт, специалистам в области текстов имеет смысл реализовывать индексацию и выборку текстов, специалистам по графическим образам стоило бы реализовать библиотеки типов для работы с образами.
Теперь мы находимся в начале шестого поколения систем, которые хранят более разнообразные типы данных (документы, графические, звуковые и видеообразы). Эти системы шестого поколения представляют собой базовые средства хранения для появляющихся приложений Интернета и Интранета. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ 1
Проанализировать цифровые образовательные ресурсы, представленные в Хрестоматии данного курса:
· презентация (автор: Провалова Ю.С. тема «Хэллоуин» );
· видеоролик «Урок бумагопластики» Московский Городской Детский Телевизионный учебный центр (http://www.youtube.com/watch?v=866MCY6tu-c);
· отсканированный фрагмент учебника (Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / Теплышев В. Ю., Трайнев И. В. - М. : Дашков и К°, 2009. - 318 с.).
Оценивать по следующим критериям:
1. Предполагаемые педагогические цели, решаемые с помощью анализируемого ЦОРа.
2. На какой возраст рассчитан?
3. Предполагаемое время непрерывной работы учащегося с ресурсом?
4. Какое предполагается техническое оснащение рабочего места преподавателя, имеющего возможность использовать анализируемый ЦОР?
5. Соответствует ли анализируемый ЦОР существующим психологическим, методическим и эргономическим требованиям?
6. Достоинства и недостатки анализируемого ЦОРа.