Программа мониторинга качества образования в дошкольном учреждении
Непосредственное руководство дошкольным учреждением в соответствии с законодательством Республики Беларусь [30] осуществляет заведующий (директор ДЦРР). Следовательно, он является организатором мониторинга качества образования в дошкольном учреждении и разрабатывает программу мониторинга, которая включает составление алгоритма деятельности по реализации системы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, определение конкретных исполнителей и их функций:
1. Определяется область применения мониторинга в дошкольном учреждении — тип мониторинга.
2. Из деятельности дошкольного учреждения выделяются системы, обеспечивающие жизнедеятельность — объекты мониторинга.
3. В рамках объектов мониторинга определяются процессы, регулирующие функционирование систем жизнедеятельности дошкольного учреждения — предметное поле мониторинга.
4. Формулируются цели, задачи, принципы, определяются функции мониторинга в дошкольном учреждении в зависимости от типа и вида мониторинга.
5. Определяются участники мониторинговой деятельности, осуществляется делегирование полномочий между членами управленческой команды.
6. Вносятся изменения и дополнения в функциональные обязанности организаторов и исполнителей мониторинга в дошкольном учреждении (заведующего дошкольным учреждением, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолога, социального педагога, заместителя заведующего по хозяйственной части, старшей медицинской сестры, воспитателя, музыкального руководителя и др. специалистов).
Структура программы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении включает следующие компоненты [39]:
1. Тема исследования — формулируется в рамках объекта определённого типа мониторинга.
2. Объект мониторинга — определяются широкие границы мониторинговой деятельности.
3. Предмет — выделяются элементы, составляющие объект исследования в дошкольном учреждении.
4. Актуальность — заключается в выявленном противоречии между нормами, стандартами, запросами государства, социума, дошкольного учреждения и реальными практическими результатами деятельности дошкольного учреждения; неудовлетворённость дошкольного учреждения сложившейся ситуацией или ярко выраженной проблемой.
5. Цель мониторинга — определяется общий результат мониторинговой деятельности в рамках проблемного поля предмета исследования с использованием заданных критериев оценки в зависимости от вида мониторинга.
6. Задачи — разрабатываются последовательные действия для достижения целей мониторинга качества образования в дошкольном учреждении.
7. Гипотеза — формулируется как прогноз решения проблем и противоречий, выявленных в практике.
8. Результаты мониторинга — определяются новые возможности, которые предоставляет информация, полученная в процессе мониторинговой деятельности.
9. Этапы мониторинга — разрабатываются последовательные, логически завершённые части, определяющие промежуточные результаты мониторинговой деятельности (Приложение А).
10. Технология мониторинга — определяется алгоритм мониторинговых действий (процедур) (Приложение Б), включённых в общую схему (Приложение В).
Технология реализации мониторинга качества образования в дошкольном учреждении осуществляется посредством разработки технологических карт разных типов мониторинга с учётом особенностей объекта и предмета мониторинга, функциональных обязанностей субъектов мониторинга, ресурсного обеспечения и специфики региона, типа, вида, профиля и стартовых возможностей дошкольного учреждения и других факторов [1, 48] (Приложение Г).
Основополагающим принципом построения структурно-функциональной модели мониторинга качества образования в дошкольном учреждении выступает принцип эффективности, ориентирующий на достижение максимального результата деятельности дошкольного учреждения при наименьших затратах, учитывающих сроки достижения этих результатов, степень их соответствия целям образования, концепции и задачам развития дошкольного учреждения, а также ресурсы дошкольного учреждения.
Эффективность процесса управления качеством образования в дошкольном учреждении определяется качеством реализации функций управления (целеполагание, планирование, организация, контроль, анализ), показатели которых разработаны Н.В. Рогожкиной (таблица 4).
Таблица 4 — Критерии эффективности процесса управления качеством образования в дошкольном учреждении
Критерии | Показатели |
1. Качество целеполагания (формулирование целей как прогнозируемых результатов деятельности, построение «дерева целей») | - преемственность целей, целей и результатов; - последовательность целей; - структурированность целей; - конкретность целей и измеримость прогнозируемых результатов. |
2. Качество планирования (составление программ достижения поставленных целей) | - логичность; - последовательность; - сбалансированность; - конкретность. |
3. Качество организации (предотвращение отклонений от целей управления путем обеспечения передачи и усвоения информации) | - целенаправленность; - рациональность; - структурированность. |
4. Качество контроля (сбор информации для оказания программирующего и последующего адекватного корректирующего воздействия) | - целенаправленность; - системность; - систематичность; - плановость. |
5. Качество аналитической деятельности (выявление причин, обусловливающих результаты качества образования в дошкольном учреждении) | - целенаправленность; - системность; - чёткость. |
Учитывая, что мониторинг выступает системообразующим элементом управленческого цикла и функционирует как целостное системное образование, то критериями качества реализации функций управления выступает целевая, ресурсная, социально-психологическая и технологическая эффективность системы мониторинга (таблица 5).
Таблица 5 — Критерии эффективности системы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении
Критерии | Показатели |
Целевая эффективность | · целесообразность, необходимость мониторинга; · целенаправленность мониторинговых исследований; · проективность мониторинга в управленческом цикле. |
Ресурсная эффективность | · экономичность, рациональность управления качеством образования в дошкольном учреждении; · оперативность, динамичность осуществления управленческого цикла; · гибкость, подвижность процессов, процедур. |
Социально-психологическая эффективность | · мотивированность коллектива на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности; · сработанность и сплочённость коллектива, психологический микроклимат; · удовлетворённость участников мониторинга своим трудом. |
Технологическая эффективность | · структурная надёжность мониторинга как механизма управления качеством образования в дошкольном учреждении; · функциональная надёжность мониторинга; · исполнительская надёжность мониторинга. |
Таким образом, мониторинг качества образования является механизмом управления качеством образования, если он имеет научную организацию в практической деятельности дошкольного учреждения.
Вопросы для самоконтроля
1. Как разработать программу мониторинга качества образования?
2. Какая структура программы мониторинга качества образования?
3. Как оценивается технология реализации мониторинга качества образования?
4. Какие критерии эффективности процесса управления качеством образования в дошкольном учреждении?
5. Какие критерии эффективности системы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении?