Формы и методы работы с молодыми педагогами
Содержание методической работы динамично, оно меняется в зависимости от задач, стоящих перед образованием, от запросов, потребностей и затруднений педагогов. Эта особенность предопределяет применение различных форм работы, что делает методическую деятельность интересной и привлекательной для педагогических работников. В своей работе с молодыми педагогами я стремлюсь использовать возможности для проявления творческих способностей каждого учителя, для их самореализации.
Таблица 1 Формы методической работы
Коллективные | Групповые | Индивидуальные |
Научно-методический семинар. Дни открытых дверей. Открытый урок. Научно-практическая конференция. Педагогический совет. Педагогические чтения. Методическая выставка. Панорама методических идей. Деловая игра. Конкурс профессионального мастерства. Школа педагогического мастерства. Методический фестиваль и др. | Диспут (дискуссия). «Круглый стол». Творческая группа. Взаимопосещения уроков. Педагогический консилиум. Проблемная группа. Школа молодого специалиста (педагога). Предметные и межпредметные семинары. Мастер-класс Тренинг. Педагогическая мастерская Творческая гостиная и др. | Наставничество. Собеседование. Консультация. Курсовая подготовка. Авторская разработка. Презентация авторской программы. Портфолио. Самоанализ. Самообразование. |
Ежегодно по итогам проведения диагностики затруднений педагогов организую педагогические чтения и семинары по различным проблемам, возникающим в образовательной деятельности, например:
· Педагогический мониторинг - как важное условие повышения качества знаний.
· Портфолио педагога – как оценка профессиональной деятельности.
· Критерии оценки педагогического портфолио, методической разработки.
· Критерии оценки профессиональной деятельности (новая модель аттестации).
· Методика самоанализа педагогической деятельности.
· Требования к оформлению педагогических разработок и работ на НПК.
· Информационно-образовательная среда школы. Организация дистанционного образования.
· Портфолио как инструмент оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
· Проблемы организации внеурочной деятельности.
Для молодых педагогов такие мероприятия являются, с одной стороны, теоретической основой для получения новых знаний, с другой стороны, позволяют получить опыт публичного выступления, создают основу для сотрудничества с педагогами-стажистами.
Традиционной формой методической работы стали методические дни. Цель, которых стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.
Таблица 2. Тематика методических дней
Уч. год | Тема методического дня (недели) |
2008-2009 | «Подготовка учащихся к ЕГЭ. Проблемы и перспективы». «Профессиональное мастерство и творчество в работе учителя». |
2009-2010 | «IT-компетентность педагогов и обучающихся». |
2010-2011 | «Формы и методы работы с одаренными обучающимися». «Профессиональная компетентность педагога – как условие повышения качества знаний». |
2011-2012 | «Компетентность педагога – как условие реализации стандартов нового поколения». «Формирование универсальных учебных действий обучающихся». |
2012-2013 | «Компетентность педагога – как условие реализации стандартов нового поколения». «Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности». |
В рамках методических дней организуются различные мероприятия: проблемные семинары, заседания школьных методических объединений, педагогические чтения, мастер-классы педагогов, открытые мероприятия с дальнейшим обсуждением (Приложения №2-4).
Участие в них молодых педагогов позволило решить следующие проблемы:
- ликвидация теоретических пробелов в знаниях;
- переложение теоретических знаний в область практического применения;
- преодоление психологических барьеров между стажистами и молодыми педагогами («проблемы есть и у меня, как у молодого специалиста, так и у опытных педагогов», «я могу тоже чему-то научить других педагогов»).
Еще одной возможностью диссеминации опыта педагогов стали Дни открытых дверей. В рамках которых, под моим руководством организуются выставки достижений обучающихся и педагогов, демонстрируются лучшие портфолио, научно-исследовательские и творческие работы, а также проводятся различные открытые мероприятия: уроки, внеурочные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия. Ежегодно в организации Дня открытых дверей принимают участие не менее 80% педагогов, в том числе 100% молодых (Приложения №5-7, 9).
В школе традиционно действует система наставничества - непосредственное обучение молодого учителя опытным наставником. Для организации более эффективной работы с молодыми педагогами несколько лет назад мною была разработана программа «Школа молодого учителя» (Приложение №8).
Практика показала, что «Школа молодого учителя» пользуется популярностью не только у молодых специалистов, но и педагогов со стажем работы до 10 лет, которые принимают активное участие в ее работе. Программа позволяет таким педагогам включиться в деятельность школы на любом этапе, в любое занятие при необходимости. Молодые педагоги активно участвуют в методических мероприятиях, демонстрируют свои профессиональные достижения в конкурсах, проводят открытые уроки (Приложения №7,9).