Факторы социализации и формирования личности
Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Сколько обстоятельств, вариантов их сочетания, столько и факторов социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.
В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализациии объединил их в три группы:
¨ макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей;
¨ мезофакторы (гр. mesos – средний, промежуточный) – группы людей, выделяемые по национальному признаку, по месту и типу населения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино);
¨ микрофакторы (семья, группы сверстников, учебные, профессиональные и общественные организации) оказывают непосредственное влияние на конкретных людей.
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте – добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей. И.С. Кон совершенно справедливо утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах, разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).
Чем лучше организована социальная группа, тем больше у нее возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность на различных этапах ее онтогенетического развития. Так, в дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.
В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя рода человеческого, убедиться в могуществе воспитания. Сегодня становится понятным, что без учета влияния макрофакторов нельзя разработать даже научно обоснованную региональную программу социализации подрастающего поколения, не говоря уже о государственной и межгосударственной.
Отдавая должное роли всех факторов социализации, необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.
Если в течение длительного времени при рассмотрении процессов социализации факторы только назывались, а в лучшем случае моделировалось их влияние на человека, то сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации – это развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В развивающей среде должны быть заложены возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития, получения удовлетворения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.
Факторы социализации являются одновременно и факторами формирования личности, если дополняются биологическим фоном, которому в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению некоторых ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.
Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек – это организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки – природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов: общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные (особенности типа нервной системы, анализаторов).
Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями – это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т. е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей.
Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Чем сложнее образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей человека.
Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств, могут влиять на уровень достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т. п.). Роль природных факторов на разных возрастных этапах неодинакова: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.
В то же время нельзя и переоценивать роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что «душа есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д. Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском, воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится. Французский философ К.А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда – это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг: чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие личности осуществляется в ее деятельности.
Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т. е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие дает возможность последовательно усложнять задачи и содержание образования, реализовывать возрастной и индивидуальный подход, формировать творческую индивидуальность школьника. В то же время оно позволяет осуществлять коллективное воспитание.
Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую действительность », овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. «Человека, – пишет Г.С. Батищев, – нельзя "сделать", "произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействие извне – но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной – совместной с другими людьми – деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)».
Широта, глубина развития каждой личности, при одинаковых условиях обучения и воспитания, зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.
Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность, однако, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.