Методы и формы коррекционной работы
Пояснительная записка
При наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуется специализировать работу школы, создавая интегрированные классы (когда в обычный класс включается группа детей с ОВЗ, например, с диагнозом «задержка психического развития»). Эти дети могут иметь разный уровень развития, свои особенности, возможности. Конечно, это усложняет работу педагогического коллектива, так как для освоения основной образовательной программы этим детям нужны специально созданные условия, отличающиеся от потребностей основной массы детей в классе. Министерством образования и науки рекомендована разработка программ коррекционной работы, направленных на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ, позволяющих учитывать их особые образовательные потребности путём индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы с детьми ЗПР разработана на основе современных документов, определяющих требования введению ФГОС, приказа МОН РФ от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ – создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы, коррекция недостатков в их физическом и (или) психическом развитии, социальная адаптация.
Задачи программы:
- своевременное выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их развитии;
- создание условий, способствующих усвоении детьми с ЗПР ООП начального общего образования;
- осуществление индивидуально ориентированного психолого – медико – педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учётом их особых образовательных потребностей;
- разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных занятий и системы мероприятий по социальной адаптации;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по социальным, психолого – педагогическим и другим вопросам.
Срок реализации программы – 4 года (время обучения детей с ОВЗ в начальном звене школы с 1 по 4 класс).
Ожидаемые результаты:
- формирование у учащихся с ЗПР универсальных учебных действий, предусмотренных стандартами первой ступени и готовности к обучению на второй ступени основного общего образования;
- положительная динамика обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующая об ослаблении степени влияния нарушений в развитии на жизнедеятельность (проявляющаяся не только в учебной, но и в повседневной жизни);
- воспитание толерантного поведения у одноклассников и родителей.
В случае стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы, обучающиеся направляются на дополнительное психолого – медико – педагогическое обследование.
Содержание программы
Работа в рамках данной программы имеет в своём содержании 4 аспекта:
- диагностический – проведение комплексного обследования учащихся с ЗПР и подготовка рекомендации по психолого – медико –педагогической помощи;
- коррекционно – развивающий – своевременная специализированная помощь в освоении ООП, преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для детей с ВПР;
- информационно – просветительский – направлен на разъяснительную деятельность по вопросам особенностей образования, обучения и воспитания учащихся с ЗПР со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями.
Работа ведётся по нескольким направлениям:
- развитие и коррекция когнитивной сферы и помощь в овладении базовым содержанием образования;
- развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- социализация и создание ситуации успеха в различных видах деятельности.
Программа коррекционной работы состоит из разделов:
- социально – педагогический раздел направлен на организацию социально-педагогической помощи детям с ЗПР и их родителям (законным представителям);
- психолого-педагогический раздел направлен на создание условий для детей с ЗПР в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями, развитие сохранных анализаторов на коррекционных занятиях, отслеживание динамики развития;
- профилактический раздел – направлен на соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питание детей, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий;
- учебно-воспитательный направлен на развитие познавательной деятельности, стимуляцию мыслительной активности и формирование жизненно-значимых навыков для предотвращения социальной дезадаптации.
Коррекционная работа проводится во внеурочное время в объёме не менее 5 часов и обеспечивает как выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, так и создание условий для их реализации.
Методы и формы коррекционной работы
1. Наблюдение во время учебной и внеурочной деятельности.
2. Диагностические беседы, экспериментальные исследования, анализ продуктов деятельности детей с ЗПР (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.).
3. Ведение документации (психолого-педагогические дневники, обобщающие справки и т.п.).
4. Организация учебной и внеурочной деятельности, направленная на развитие сохранных психических функций и на создание комфортных условий (индивидуальные задания в зоне ближайшего развития, паузы, режим двигательной активности).
5. Индивидуальные занятия со специалистами (соц. педагогом, психологом, педагогом дополнительного образования).
6. Мониторинг динамики развития и успешности в освоении программы.
7. Учитывая специфику возраста и нарушений, связанных с задержкой психического развития, индивидуальные коррекционные занятия со специалистами, осуществляющими процесс сопровождения детей с ЗПР (педагогом-психологом, соц. педагогом, педагогом дополнительного образования, учителем и др.) продолжительностью от 15 до 30 минут, в зависимости от индивидуальных возможностей детей с ЗПР (устойчивости внимания, эмоционального фона и т.д.). Таким образом, коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса при изучении предметов учебного плана и на специальных занятиях, где осуществляется, по возможности, коррекция дефектов развития всех сфер личности обучающихся с ЗПР специалистами, участвующими в сопровождении, что позволяет обеспечить принципы системности и непрерывности.
Приложение 2