Принципы со- и самоуправления в начальной школе

-сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений; Важно, чтобы выдвигаемые цели совместной деятельности не были сразу отвергнуты ребятами как не интересные либо навязанные против их желания лидерами класса или взрослыми.

- объединение детей и взрослых, вокруг общественно значимой цели предполагает сплачивание участников в совместной развивающей деятельности. Другие цели, стоящие перед ученическим коллективом, становятся зависимыми от главной цели, т.е. подчиняются её. Каждый ученический коллектив в конкретный промежуток времени может иметь свою специфическую цель.

- систематическая смена ролей членов самоуправления, и видов деятельности для учащихся, что способствует развитию инициативы, самодеятельности, раскрытию творческих способностей школьников, выработке у них нравственных личностных качеств. Каждый член ученического коллектива может предложить свою кандидатуру на роль лидера-организатора. Однако он должен учитывать в своей работе оценку товарищей, а также степень взаимоответственности и взаимного доверия при выполнении порученного дела.

Реализация этих принципов обеспечивает взаимодействие педагогов и воспитанников, которое основывается на взаимопонимании, диалогичности и предоставления самостоятельности в деятельности.

Развитие детского со- и самоуправления в начальных классах состоит из организации деятельности постоянно действующей системы соуправления и коллективной творческой деятельности (КТД).

Структура самоуправления позволяет: строить жизнь класса как постоянную одновременную заботу друг о друге; помогать каждому члену детского коллектива, реализовать себя в разнообразных творческих делах; сплачивать детский коллектив в совместном решении жизненно важных делах.

В начале первого класса общественные поручения распределяет (а это в основном поручения, связанные с самообслуживанием) классный руководитель. Совместно с классным руководителем (шефами – старшими школьниками) ребята на собрании обсуждают название, эмблему и девиз класса. В качестве основы для моделирования предстоящей деятельности в ученическом коллективе может быть оформлен стенд, наглядно иллюстрирующий коллективные дела класса, отдельные поручения учеников, экран успеха, разработанные и принимаемые всеми детьми и взрослыми правила школьной жизни (кодекс чести или заповеди). Пример, для стенда предлагается вымышленный сюжет «Цветочный город». Интересные персонажи этого города, их поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами творчества реальных учеников, помогают детям в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, проявлении того, что есть лучшего в каждом ребенке. Работа над поручениями поощряется призами, значками, статьями в газете и т.д.

В дальнейшем каждому члену этого ученического коллектива предлагается выбрать самостоятельно либо с его согласия, дело-поручение, входящее в общую структуру соуправления класса. Со временем, ребята приходят к тому, что распределение поручений осуществляется путем избрания ребят в органы ученического соуправления класса, начальной школы, а затем этот процесс превращается в установление очередности между учениками в выполнении поручений. Кроме того, меняется не только система распределения поручений, но и расширяется их круг, усложняются функции.

На следующем этапе все более активные позиции начинает занимать соуправленческий актив. Младшие школьники проникаются интересами школьного коллектива, ребята приобретают начальный, пока еще небольшой и несложный опыт организаторской работы, появляется чувство удовлетворения и вера в дальнейшие успехи, складываются первые традиции. В организации и воспитании коллектива «Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы, которые накопили традиции». Для воспитания коллектива нужны как торжественно - праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения. Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

Продолжительность того или иного этапа развития соуправления учащихся нельзя строго регламентировать, ограничить какими-то сроками. Точно так же и развитие отдельных форм соуправления не следует строго расписывать по этапам.

В дальнейшем деление воспитанников по их участию в соуправлении на актив и пассив становится весьма приблизительным, каждый учащийся имеет значительный опыт руководства, практически все учащиеся становятся организаторами своей жизни. Отличительной чертой развивающегося соуправления в ученическом коллективе младших является вовлечение в организацию соуправления практически каждого ученика.

Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами ученического коллектива на этом этапе выступают: оптимизм, бодрость коллективной жизни; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив (класс); чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех ребят в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива.

Органы самоуправления и содержание деятельности направлены науспешное функционирование детского коллектива требуют создания возглавляющих его органов. Органы самоуправления — это избираемые или уполномоченные лица, которым члены коллектива поручают совместно планировать общественные дела, распределять поручения между членами коллектива, проверять их выполнение, координировать и объединять работу всех первичных коллективов[9]. Их наличие обеспечивает активность позиции каждого члена коллектива как организатора совместной жизни.

Высшим органом соуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий. Классное собрание: планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть; подводит итоги работы за учебную четверть и за год; заслушивает отчёты Совета класса о проделанной работе; обсуждает важнейшие вопросы жизни классного коллектива; проводятся не реже 2 раз в четверть. Ведёт классное собрание классный руководитель – председатель классного собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса. Совет класса включает: командир, зам. командира класса, старшего дежурного и ответственного за работу в секторах.

Командир класса: обеспечивает хранение классного фонда; совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся); отвечает за успеваемость в классе; формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий; объявляет благодарности и налагает взыскания; контролирует выполнение поручений.

Заместитель командира класса:контролирует посещаемость и готовность к занятиям; осуществляет контроль за ведением дневников, ведёт тетрадь успеваемости; ведёт работу с отстающими по предметам; замещает председателя Совета класса в его отсутствие.

Старший дежурный: организует и контролирует дежурство по классу и школе; формирует дежурные группы; составляет график дежурств; отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря; руководит работой хозяйственного сектора; ведёт документацию старшего дежурного.

Учебный сектор («Знание»): ежедневно оформляет «Рейтинг успеваемости», отмечает оценки за урок и указывает причину получения отрицательных оценок, к определенному дню недели подсчитывает количество положительных и отрицательных оценок; организует рейды по проверке выполнения домашних заданий; ежедневно контролирует подготовку класса к уроку (на парте должны находиться: дневник, учебник, тетрадь, письменные принадлежности); организует и контролирует работу консультантов по предметам; контролирует выставление оценок в дневник; организует и проводит с неуспевающими.

Дисциплинарный сектор («Порядок»): изучает с учениками класса «Правила для учащихся», настойчиво добивается их выполнения; подает дневник дисциплины и порядка учителю на каждом уроке; следит за формой учащихся, за соблюдением дисциплины во время перемен (ведет учет нарушителей); периодически проверяет выполнение режима дня учащихся вне школы с помощью актива класса (члены этой комиссии осуществляют контроль за дежурством, проводят линейку дежурных); организует общественно – полезный труд: сбор макулатуры, металлолома, генеральной уборки, субботники; следит за состоянием школьной классной мебели, при необходимости ставит классного руководителя в известность о необходимом ремонте.

Сектор санитарный («Здоровье»): организует дежурство по классу и контролирует его качество (составляет график дежурства, выставляет оценки за дежурство каждому, не допускает уклонения от дежурства); добивается соблюдения учащимися санитарно – гигиенических правил (внешний вид, мытье рук в столовой, уборка грязной посуды, мытье полов); проверяет наличие второй обуви у учащихся своего класса; во время дежурства по школе санитар контролирует санитарное состояние всех постов.

Сектор художественно-информационный («Пресс-центр»): выпускает газеты и поздравительные телеграммы к праздникам; держит в курсе событий школы, республики, страны других учащихся; выпускает экспресс – газеты по итогам рейдов или на злободневные вопросы; организует работу редакционной коллегии и отвечает за формирование стендов.

Сектор культмассовый «Досуг»: отвечает за организацию досуговых мероприятий в классе и помогает в проведении общешкольных (на уровне начальной школы); следит за оформлением помещений на время проведения мероприятий; ведет поисковую работу по нахождению новых сценариев к праздникам, вовлекает в составление сценариев и проведение праздников, утренников, классных часов других учащихся.

Функции ученического самоуправления. Исследователи выделяют три функции ученического самоуправления: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; нравственно-воспитательную и личностно-развивающую, когда коллектив способствует формированию позитивных взаимоотношений, чуткости и культуры поведения учащихся. Однако следует помнить, что детский коллектив, с психологической точки зрения, представляет собой общественный организм, в котором закладываются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие. Наряду с признаками любого коллектива, характеризующими его как социальную среду, как условие воспитания и т.д., в детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Именно этим обусловлены его особые воспитательные функции; стимулирующая — способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения[10].

Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления в начальных классах требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра[11].

Педагогическую основу организации ученического самоуправления коллективом младших школьников составляют: умелое предъявление требований к учащимся; воспитание ученического актива; организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно- эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности; формирование здорового общественного мнения; создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Наши рекомендации