Технологическая карта урока 34 Строчная и заглавная буквы П, п
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы П, п; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха, воспитанию аккуратности |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [п]; используют заглавную букву в именах собственных; списывают без ошибок печатный шрифт |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, отвечают на вопросы, соотносят понятия с примерами; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение |
Основное содержание темы, понятия и термины | Строчная и заглавная буквы П, п, звук [п],печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных |
Образовательные ресурсы | Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный | – Продолжаем путешествие по стране письма, где учимся красиво и правильно писать буквы. – Закончите стихотворение и узнайте, какую букву будем учиться писать. Пианино Прошино Новое, хорошее. Пальчик клавишу нажмет, Пианино запоет: – До-ре-ми! До-ре-ми! Лучше пой, а не шуми! Пляшут птички на тропе, Напиши им букву… – Правильно! Заглавную и строчную буквы П, п. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. – п. – Буквы П, п | Принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы |
Продолжение табл.
III. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой П. Что вы про нее узнали? На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле. В. Степанов Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. – Ну-ка, милый, не ленись, Подойди да подтянись. А. Шибаев – На что похожа буква П? | Слушают учи- теля. Отвечают на вопросы | Воспроизводят по памяти информацию | |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Корзинка». В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу | Ладони на себя, пальцы переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку при письме, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
Продолжение табл.
3. Работа в «Прописи 3» (с. 3). Анализ начертания строчной буквы п.Написание строчной бук- вы п | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | – Будем учиться писать строчную и заглавную буквы. – Откройте с. 3. Посмотрите на строчную букву п.Из каких элементов она состоит? Сравним ее с печатной буквой. Показ и объяснение учителем написания буквы п. – Первый элемент – короткая наклонная линия, второй элемент – короткая наклонная линия с закруглением вверху (влево) и внизу (вправо). – Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз, до нижней линии рабочей строки, пишем прямую. Делаем повтор по прямой вверх до ее середины. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняем вправо. Не доходя до верхней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз. Не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. – Выполним письмо буквы в воздухе. – Пропишем буквы по контурным линиям обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения. – Напишем строчную букву п. – Напишем слоги. Прочитайте слоги на второй строке сверху. Объясните, каким соединением будем соединять буквы п и а в слоге па, п и ы в слоге пы, п и у в слоге пу. – Напишем слова пила, пела. | Слушают учителя. Рассматривают строчную букву п, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой. Выполняют письмо в воздухе, в прописи. Пишут по контурным линиям. Письмо буквы п. Письмо слогов па, пы, пу. Письмо слов. | Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы п, сравнивают с печатной буквой;выделяют элементы в строчной букве,правильно их называют | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов строчной буквы П |
Продолжение табл.
– Чем отличаются эти слова? На каком слоге стоит ударение? – Дома можете потренироваться в написании строчной буквы п | – Гласным звуком и постановкой ударения | ||||
4. Слого-звуковой анализ слов пила, пела | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Какое слово пропущено в предложении? – Рассмотрим схему этого слова. Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге, во втором? – Из чего состоит первый слог, второй слог? Аналогично проводится работа со словом пела | – Пила. – Два. – Второй. – Два. – Из слияния согласного с гласным | Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанное слово со схемой-моделью | Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слова |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практи- ческий | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова! Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Наклоны вперед и назад. Рывки руками перед грудью. Вращение головой | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
5. Работа в «Прописи 3» (с. 4). Анализ начертания и написание заглавной буквы П | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | – Откройте с. 4. Обведите по контуру элементы буквы П. – Прописная (заглавная) буква П состоит из трех элементов: длинной плавной наклонной линии с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной закругленной линии вверху. – Напишем букву П по элементам: в воздухе, на доске, в тетради. – Напишите заглавную букву П в прописи. – Напишите слоги с заглавной буквой П: Па, Пу, Пе.Каким соединением будете соединять буквы в словах? – Напишите слово Павлик.Почему слово Павлик написано с большой буквы? – Дома можете потренироваться в написании прописной буквы П | Обводят по контуру элементы буквы. Рассматривают прописную букву П, прописывают элементы буквы, букву П,слоги и слово – Имена людей пишутся с большой буквы | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву П в соответствии с образцом | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов и прописной буквы П |
6. Слого-звуковой анализ слова пенал | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – В предложении пропущено слово.Какое? Впишем его. Рассмотрим схему слова пенал. Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? – Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог? | Вписывают слово. – Два. – Второй. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков. – Три. – Из слияния | Правильно записывают слова. Выполняют слого-звуковой анализ слова | Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слова |
Продолжение табл.
согласного с гласным и согласного без слияния | |||||
7. Работа в «Прописи 3» (с. 3). Работа над пред- ложениями (с. 9) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Откройте с. 3. Прочитайте предложения. Что особенного вы заметили? – Замените печатные буквы на письменные и запишите слово. – Как пишутся имена собственные? – Как на письме оформляется предложение? | – В предложении одно слово напе- чатано. У Веры папа повар. У Лены папа пилот. – Имена людей пишутся с большой буквы. – Предложение пишем с большой буквы, в конце ставим точку | Объясняют правило право- писания имен собственных | Фронтальный. Устные ответы |
8. Работа в «Прописи 3» (с. 5). Развитие речи | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный | – Откройте с. 5. Прочитайте вопрос. Составьте предложения. – Запишите одно из предложений. – Как на письме оформляются предложения? | – Кто пил квас? – Павлик пил квас. – Начало предложения пишем с большой буквы, в конце ставим знак препинания | Отвечают на вопросы, устно составляют предложения, записывают одно предложение в прописи. Делают самостоятельные выводы о знаках | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное оформление предложений на письме |
Окончание табл.