Диагностика способности к обучению
Методика «Интеллектуальная лабильность» (12 – 15 лет) в модификации С.Н. Костроминой
Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества. Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять их и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
В течение ограниченного времени (3 – 4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.
Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начали!».
Содержание методики
1. (Квадрат № 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2. (Квадрат № 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
3. (Квадрат № 4). Напишите слово «пар» наоборот.
4. (Квадрат № 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5. (Квадрат № 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
6. (Квадрат № 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
7. (Квадрат № 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево.
8. (Квадрат № 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
9. (Квадрат № 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе - разность этих чисел.
10. (Квадрат № 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
11. (Квадрат № 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
12. (Квадрат № 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
13. (Квадрат № 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
14. (Квадрат № 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
15. (Квадрат № 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
16. (Квадрат № 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
17. (Квадрат № 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18. (Квадрат № 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19. (Квадрат № 24). Напишите буквы «М», «К», «О». Букву «М» заключите в квадрат, букву «О» - в треугольник.
20. (Квадрат № 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность».
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
Обработка результатов.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.
Нормы выполнения:
0 - 2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3 – 4 – средняя лабильность;
5 – 7 – низкая обучаемость, трудности в переобучении;
больше 7 ошибок – малоуспешен в любой деятельности.
Толкование пословиц
Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины; исследование уровня развития речевых процессов.
Материал: набор пословиц и метафор.
Ход выполнения и интерпретация: Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.
Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком опыте общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы:
Оценка в баллах | |||||||||
Кол-во правильных ответов | 15-17 | 13-15 | 10-12 | 7-8 | 5-6 |
Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.
Варианты предъявляемых пословиц:
1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14.Тише едешь, дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал богу душу. 53. Одного поля ягоды.