Эмоционально-волевой компонент
Критерий: эмоционально-волевая окраска проявлений познавательной активности учащихся в математической деятельности.
Показатели: невербальные (мимика, жесты и под.), вербальные (возгласы, обмен впечатлениями), позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, способов деятельности; волевые проявления (поведение при затруднениях, реакция на звонок с урока и т. д.).
Были выявлены условия, которые повлияли на изменение познавательной активности. Для этого использовались открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа.
В соответствии с заключением экспертной группы (участие шести человек считается достаточным условием для получения достоверных результатов, отмечен наибольший рост познавательной активности учащихся на этапе графического моделирования.
На этом этапе использовались следующие задания: обсудить готовые чертежи; сравнить чертежи и выбрать правильный; дополнить чертежи; с опорой на чертеж дополнить задачу пропущенными числовыми данными; работа по черчению; по чертежу составить текстовую задачу.
При оценке мотивационного компонента познавательной активности было отмечено наличие интереса у учащихся к содержанию усваиваемых знаний; к самому процессу учебной деятельности, что проявлялось в:
• количестве вопросов "как это сделать?", "для чего это надо делать?", "что правильно?", "что неправильно?" и др.;
• активном участии в обсуждении поднятых на уроках
вопросов (при анализе готовых чертежей, при наличии инициативы к поиску способов решения задачи, рассмотрению вопроса с различных точек зрения (построение всех возможных вариантов чертежа
к одной задаче);внесении дополнений и поправок к ответам других
учеников, проявлении желания высказать свою точку зрения (по предложенному чертежу сформулировать свою текстовую задачу);
• постоянном обращении к учителю с просьбами возобновить работу по графическому моделированию;
• наличии "внимательной тишины" при самостоятельном выполнении заданий (особенно при выполнении чертежей), увлеченной и прилежной работе.
Эксперты, общаясь с семьями учащихся, констатировали, что работа по графическому моделированию нашла свое продолжение при выполнении детьми домашних заданий.
При использовании графического моделирования учащиеся стали лучше "видеть" задачу (содержательный компонент познавательной активности): быстрее разбираться в условии задачи, безошибочно устанавливать взаимосвязи между известными величинами и искомой, осуществлять точный выбор арифметического действия; в целом давать более аргументированные ответы по решению задач.
При оценке операционного компонента познавательной активности было уставлено, что из 123 учеников, принявших участие в эксперименте, 68 % владеют умением моделировать условие задачи с помощью отрезков; 80 % — умением определять целое и части; 83 % детей достаточно свободно умеют выбирать арифметическое действие с опорой на графическое изображение.
У учащихся отмечено устойчивое (стабильное) проявление таких волевых качеств личности, как упорство, усидчивость, целеустремленность, настойчивость, обязательность, исполнительность (эмоционально-волевой компонент познавательной активности). При выполнении самостоятельных заданий по графическому моделированию на занятиях царила дисциплина, в целом преобладали позитивные эмоции.
По моему мнению, рост познавательной активности младших школьников при реализации методики по формированию математических понятий обусловили:
1. Учет особенностей младшего школьного возраста, логики учебного процесса.Такой подход к организации обучения обеспечивает возможность целенаправленного руководства со стороны учителя процессом формирования понятий у учащихся, оптимизирует их мыслительную деятельность.
При формировании понятия важно обеспечить правильное сочетание наглядно-образного, словесно-теоретического и действенно-практического компонентов мышления. Именно в младшем школьном возрасте осуществляется переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению и продолжает совершенствоваться предметно-действенное мышление.
В нашей методике формирования математических понятий обеспечение сочетания компонентов мышления достигалось правильным использованием наглядной опоры при формировании понятия; организацией таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение: абстрагирование и обобщение; применением серии заданий, направленных на развитие у учащихся умения оперировать понятием в решении учебных задач, познании нового.
2. Создание условий для реализации деятельностного подхода в обучении.Деятельностный подход рассматривает всякое обучение как обучение некоторой деятельности. В контексте нашего исследования это
обучение мыслительной деятельности, т. к. всякая практическая деятельность является внешним отражением некоторой мыслительной деятельности (сначала необходимо подумать, потом сделать).
3. Наглядность обучения.Применяемая теория поэтапного формирования умственных действий является "модификацией
применения наглядности в обучении". При этом надо исходить из того, что "использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение и
абстрагирование существенных признаков формируемого понятия" . На этапе графического моделирования использовался один из видов символической наглядности — чертеж.
4. Взаимосвязь сознательности усвоения с познавательной активностью.Реализация деятельностного подхода в обучении, учет возрастных особенностей младших школьников, использование наглядности способствуют осознанному усвоению формируемых понятий. Понимание и активность тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: повышение уровня сознательности влияет на рост познавательной активности, и наоборот,
увеличение активности ведет к более осознанному усвоению понятий.
5.Авторитет педагога.В младшем школьном возрасте учитель пользуется огромным авторитетом у учащихся. Установлено, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
Создание условий для активизации познавательной деятельности в процессе формирования математических понятий способствует:
• предупреждению формализма в усвоении понятий.
Активное и сознательное усвоение знаний принципиально исключает догматическое преподавание, результатом которого являются "формальные
знания". Формализм в знаниях является противоположностью сознательности усвоения и чаще всего встречается в обучении математике.
При реализации нашей методики решалась важная педагогическая проблема, которая заключалась "не только в том, чтобы устранять формализм в математических знаниях учащихся, но и в том, чтобы строить обучение, не порождающее формализма" ;
• прочности усвоения понятий.Одно из необходимых условий прочности знаний — их осознанное усвоение, которое, в свою очередь, обеспечивается
активной мыслительной деятельностью учащихся.Поэтому необходимое условие прочности знаний —приобретение их активным способом;
• развитию познавательной самостоятельности.
С активностью непосредственно сопрягается одна важная сторона мотивации учения школьников — познавательная самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учеником без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников взаимосвязаны: более активные школьники, как правило, более самостоятельны.
Познавательная деятельность учащихся в разные возрастные периоды требует особых условий для своей активизации. Как показал эксперимент, разработанная методика использования текстовых задач в качестве основного средства формирования математических понятий, обеспечивает условия для роста познавательной активности детей 7—8 лет. Благодаря ее реализации учебный процесс осуществлялся на оптимальном уровне развития учащихся, учитывался деятельностный подход в обучении, обеспечивалась его наглядность.