Интегрированное обучение в общеобразовательном классе
Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на основании решения окружной или районной ПМПК при совпадении желания родителей и наличии в учреждении необходимых психолого-педагогических условий, включающих службу сопровождения, учебно-методическое и кадровое обеспечение и развитую материально-техническую базу.
В большинстве случаев дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности зачисляются в те группы и классы, которые работают по традиционным массовым программам. Число учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного до пяти при общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в класс, общий с нормально развивающимися учениками, попадали дети лишь одной нозологической группы (например: в одном классе к ним добавляются только глухие, в другом — умственно отсталые и т.д.).
Внутри учреждения всем ходом интегрированного образования руководит внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость. Члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения.
При организации совместного обучения существует опасность изоляции детей с особенностями психофизического развития от основного коллектива за счет их посещения учебных занятий в классах коррекционно-педагогической поддержки.
Классы интегрированного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества. Педагог должен понимать, что те или иные неадекватные проявления в поведении ребенка — это отражение адаптационных, социально-психологических затруднений. Как отмечает В.И.Лубовский, «в условиях массовой школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой — к по-
пыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения («выходках»)»1.
Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый в соответствии со своими способностями мог быть включен в общий учебно-воспитательный процесс (по ряду учебных дисциплин).
Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах и специального и общего образования. Но оно обязательно должно иметь воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь связано с формированием нравственных представлений и понятий, воспитанием адекватных способов поведения, включением всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций и самостоятельности. При этом особую роль приобретает систематичность и последовательность в решении коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления реальных трудностей взаимодействия школьников, имеющих разные умственные способности.
В классе интегрированного обучения должны быть созданы благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех учеников и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности его развития. Это обосновывает необходимость реализации принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебных занятий по любому предмету надо, давая знания всему классу, принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности и по мере возможности включать его во фронтальную работу.
Не менее важно связывать обучение с реальными жизненными условиями. Осуществляя моделирование и воспроизведение условий, трудных для ученика, но возможных в обыденной жизни, их анализ и проигрывание следует проводить таким образом, чтобы они могли стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. При интегрированном обучении педагогическая деятельность включает в себя не только обогащение и развитие интеллектуальных компетенций, но и коррекцию психических функций, и нормализацию взаимоотношений. Это достижимо только в рамках собственной и совместной деятельности учеников,
1 Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. В.И.Лубовского. — Смоленск, 1994. — С. 11.
осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. В условиях коррекционно-педагогического процесса можно воссоздать трудные, конфликтные ситуации и помочь ученику найти их конструктивное разрешение. Совместная деятельность позволяет воспроизвести и проиграть ту форму взаимодействия, которая соответствует реалиям социального окружения.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении предполагает эмоциональную сопричастность школьников к учебному процессу, вызывание у них переживаний, сочувствия в связи с учебной деятельностью через использование различных методических приемов. Переживания и сопереживания стимулируют развитие интеллекта, эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они сохранны и у многих детей с отклонениями в развитии. Ученики должны воспринимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его переносить в свою самостоятельную практическую деятельность, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
Успешность взаимоотношений и сотрудничество школьников в условиях интегрированного обучения зависят от правильности отбора и компоновки учебных планов, образовательных программ и учебно-методических и дидактических комплектов.
В школьном учебном плане определен состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана. В нем должна быть отражена и специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. В методическом обеспечении, посредством которого выстраивается учебно-воспитательный процесс, для учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормативным темпом развития объединены программные, учебно-методические и дидактические материалы как для общеобразовательного, так и для специального (коррек-ционного) образовательного учреждения.
Для учителя главная трудность состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности ребенка, имеющего проблемы в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с необходимостью выполнения образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений, например, VII или VIII вида. На начальных этапах обучения детей с ЗПР преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагоги-ческой поддержки, но постепенно ее объем сокращается, и дети получают знания преимущественно на уроках в условиях общеобразовательного класса. При обучении детей с нарушением интеллекта ситуация иная. На начальных этапах они большую часть учебного времени проводят с нормально развивающимися сверстни-
ками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.
Выбор программ — важный этап подготовки к обучению. Для обучения учащихся с ограничениями в развитии в начальной школе за основу берутся:
- типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений — I —IV классы (авторские программы Л.В.Зан-кова, В.В.Истоминой, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.Я.Ви-ленкина —Л. Г. Петерсон и типовые — авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Т. Г. Рамзаева, Л.Ф. Климанова, Н.Н.Светлов-ская, О.В.Джежелей, М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюко-ва, С.И.Волкова, С.В.Степанова);
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с ЗПР (авторы: Е.А.Екжанова, Г.М.Капустина, Ю.А.Костенкова, Т. В. Кузмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпииа, С.Г.Шевченко);
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (авторы: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина, Н.М. Барская, С.Ю.Ильина, З.Н.Смирнова, Г.Н.Гусева, А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская, А.АХилько, В. В. Эк, М.Н.Перова и др.);
- при обучении детей с сенсорными нарушениями — программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.
На основе этих программ, учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В его разработке принимают участие учителя начальных классов и учителя-дефектологи. Это объясняется тем, что количество часов по учебным дисциплинам, содержание тем образовательной программы следует распределить для изучения в общеобразовательном классе и в классе коррекционно-педагогической поддержки. Программы образовательных учреждений реализуются учителями и совместно со специалистами коррекционного образования сводятся в календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учениками по теме, была адекватна их образовательной программе. Контрольные и творческие работы планируются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требований учебной программы.
Поурочное планирование составляется педагогами школы, исходя из требований отобранных образовательных программ для обучения учащихся в интегрированном общеобразовательном классе. Оно базируется на учебном плане образовательного учрежде-
ния с выделением инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть учебного плана содержит в себе федеральный и национально-региональный компоненты. Первый компонент обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта, гарантирует учащимся овладение знаниями, умениями, навыками, подготавливающими возможность продолжения образования. Национально-региональный компонент предусматривает включение в содержание образования вопросов, связанных со спецификой (географической, социальной, производственной, экономической, экологической, этнической, культурной и т.п.) той или иной области, которые органично вводятся в соответствующие образовательные разделы в рамках часов учебных предметов.
Вариативная часть учебного плана подкреплена учебно-методическим комплектом в отношении дополнительных часов, предоставляемых на предметы, которые усиливают, расширяют и углубляют знания учащихся.
В качестве примера рассмотрим специфику составления школьных учебных планов для детей с ЗПР и для детей с нарушением интеллекта, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников на начальной ступени обучения.
Для школьников, занимающихся по специальным (коррек-ционным) образовательным программам для детей с ЗПР в начальной школе, как в общеобразовательном, так и в классе коррекционно-педагогической поддержки предусмотрено обучение по предметам «Русский язык», «Литература», «Математика», «Ознакомление с окружающим миром», «Трудовое обучение». Образовательные курсы «Музыка и пение», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Природоведение», «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются в условиях общего класса с учетом особенностей познавательной деятельности детей данной группы. Предмет «Ритмика», направленный на коррекцию двигательных функций и развитие координации движений, преподается им в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки. Вне сетки учебного расписания проходят также кор-рекционные занятия специалистами службы сопровождения — педагогом-психологом и учителями-дефектологами. Организация и проведение этих занятий исходят из индивидуальных потребностей и возможностей учащихся с ЗПР. Коррекционные занятия проводятся 3 — 4 раза в неделю, продолжительность каждого — 15 — 20 мин.
В табл. 4 представлен пример составления учебного плана, в котором сочетаются коррекционные и общеобразовательные занятия.
Обучение по специальным (коррекционным) образовательным программам для детей с умственной отсталостью в началь-
ij Таблица 4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН для детей, обучающихся по программам для учреждений VII вида (I — IV классы)
Образовательная область | Предмет | Общая занятость в неделю, ч | Общеобразовательный класс, ч | Класс коррекционно-пе-дагогической поддержки, ч | |||||||||
Класс | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
Инвариантная часть | |||||||||||||
Общеобразовательные курсы | Русский язык | ||||||||||||
Литература | |||||||||||||
Математика | |||||||||||||
Природоведение | |||||||||||||
Изобразительное искусство | |||||||||||||
Основы безопасности жизнедеятельности | |||||||||||||
Физкультура | |||||||||||||
Музыка и пение | |||||||||||||
Трудовая подготовка | Трудовое обучение | ||||||||||||
Вариативная часть | |||||||||||||
Коррекционная подготовка | Ознакомление с окружающим миром | ||||||||||||
Ритмика |
ШШшт
Обязательные занятия по выбору | Театр | ||||||||||||
Введение в народоведение | |||||||||||||
Максимальная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | |||||||||||||
Максимальная нагрузка при 6-дневной учебной неделе | |||||||||||||
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия | |||||||||||||
Русский язык | |||||||||||||
Математика | |||||||||||||
Развитие речи | |||||||||||||
Логопедические занятия | |||||||||||||
Развитие психомоторики и сенсорных процессов | |||||||||||||
Лепка |
ной школе осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение», что предусмотрено как в общеобразовательном классе (ведет учитель класса), так и в классе коррекционно-педагогической поддержки (учитель-оли-гофренопедагог). «Ритмика» как учебный предмет изучается детьми с умственной отсталостью только в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, что обусловлено недостаточной сформированностью у них двигательных навыков, замедленным темпом выполнения упражнений. Логопедические занятия организует и проводит учитель-логопед, занятия ЛФК — преподаватель физической культуры, развитие психомоторики и сенсорных процессов осуществляют педагоги-психологи на индивидуальных коррекционных занятиях. Факультативные занятия вариативной части учебного плана вынесены вне сетки расписания.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы). Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ, когда учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.
При необходимости он может дополнительно использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием обуче-
ния применяется в том случае, когда учитель не в состоянии уделять на уроке много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе.