Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80 % первоклассников с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оцени­вается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 бал­ла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается поду­мать и дать правильный ответ. За правильный ответ пос­ле второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ непра­вильный, выясняется понимание слова «всегда». При ре­шении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопро­сы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин) (86 %).

3. В году... (24 месяца, 3 мес, 12 мес.,4 мес, 7 мес.) (96 %).

4. Месяц зимы.. .(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93 %).

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец) (85 %).

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да) (85 %).

7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69 %).

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75 %).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экс­каватор, тепловоз) (100 %).

Й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?»

При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95 % первоклассников с нормальным развитием дают правиль­ный ответ).

2. Река, озеро, море, мост, пруд (100 %).

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99 %).

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90 %).

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85 %).

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93 %).

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90 %).

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91 %).

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90 %).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

Й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец Гвоздика
Овощ Сорняк, роса, садик, цветок, земля (87 %)
2. Огород Сад
Морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка (87 %)
3. Учитель Врач
Ученик Очки, больница, палата, больной, лекарство (67 %)
4. Цветок Птица
Ваза Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост (66 %)
5. Перчатка Сапог
Рука Чулки, подошва, кожа, нога, щетка (80 %)
6. Темный Мокрый
Светлый Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный (55 %)
7. Часы Градусник
Время Стекло, больной, кровать, температура, врач (95 %)
8. Машина Лодка
Мотор Река, маяк, парус, волна, берег (89 %)
9. Стол Пол
Скатерть Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди (85 %)
10. Стул Игла
Деревянный Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная (65 %)

Й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

1. Окунь, карась... (99 % первоклассников дают правильный ответ)

2. Метла, лопата ... (43 %)

3. Лето, зима... (84%)

4. Огурец, помидор ... (97 %)

5. Сирень, орешник ... (74 %)

6. Шкаф, диван ... (96 %)

7. Июнь, июль ... (95 %)

8. День, ночь... (45%)

9. Слон, муравей ... (85 %)

10. Дерево, цветок ... (73 %)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно на­брать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100 % оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле: ОУ = X 100%/40,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100 % ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65 %).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9— 50 %).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9 % и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнем успешности. Для ребенка 7—8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен­ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте­сте) для первоклассников анализируется следующим обра­зом: наивысший 4-й уровень успешности — 25-20 баллов; нормальный уровень — 19,5—17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.

Наши рекомендации