Социальная профилактика пожилых людей
В общем виде социальную профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума.
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся измеʜᴎᴛь сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме этого, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.
Основные цели:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1.Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.
3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально- нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения. Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности.
На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.
1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
2.Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
3.Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
4.Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
5.Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
6.Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках. Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально- профилактических мероприятий.
В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности.
1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца)
3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).
5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.
Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. Говоря об основных принципах социальной профилактики, необходимо выделить во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности. Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей решения проблем раннего материнства, «брошенных» детей. В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. К примеру, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса). В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта. И, наконец, в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения.
Социальные службы, взаимодействуя с социально-уязвимыми слоями населения, выполняют комплексную профилактическую работу по сдерживанию и упреждению процессов углубления социального неблагополучия. В их арсенале целый комплекс правовых, экономических, медико-социальных, психолого-педагогических методов социально-профилактической работы. Примером этого могут быть реализуемые в учреждениях социальные программы:
"Социальная геронтология", цель - сдерживание темпов естественного биологического старения пожилых людей и продления периода активного долголетия (пенсионеры, инвалиды);
"Секреты долголетия", цель - социальная и физическая реабилитация клиентов, состоящих на социальном обслуживании на дому;
"Университет третьего возраста" - образовательная поддержка людей пожилого возраста и инвалидов, помощь в успешной адаптации к современным условиям жизни путем овладения современных знаний (пенсионеры, инвалиды);
"Социальный туризм" - экскурсионные мероприятия (пенсионеры, инвалиды).
По степени охвата проблемы и глубине методик профилактика может подразделяться на общую и специальную, а также на первичную, вторичную и третичную.
Общая профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, собственно и называется общей социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и т. д. Что касается специальной профилактики, то она направлена на противодействие конкретным проблемам и проводится в отношении конкретного индивида или группы лиц.
Первичная профилактика осуществляется с целью упреждения еще не возникшей проблемы. Так, в отношении проблемы пьянства и наркомании первичная профилактика может выглядеть как комплекс мероприятий, направленных на население, еще не имеющего проблемного поведения, связанного с потреблением алкоголя и наркотиков.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогическое, психологическое и социальное влияние.
Вторичная профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических веществ. Это могут быть подростки группы риска, социально-неблагополучные семьи. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение поведения.
Третичная профилактика в этом случае будет комплексом мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотических средств. Ее задача будет состоять в создании поддерживающей и развивающей среды.
Это может быть организация социально-поддерживающих и терапевтических сообществ, реализация локальных и территориальных программ, а также программ на рабочих местах, создание групп самопомощи и многие другие мероприятия.
К числу основных аспектов профилактической работы с клиентом относятся:
1) когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;
2) эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния]
3) деятельностно-практический, или поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.
Мероприятия по профилактике старения могут проводиться как на базе государственных учреждений (ЦСО, СРЦ, поликлиники и т. п.), так и в некоммерческом секторе - в общественных организациях, благотворительных фондах. Организационно эти мероприятия могут выглядеть как семинары, лекции, тренинги, симпозиумы, конференции, клубные заседания, однако нельзя сбрасывать со счетов практический аспект - в виде спортивных мероприятий, творческих конкурсов, интеллектуальных соревнований и др. Особое внимание необходимо уделять направлениям, касающимся сохранения важнейших психических функций: памяти, концентрации внимания, мышлению, речи, так как именно они являются главными элементами адаптационного механизма при достижении преклонных лет.
В целом профилактические мероприятия могут сосредоточиваться на трех основных направлениях:
- медико-оздоровительное (сохранение физического потенциала человека);
- социально-психологическое (сохранение механизмов регуляции деятельности);
- социокультурное (сохранение и развитие ценностных ориентиров, общего культурного уровня личности).
Одинокие пожилые люди в этот период становятся клиентами отделений социального обслуживания на дому или социально-медицинского обслуживания. Мысли человека направлены или на воспоминания из отдаленного прошлого, или на размышления о надвигающейся смерти. Возрастает значимость социальной работы с окружением пожилого человека, консультированием их по вопросам ухода и социально-психологической адаптации пожилого и членов его семьи.
Спокойное состояние внешней среды прямо влияет на душевное спокойствие человека перед уходом в мир иной. Однако здесь большую роль также играет принятие своей жизни такой, какая она была, смирение с тем, чего уже не исправить, осознание достойного продолжения дела своей жизни и т. п.
Среди многообразия технологий социальной работы с пожилыми людьми на разных этапах старения можно выделить ряд тех, которые наибольшим образом направлены на самоактивизацию пожилых и рост их адаптивного потенциала.
Так, создание клубов пожилых людей позволяет приятно и плодотворно проводить время, творчески реализовываться, удовлетворять разнообразные духовные потребности. Клубы могут объединять людей по интересам, однако предпочтительнее практиковать комплексный подход к клубной работе, уделяя внимание созданию разнообразных секций с параллельным проведением общеклубных мероприятий.
В процессе клубной работы необходимо использовать инициативу самих членов клуба по организации различных мероприятий, внедрению новых форм работы. В клубе пожилые люди могут заниматься пением, танцами, постановкой спектаклей, прослушивать лекции на разнообразные темы, работать в мастерских, ездить на экскурсии.
Помимо значимости активного отдыха клубы создают особую атмосферу поколенческого единства, приобщенности к единой системе ценностей и единой проблематике. Обмен опытом по решению различных бытовых вопросов является важным фактором поддержания адаптационного механизма пожилого человека, а регулярность клубных встреч повышает значимость коммуникативного взаимодействия в среде пожилых граждан.
Еще одной перспективной технологией социальной работы с пожилыми людьми является создание групп самопомощи. Цель создания группы - систематизированная взаимная помощь по решению разнообразных проблем. Организационные функции первоначально могут взять на себя работники отделения дневного пребывания ЦСО, определяя место и время сбора группы, а также повестку дня. Число участников в начале работы не должно превышать семи человек. Встречи рекомендуется проводить раз в неделю продолжительностью от 1 до 3 часов. Постепенно группа может прирастать новыми участниками. Также группа может объединять специфический контингент пожилых граждан, имеющих какую-либо схожую проблему, например больных сахарным диабетом, а отсюда направленность и методы работы с группой также будут специфическими.
По мере существования группы ее участники распределяют усилия по оказанию друг другу различных услуг социально-бытового, медико-гигиенического, морально-поддерживающего характера, также являясь постоянными партнерами по общению и досуговой деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с пожилыми и между пожилыми людьми являются важным средством роста адаптированности и социализированное граждан старшего поколения. К ним можно отнести методику ведения онлайн-приема посредством программы Skype, реализацию программы "Информационно-коммуникативное общение в режиме реального времени", что особенно важно для граждан, находящихся на надомном социальном обслуживании. Это позволяет проводить индивидуальные консультации, информировать клиентов, проводить веб-конференции. Особенно важно то, что наблюдается минимизация времени доступа клиента к социально значимому учреждению, что позволяет пожилым клиентам беречь свой физиологический и временной ресурсы.
Технология социального туризма имеет цель вывести пожилого человека из монотонности и рутинности повседневной жизни, расширить его кругозор, помочь обрести новые знания, зарядиться впечатлениями. Социальный туризм имеет массу вариантов реализации, это могут быть как поездки на дальние расстояния, так и кратковременные выходы на природу. Он подразделяется на следующие виды: туризм в целях изучения культуры, туризм в целях отдыха, спортивный, лечебно-оздоровительный, экологический, приключенческий, политический туризм. При организации туров следует учитывать все риски, в первую очередь связанные с состоянием здоровья пожилых людей, адаптированностью их психики и массой других факторов.
В последнее время приобретают популярность и востребованность такие технологии работы с пожилыми, как организация университетов третьего возраста, школ психологической устойчивости пожилых людей, школ безопасности пожилых людей. Так, в университетах третьего возраста пожилые люди обучаются на различных факультетах - правовой грамотности, информационных технологий, психологии, творческого развития, иностранных языков, по окончании чего слушатель получает диплом. Школы психологической устойчивости пожилых людей предназначены для стимулирования пожилых людей к работе над собой, сохранению собственной психики, противостоянию старческой деменции, снижению конфликтности в общении с окружающими, коррекции уровня тревожности и иным значимым аспектам психологии пожилого возраста. В школе безопасности пожилых людей они узнают, как противодействовать манипуляциям, не стать жертвой мошенников, изучают эргономику жилья и т. п. Активное использование технологий, направленных на когнитивную сферу пожилого человека, является острым требованием времени и отвечает важнейшей задаче формирования модели активной старости.