Режим и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Согласно ст. 15 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, личную безопасность подозреваемых и обвиняемых и сотрудников мест содержания под стражей, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.
Режим регламентирует жизнь в местах содержания под стражей. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении подозреваемых и обвиняемых, и таким образом определяется их правовое положение.
Режим – это совокупность правил, определяющих порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и порядок их обеспечения администрацией мест содержания под стражей.
Составляющими режима являются: распорядок дня, порядок передвижения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, правила, устанавливающие формы общения подозреваемых и обвиняемых между собой и обществом, меры поощрения и взыскания.
Режимные требования к подозреваемым и обвиняемым предъявляются с момента поступления их в СИЗО или ИВС.
Порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых регламентируется Законами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами. В местах содержания под стражей Министерством Юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной пограничной службой РФ, Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Правила внутреннего распорядка для следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы объявлены приказом МВД РФ от 20 декабря 1995 года. В них устанавливается порядок приема и размещения по камерам, проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, досмотра вещей, изъятие запрещенных к хранению и использованию продуктов питания, веществ и предметов, приема и выдачи посылок и передач, направления предложений, заявлений и жалоб, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, проведения ежедневных прогулок, проведения свиданий с родственниками иными лицами и т.д. и т.п.
Одной из задач режима в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является обеспечение изоляции от внешнего мира и от других категорий подозреваемых и обвиняемых.
Изоляция от внешнего мира выражается в соблюдении правил общения подозреваемых и обвиняемых во время свиданий, обращении с предложениями, заявлениями и жалобами, переписки, приема посылок и передач, путем применения мер предупреждения нарушений внешней изоляции (обыск, цензура корреспонденции и т.д.).
Изоляция различных категорий подозреваемых и обвиняемых обеспечивается путем их размещения по камерам и содержания в соответствии с требованиями раздельного размещения следующих категорий:
1. мужчины и женщины несовершеннолетние и взрослые
в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу
- подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу
2. отдельно от других категорий должны содержаться:
-подозреваемые и обвиняемые в совершении особо опасных государственных преступлений
-подозреваемые и обвиняемые в совершении таких преступлений как: бандитизм, действия, дезорганизующие работу исправительных учреждений, разбой, грабеж, при отягчающих обстоятельствах, умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, умышленное убийство, изнасилование, захват заложников, вымогательство, терроризм
-осужденные к смертной казни
-иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания, отдельно от других подозреваемых и обвиняемых
-лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенной службы, военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел РФ
-по решению администрации места содержания под стражей или по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых
-больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Раздельное размещение вышеуказанных категорий имеет цель обеспечить нормальный ход предварительного и судебного следствия для установления истины по делу, недопущение отрицательного влияния более опасных преступников на менее опасных.
Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах должно производиться с учетом личности и психологической совместимости.
Законодательство впервые предусмотрело данное требование. Психологическая несовместимость приводит к конфликтам, нанесению телесных повреждений, иногда и со смертельным исходом. Однако для психологического обследования подозреваемых, обвиняемых, осужденных необходимы квалифицированные кадры, которых крайне не хватает в местах содержания под стражей. В условиях переполнения следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции пока невозможно выполнить это требование.
В местах содержания под стражей подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся под охраной и надзором и передвигаются по их территории под конвоем или в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, фотографированию, дактилоскопированию, помещения подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки досмотру.
Деньги, обнаруженные при обыске или досмотре зачисляются на лицевой счет владельца, ценные вещи и ценные бумаги передаются на хранение в финансовую часть, документы передаются на хранение в специальный отдел.
На принятые на хранение или изъятые у подозреваемого или обвиняемого деньги, ценности, предметы, вещества и продукты питания составляются акты установленной формы, первые экземпляры которых выдаются на руки этому подозреваемому или обвиняемому.
В случае смерти подозреваемого или обвиняемого ценности, деньги и иные предметы, находившиеся на хранении передаются наследникам умершего.
При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей имеют право производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территории мест содержания под стражей. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.
За примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка содержания под стражей, к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры поощрения:
- досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
- денежная премия за лучшие показатели в работе;
- несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрация дополнительного фильма, дополнительное посещение спортзала, а также на другие формы проведения досуга.
Поощрение применяется начальником места содержания под стражей или его заместителем. Денежные премии выплачиваются за счет доходов, получаемых от труда подозреваемых и обвиняемых и зачисляются на их лицевой счет.
За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым применяются следующие меры взыскания:
- выговор;
- водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых- на срок до семи суток.
Такая мера взыскания, как водворение в одиночную камеру или карцер подозреваемых и обвиняемых применяется за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; нападение на сотрудников мест содержания под стражей и иных лиц; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к использованию; мелкое хулиганство; участие в азартных играх. Эта мера взыскания также применяется к злостным нарушителям режима, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания.
Во время содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещается переписка, свидания, кроме свиданий с защитником, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, пользование настольными играми, книгами, периодической литературой, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются после окончания срока пребывания в карцере.
В период содержания в карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями на время сна, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью тридцать минут.
Подозреваемые и обвиняемые несут материальную ответственность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб (ст. 41 Закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”).
Применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, допускается в крайних случаях. Основания и порядок их применения закреплены в ст. 43-47 Закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.
В случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, обширных очагов возгорания, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению Министра юстиции, Министра внутренних дел РФ,Министра обороны РФ, Директора Федеральной службы безопасности РФ, Главнокомандующего Пограничными войсками РФ, министра внутренних дел или начальника управления ( главного управления ) министерства юстиции субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором РФ или соответствующими прокурорами, в местах содержания под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток.
При введении режима особых условий усиливаются охрана и надзор за подозрваемыми и обвиняемыми, пропускной режим, могут быть ограничены или приостановлены мероприятия, проводимые с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей и т.п.
Режим особых условий в местах содержания под стражей отменяется органом или должностными лицом, которыми он был введен, либо вышестоящим органом или должностным лицо (ст. 48 Закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”).
[1] Уголовно – исполнительное право: Учебник / Под ред. И. В. Шмарова М., 1998. С.4
[2] Конституция РФ. М.,1999. С. 8
[3] Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. С. 34
[4] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1999. С.290
[5] Галесник Л.С. О проблемах системы советского права. / Советское государство и право. 1957 №2 С.110
[6] Утевский Б.С. Вопросы теории исправительно-трудового права и практика его применения.- Советское государство и право. 1997 №12 С.84
[7] Ткачевский Ю.М. Соотношение уголовного и уголовно-исполнительного законодательтва. / Вестник Московского университета. Серия ''Право''. 1998 №2 С.16
[8] Ткачевский Ю.М. Восстановление социальной справедливости – цель уголовного наказания и Уголовно-исполнительный кодекс РФ./ Вестник Московского университета. Серия ''Право''. 1998 №6 С.17
[9] Подробнее см.: Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения наказаний. М., 1997.
[10] Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. – Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. / Под. ред. П.Г. Мищенкова. М., 1997. С.630
[11] Коментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. /Под. ред. П.Г. Мищенкова. М., 1997. С.33
1 См.: Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из под стражи со времени русской тюрьмы до наших дней (1568-1880 г.г.) СПб., 1881.С. 5.
1 См.: Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Т.1. М., 1838. С.151.
2 Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право. СПб., 1890. С. 106.
[12] См.: Сергиевский Н.Д. Наказание в русском праве ХV11 века. СПб., 1887. С. 177.
[13] Развитие русского права второй половины 17-18 в., М., 1992. С. 210.
[14] См. Российское законодательство Х-ХХ в. М., 1987. Т.5. С.167-321
[15] См.: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т.1. С.146-152
[16] См.: Устав о ссыльных СПб., 1822.
[17] См.: Устав о содержании под стражею. //Свод законов Российской империи. СПб., 1832. Т. 14
[18] См.: Российское законодательство Х-ХХ веков (в 9 томах). Законодательство 1-й половины 19 века. Т. 6. М., 1988. С. 104-404.
[19] См.: Инструкция по применению закона от 22 июня 1909 г.//Собрание узаконений 2109.
[20] Пионтковский А.А. Тюрьмоведение. Его предмет, содержание, задачи и значение. Одесса, 1892. С.24.
[21] См.; Гиляров Е.Н., Михайличенко А.В. Становление и развитие ИТУ Советского государства (1917-1925). Домодедово. 1990.
[22] См.: и в учебнике Шмарова И.В., с.68.
[23] См.: О лишении свободы, как мера наказания /Временная инструкция. Постановление НКЮ от 23 июля 1918 г. СУ. 1918. № 53. Ст.598.
[24] См.: Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1920 годов. Домодедово. 1992. С.42.
[25] См.: Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву 1917-1959. М., 1959. С.24.
[26] См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 годов. М., 1953. С. 21.
[27] См.: Астемиров З.А. Проблемы перевоспитания осужденных несовершеннолетних. М., 1974. С. 26-27.
[28] См.: СУ. 1918. №85. Ст. 890.
[29] См.: Сборник основных приказов. 1922. С. 24-28.
[30] См.: СУ РСФСР. 1921. № 22. Ст. 138.
[31] См.: СУ РСФСР 1923. № 18. Ст. 230.
[32] См.: Марьин Л. Первый советский исправительно-трудовой кодекс //К новой жизни. 1965. № 6. С. 73.
[33] См.: Временное Положение о местах лишения свободы ГУИТУ НКЮ РСФСР. М., 1931.
[34] См.: СУ РСФСР. 1933. № 44. Ст. 208.
[35] См.: Кузьмин С.И. Политико-правовые основы становления и развития ИТК. М., 1988. С. 57.
[36] См.: Кузьмин С. Организованные преступные группировки в местах лишения свободы. //Преступление и наказание. 1995. № 1. С. 39.
[37] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1.
[38] См.: Сборник нормативных актов, регламентирующих работу ИТУ. М., 1964.
1 См.: Витрук Н Права осужденных: перспективы развития // Преступление и наказание. 1993 № 4-5. С 21.
1 См.: Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник.-Юрист, 1997. С.37.
1 См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник/ Под ред. Проф. И.В. Шмарова - М, 1998. С. 114.
1 См.: Селиверстов В.И. Правовое положение лиц, отбывающих наказания: Проблемы развития в свете решений московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел по материалам московского (1991г.) совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. Материалы научно-практической конференции. Академия МВД РФ. 1994. с. 23.
[39] К обязательным работам неприменим термин "обязательный или принудительный труд", поскольку они выполняются осужденными. Здесь нет противоречия ст..8 Международного пакта "О гражданских и политических правах" от 16.12.1966 г.
1 См.: Большая советская энциклопедия, 2-е изд. 1953. С. 363.
2 Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина и др.-М.:1964. С. 300; см.: также Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.: 1984. С. 238.
3 Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей.-М.: Юридическая литература, 1968. С.74.
4 Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация.-Сов.гос. и право,1987,№6.с.16.
1 См.: Михлин А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной периписи осужденных) Под.ред. П.Г. Мищенкова.- М.: ВНИИ МВД РФ, 1996; см.: Селиверстов В.И. Лишенных свободы станет больше?.-Преступление и наказание,1997, №9. С. 25-28.
2 См.: Петухов Н.А. Особенности исполнения лишения свободы в отношении осужденных за хулиганство.-Автореф.канд.дисс., -М.: ВНИИ МВД СССР, 1979, с.11.
3 См.: Уголовно-исполнительное право. Под ред. И.В. Шмарова.-М.: Изд.Новый юрист, 1998. С. 169.
4 См.: Международная защита прав человека. Сб. документов.-М.:1990.с.303-304.
1 Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы особенной части.-М.: Юридическая литература, 1985.с. 21.
1 См.: Шаргородский М.Д. Научная классификация преступников и задачи исправительного-трудового права.-Л.:ЛГУ,1958; Ширвиндт Е.Г., Утевский Б.С. Советское исправительно-трудовое право.-М.: Госюриздат, 1957; Беляев Н.А. Классификация преступников и ее значение. Вестник ЛГУ, 1965, №5; Стручков Н.А. Дальнейшее совершенствование классификации осужденных. – Бюллетень «ИТУ».-ВНИИ МВД СССР, 1976, №1. С. 32-36.
1 См.: Бриллиантов А.В. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы в целях дифференциации условий отбывания наказания.-М.: ВНИИ МВД РФ, 1995.с.30.
1 См.: Михлин А.С. Классификация осужденных по уровню их исправленности и факторы, его определяющие.-Труды ВНИИ МВД СССР,1973.с. 15-26; Сундуров Ф.Р. Социально-психологические и правовые аспекты исправления и перевоспитания правонарушителей.-Изд.Казанского ун-та, Казань, 1976. С. 59-61.
2 См.: Проблемы дифференциации исполнения наказаний. Сб. науч. Трудов.-М.: ВНИИ МВД СССР, 1991, с.68-70.
3 См.: Зубков А.И. Законодательство как гарант реализации цели исправления.-Преступление и наказание, 1988, №4. С. 28-29.
1 См.: Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевод из одного исправительного учреждения в другое от 27 апреля 1999 года, объявленная приказом ГУИН министерства юстиции России.
1 См.: Комментарий к УИК РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова.-М.: Экспертное бюро,1997.с.267-268.
1 Понятие злостного нарушителя дано в ст. 116 УИК РФ.
1 Макаренко А.С. М.: АПН РСФСР, 1958, т.У.С. 62-63.
2 В дальнейшем – Правила.
1 Порядок и основания применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия изложен в ст.ст. 28-31 Закона РФ от 21 июля 1993 года «ОБ учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также в ст.86 УИК РФ.
1 См.: ст.359 УПК РСФСР, ст. 17 УИК, Приложения № 1,2,7 и 8 Правил.
1 См.: Петухов Н.А. Новичок в карантине.-Бюллетень «Исправительно-трудовые учреждения».-М.: ВНИИ МВД СССР, 1983, № 23; его же: Адаптационный период.-Воспитание и правопорядок, 1994, № 3.
1 См.: Инструкция о работе специальных отделов исправительных воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, объявленная приказом Министерства юстиции РФ от 25 мая 1999 года.
2 См.: Международная защита прав человека, Сб. документов.-М.: 1990. С.303-304.
3 В дальнейшем – Инструкция от 25 мая 1999 года.
4 См.: Советское испрвительно-трудовое право. Под ред. Н.А. Стручкова, И.А. Сперанского, И.В. Шмарова.-М.: Академия МВД СССР,1979. С. 61.
5 См.: Советское исправительно-трудовое право. Под ред. Н.А. Стручкова, В.А. Фефелова.-Рязань: РВШ МВД СССР,1987. С.80.
1 См.: Пинчук В.И. Правоприменительная деятельность и управленческая документация в исправительно-трудовых учреждениях. –М.: Академия МВД СССР, 1979. С. 101.
1 См.: Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть. Под ред. Н.А. Стручкова, В.А. Фефелова.-РВШ, Рязань, 1987. С. 90.
2 См.: Михлин А.С., Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительное право.-М.: Юриспуденция, 1999. С.26-27.
1 См.: Положение об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора, утвержденное МВД РФ 31 мая 1993 года.
1 См.:Пинчук В.И. Указ.работа. С.106.
1 В соответствии с ч.4 ст.117 УПК РСФСР начальники исправительных учреждений являются органами дознания.
2 См.: Положение об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора, утвержденное МВД РФ 31 мая 1993 года.
[40] См. Бычков С.Н. Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима (организационно - правовые вопросы и характерные особенности) Дисс.к.ю.н. СПб 1996г. с.158 - 159
[41] См. Уголовно - исполнительное право. Учебник. М. 1996. с.87
[42] См. Ограничение в труде заключенных, как средство уголовного наказания, в международных актах и исправительно - трудовом законодательстве Российской Федерации \\ Международная конференция "Тюремная реформа в странах бывшего тоталитаризма" Москва 14 - 19 ноября 1992г. N. 1993)
1 См.: Макаренко А.С. Соч. ,т.5, с. 381
2 См.: Клюкин В.Ф. Формирование направленно воспитывающего коллектива осужденных. М.: Юрид. Лит., 1970., с.26
3 См.: Клюкин В.Ф. Организационно-педагогическое укрепление и развитие отрядной системы в исправительно-трудовых колониях МВД СССР. М.: Юрид. Лит., 1976, с.40
1 Отмечая создание отрядной системы, подчеркнем, что на современном этапе к основным задачам отряда относятся: обеспечение комплексного применения к осужденным основных средств их исправления; создание условий для общего, профессионального образования, профессиональной подготовки; проведения с ними воспитательной работы, развития социально полезных связей осужденных с их родственниками и общественными формированиями, подготовки осужденных к освобождению, содействия их трудовому и бытовому устройству после освобождения.
2 См.: Советское исправительно-трудовое право. Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. М.: Юрид. Лит., 1983, с. 229-230.
3 См.: Клюкин В.Ф. Указ. Работа, с. 123
[43] См.: Уголовно-исполнительное право России. Под ред. А.И.Зубкова. М.: Инфра, 1997, с. 382.
1 См.: Стурова М.П. Оценка эффективности воспитательной системы органов, исполняющих наказания. Влияние организационно-структурных изменений в системе ИТУ на состояние и эффективность воспитательной работы. – Домодедово, 1991, с. 35.
2 См.: Шамис А.В. Основные средства воздействия н осужденных и механизм их реализации. Монография. –Домодедово: Рипк работников МВД России, 1996, с. 136.
[44] См.: Уголовно-исполнительное право. Под ред. И.В. Шмарова. М.: Изд. Бек, 1996, с.200
[45] См.: Рябинин А.А. Отрядная система в исправительно-трудовых колониях (организационные и правовые вопросы). Дисс. Канд. юрид. наук. М.: ВНИИ СССР, 1966, с.26-49.
[46] См.: Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 года.
[47] См.: ст.31 Закона РФ от 21 июля 1993 года. – Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 1993, № 33, ст. 1316
[48] Проведенное исследование проводилось в ряде исправительных учреждений ГУИН Министерства юстиции
г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
[49] СУ РСФСР. 1918. №53, ст.598
[50] СУ РСФР. 121. №23-24, ст.14
[51] Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 162-217
[52] Утевский Б.С. Советская исправительно-трудовая политика. М., 1934. С. 176
[53] Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1124.
[54] Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л.., 1963. С. 18
[55] Ууголовно-исполнительное право: Учебник под / Под ред. проф. И.В. Шмарова – М.: Издат. БЕК, 1998. С. 305.
[56] Там же. С. 310
[57] Уткин В.А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. Томск. 1984. С. 129.
[58] Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. проф. И.В. Шмарова – М.: Издат. БЕК, 1998. С. 327.
[59] Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. проф. И.В. Шмарова – М.: Издат. БЕК, 1998. С. 381.
[60] Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л. ЛГУ. 1963. С.91.
[61] Прохоров В.С. Исправительно-трудовое право. /Под ред. Н.А. Беляева и М.И. Федорова. М.-Юрид. лит.. 1971. С.254.»
[62] Крахмальник Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. Издат. Саратовского университета. 1963. С.40.
[63] Уголовно-исполнительный кодекс РФ. СПб., АЛЬФА, 1997, ч.2. ст.98.
[64] См.: Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. Проф. И.В. Шмарова. - М., 1996. С. 183
[65] См.: В.Б. Первозванский. Комментарий к УИК РФ. М. 1997. С. 231.
1 См.: Давыдов Ф.Ф. Организация сотрудничества исправительных учреждений с религиозными организациями Автореф. канд. дис. юрид. наук. М., 1999. С. 8.
1 См.: Дружинин И.Д. Организационно-правовые и социально-педагогические основы функционирования самодеятельных организаций осужденных в местах лишения свободы. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. С.13.
[66] См.: Угловно-исполнительое право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А.И.Зубкова.- М.,1997. С. 442-444.
[67] См.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова, М.,1998 . – С. 302.
[68]Минимальные стандартные правила обращения с заключенными
// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.С.295.
[AK1]