Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста

В методике обучения грамоте термин «выразительность» ис­пользуется для характеристики одного из качеств навыка чтения. При этом имеется в виду, что ребенок должен читать, интонируя предложение в соответствии со знаками препинания, правильно помнить логические ударения, соблюдать интонацию конца предложения. Методика литературного чтения связывает понятие «цельность» с читательской интерпретацией текста, с испол­нительским искусством. Исполнительская выразительность требует серьезной подготовки. Процесс подготовки к исполнению произведения — прием анализа текста, ведущий к постижению ею смысла. Специфика данного приема в том, что из трех сфер восприятия наиболее активны эмоции и воображение ученика, ребенок постигает смысл текста не столько логическим пу­тем,сколько через сопереживание, и выражает свое понимание.

Работа начинается с постановки исполнительской задачи: что значит читать выразительно? Чьи чувства, чью позицию нужно выразить в чтении? Ответ на этот вопрос отнюдь не однозначен. Конечно, основная задача — раскрыть авторский замысел, донес­ти до слушателя художественную идею текста, поэтому исполни­тель стремится максимально приблизиться к постижению этой идеи. Но художественный текст — не монолог автора, в нем есть прямая речь героев, повествование может вестись от лица рас­сказчика, события могут быть переданы с точки зрения одного из персонажей, поэтому каждое произведение требует постановки своей исполнительской задачи. С определения этой задачи и на­чинается анализ текста. В процессе подготовки к выразительному чтению дети перечитывают текст по небольшим отрывкам, выяс­няют, как и почему следует прочесть ту или иную фразу: в каком темпе, с какой громкостью, с какой интонацией, где необходимо сделать паузу, какие слова выделить, каким должен быть тембр голоса. Поиск нужной интонации и обоснование выбора вариан­та чтения и есть скрытая для ребенка форма анализа текста.

При подготовке к выразительному чтению целесообразно пользовать частные приемы этого вида анализа:

• сравнение двух вариантов выразительного чтения одной реп­лики, фразы, строфы, одного произведения и обоснование своего выбора;

•сопоставление реплики персонажа и авторской ремарки, срав­нение внутреннего состояния героя и содержания его речи;

• сравнение авторских ремарок, вводящих речь персонажа, с целью проследить динамику внутреннего состояния героя на про­тяжении диалога;

• «защита» трактовки роли при подготовке к чтению по ролям;

• составление партитуры чтения, разметка текста.

Рассмотрим наиболее типичные вопросы и задания, выделив цель, которую они преследуют.

• Выявление динамики эмоций. В какой момент изменится интонация при чтении и почему? С одинаковой ли интонацией вы будете читать начало описания (абзаца) и его конец? Сравните авторские ремарки, как меняется настроение персонажей в ходе диалога? Как вы покажете в чтении смену настроения? Где и по­чему необходимо сделать паузу? Какой темп чтения вы выберете и почему? Будет ли меняться темп в ходе чтения и почему? Надо ли читать реплики разных персонажей одинаковым тембром го­лоса и почему? Как изменится интонация в зависимости от того, какого ответа ожидает герой на свой вопрос? С одинаковой ли интонацией надо читать повторяющиеся строчки и почему?

• Выявление настроения, мотивов поведения персонажа. Сравните прямую речь героя и авторские ремарки. Что герой чув­ствует и что он говорит в этот момент? Совпадает ли его внутрен­нее состояние и поведение? Прочитайте реплику героя дважды с разной интонацией и выберите наиболее верный вариант чтения.

• Выявление точки зрения, с которой ведется повествова­ние. От чьего имени ведется повествование? Чьими глазами «уви­дено» данное событие? Чью точку зрения надо передать в чтении? Как произносит свою реплику герой и какой смысл вкладывает в слова автор? Совпадает ли отношение к событиям рассказчи­ка и автора? Одинаково ли относятся к персонажу герои и автор? Прочитайте данную фразу дважды, передавая сначала позицию героя, а затем позицию автора.

Очень важно учить детей анализировать выразительность соб­ытие иного чтения и чтения товарищей. Ученикам начальных клас­сом бывает трудно сформулировать, что именно их не устраивает в чтении, поэтому целесообразно предложить им отмечать по ходу чтения те реплики, фразы, строфы, которые они прочитали бы другому, дать возможность прочитать этот отрывок по-своему, уже объяснить, с чем именно в чтении товарища ребенок не согласен. Такой путь легче и для самого ребенка, и для слуша­ния, поскольку у учеников появляется материал для сравнения.

Создание карты-схемы маршрута героя.

Данный прием может быть использован при изучении волшебных фольклорных сказок, где основные события непосредственно связаны с передвижени­ем героя в пространстве, преодолением препятствий, встречаю­щихся на его пути, где каждый шаг приближает героя к развязке, т.е. восстановлению миропорядка. Столь же успешно этот прием может быть использован и при анализе литературных сказок (сказочных повестей), в которых наиболее ярко прослеживаются фольклорные корни. В этом случае графическое отображение пространственно-событийной канвы сюжета может наглядно продемонстрировать изменения в характере героя, этапы его становления.

Работа по составлению карты вызывает живой интерес у учащихся, побуждает обращаться к тексту произведения, детально воссоздавать обстановку эпизодов, восстанавливать последовательность событий и формировать целостный взгляд на произведе­ние. Графическое отображение пространственно-временных свя­зей облегчит процесс вхождения маленького читателя в художе­ственный мир произведения, упорядочит образы, спонтанно воз­никающие в воображении по ходу чтения.

В зависимости от художественных особенностей произведения прием составления карты поможет достигнуть следующих целей.

Работа с литературной картой активизирует учащихся, стиму­лирует их аналитическую деятельность. Дети снова и снова обра­щаются к тексту произведения, вчитываясь в каждое слово, стара­ются не упустить важных деталей, стремятся сделать «открытие», незамеченное остальными.

Сопоставительный анализ произведений (или элементов одного произведения).

Эффективность данного приема в большей мере зависит от подбора литературного материала для сравнения: на­сколько ярки и значимы художественные элементы в произведе­нии, насколько контрастны выбранные тексты. Сопоставление стихотворений допускает организацию анализа на одном уроке с первичным восприятием произведений. Сопоставительный ана­лиз прозаических текстов предполагает, что хотя бы одно из срав называемых произведений изучалось детьми ранее.

Основаниями для сравнения могут послужить жанр, сюжет, форма повествования, такие элементы композиции, как пейзаж портрет, описание.

Наши рекомендации