Подготовка учителя к уроку чтения
Основной целью подготовки учителя к уроку является обеспечение полноценного восприятия учащимися литературного произведения. Поможет учителю в этом правильно организованный литературно-методический анализ текста. В процессе такого анализа учитель
— выявляет литературоведческую ценность произведения;
— характеризует все компоненты текста;
— соотносит свое восприятие с детским, учитывая закономерности этого психического процесса;
— намечает, как устранить трудности восприятия данного произведения учащимися;
— с учетом специфики текста выбирает виды и приемы методической работы на уроке;
— составляет речевую партитуру выразительного чтения;
— анализирует содержание иллюстраций.
Умение целостно, эстетически полно анализировать текстовой материал зависит от системы литературно-методического анализа произведения, используемой учителем:
1. Определение жанровой разновидности произведения. Необходимо вспомнить, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом.
2. Установление темы произведения, соотнесение ее с проблематикой ранее прочитанных. Следует определить, что нового несет в себе данный текст по сравнению с однотемными. Особое внимание обращается на заголовок.
3. Восстановление сюжета: экспозиции, завязки, развития действий, кульминации, развязки. Нужно определить, что в нем понятно детям при первичном восприятии, а что необходимо уточнить. Если в произведении нет сюжета, то необходимо выделить изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст.
4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Выбор видов чтения и пересказа зависит от композиции и особенностей языка произведения.
5. Составление описания художественных образов произведения. При этом полезно пользоваться схемой: портрет —> поступки —> речь —> отношения. Кроме персонажей, отмечаются образ-пейзаж, событие, интерьер и др.
6. Проведение анализа языка, авторского стиля. Следует выделить «словарные», «образные» и «ключевые» ряды. Намечаются трудные и легкие в чтении куски, что в основном зависит от интонационно-синтаксических особенностей.
7. Формулировка идейного вывода произведения. Необходимо выявить его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость.
Пользуясь данной схемой, учитель интерпретирует произведение на свойственном ему литературоведческом уровне.
Каждому учителю понятно: чтобы урок мог стать «педагогическим произведением», он должен быть тщательно обдуман. Работа учителя над уроком (точнее было бы сказать над системой уроков) — это основная часть его методической деятельности, т.е. деятельности по организации обучения с одновременным развитием и воспитанием школьников.
При создании урока любой учитель проходит четыре этапа:
1) осознание цели, задач и методической компетентности;
2) выработка плана действий (составление плана урока) в соответствии с результатами ориентировки;
3) реализация намеченного (проведение урока);
4) самоконтроль, сопоставление результата с намеченным планом (итоговая самооценка урока).
Программу работы над уроком можно описать, сформулировав те вопросы, которые важно иметь в виду на каждом из этапов.
Iэтап — осознание цели, задач и методической компетентности. Это процесс многоплановый, многокомпонентный, и именно ' здесь, к сожалению, не все продумывается учителем. В чем же нужно сориентироваться, что для себя решить?
1. Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом лингвистическом материале:
— Что именно предстоит изучить? Зачем? Какова роль этого явления?
— Что я сам об этом знаю? Какими признаками это явление характеризуется, как они выявляются?
— С какими другими явлениями оно связано? Почему вводится именно в данный момент обучения?
2. Ориентировка в конкретных условиях обучения:
— Что учащиеся об этом понятии знают? Что должны узнать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?
— Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?
— На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?
— Какие учебные действия необходимы для освоения материала?
— Какие конкретные трудности могут встретиться и должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся?
— Какая другая языковая (речевая) работа может быть органично связана с освоением данного материала? Почему?
3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств
обучения:
— Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю?
— Как предполагается использовать учебник? Какова цель каждого из заданий учебника, логика их расположения?
— Какие способы работы, какой конкретный материал рекомендуют средства методической помощи (собственная методическая картотека, пособия, журнальные статьи и т.п.)?
— Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики
изучаемый материал?
Как видим, I этап методической деятельности учителя по подготовке урока довольно объемен по своему содержанию. Результатом его должны быть:
1) уяснение темы урока и его места в ряду других;
2) актуализация собственных лингвистических и методических знаний в рамках темы;
3) примерное определение основной направленности работы, главных акцентов и возможных содержательных границ, т.е. того, чему целесообразно учить на данном материале.
II этап — составление плана урока:
— Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат?
— Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач?
— Что, по логике действий, нужно выполнить, выяснить сначала, что потом и т.д.?
— Какие дополнительные задачи обучения, развития и воспитания следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?
Учитель продумывает, как организовать урок.
— Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность; что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им нужным, чтобы возникло желание узнать, научиться?
— Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? Можно ли организовать работу так, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон, способ действия; если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать ли их к учебнику, сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск и т.п.?
— Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанного овладения материалом? Как использовать способы и средства обучения, в какой последовательности, какой дидактический материал и т.д.?
Как видим, на этапе планирования учитель окончательно решает, каковы должны быть:
1) цели урока, промежуточные задачи и последовательность их решения;
2) основные виды деятельности на каждом из этапов урока;
3) средства и способы организации деятельности детей, в частности мотивации их познавательного интереса, постановки учебной задачи, руководства ее решением, отработки необходимых учебных действий и подведения итогов урока.
Важно, чтобы все решения, которые принимает учитель, были для него достаточно обоснованны — каждый из пунктов плана урока он должен быть в состоянии объяснить (в первую очередь себе). Это важнейшее условие подготовки урока.
Оценивая план урока, прежде всего следует убедиться:
— все ли лингвистически грамотно в плане (конспекте) урока, правильно ли отражена сущность изучаемого явления;
— удалось ли органично соединить обучение школьников с развитием у них познавательного интереса и готовности приобретать конкретные знания и умения, добиваться решения возникших вопросов, с воспитанием других личностных качеств;
— получился ли урок целостным, завершенным, ясна ли логика движения мысли ученика, логика его действий; достаточно ли использованы возможности, предоставляемые темой, языковым материалом, для развития мышления детей, их речи, языкового чутья, внимания к слову и т.д.;
— удалось ли учителю отвести себе в уроке роль человека, не только спрашивающего, объясняющего, оценивающего школьников, но и активно участвующего в коллективном познавательном процессе; интересно ли будет ученикам на этом уроке?
Такой анализ составленного плана урока — это элемент самоконтроля, который обязательно должен присутствовать на всех этапах работы над уроком.
III этап — реализация на практике намеченного плана, т.е.
проведение урока. Здесь от учителя требуются следующие умения:
— организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока: от постановки учебной задачи до обобщения и подведения итогов;
— грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей;
— общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
— контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией, и при необходимости вносить возможные коррективы.
IV этап — итоговая самооценка урока — предполагает:
— решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;
— анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
— внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.
Осмысливая изложенную программу, задачи, решаемые при чтении, а также требования к организации работы с литературным произведением, сформулируем основные требования к уроку чтения художественной литературы.
1. Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока чтения, так как он предполагает совместное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного.
Тем не менее в самом общем виде законы восприятия художественной литературы диктуют такую последовательность работы: подготовка к восприятию и первичное восприятие (первичный синтез); анализ текста с включением заданий синтетического характера; творческие виды работы с текстом (вторичный синтез).
2. Одно из важнейших качеств урока чтения художественной литературы — это эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет.
3. Непременное требование к организации урока — учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение. В силу неразрывности содержания и формы по ходу всей работы выявляется своеобразие авторской манеры (для младших школьников это прежде всего особенности использования языковых средств).
4. Обдумывая набор и последовательность разных видов работы с текстом, следует стремиться к разумному сочетанию заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, что сделает урок более живым и интересным.