Работа над крупнообъемным произведением
Большие тексты изучаются в течение 2-3 уроков, при этом традиционная схема этапов урока чтения нарушается, так как большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ. Существует два варианта работы над крупными произведениями:
1) разбить текст на части (если их нет) и работать над ними, соблюдая на каждом уроке обычную схему;
2) на первом уроке прочесть все произведение целиком (предварив вступительной беседой, словарной работой) и провести беседу по сюжету и по первичному восприятию; первичное чтение – учитель-дети; 2 и 3 уроки посвящаются анализу произведения. Второй вариант нельзя использовать, если часть оканчивается плохо.
Пример: Работа над рассказом А.Чехова «Белолобый»
1 урок (первичное восприятие):
1) Подготовительная беседа (Об авторе и других его произведениях; о ком может быть этот рассказ, судя по названию? Или: Что знаете о волках? Сравним с изображением волка Чеховым)
Словарная работа
2) Первичное чтение (учитель-дети)
3) Беседа по сюжету по первичному восприятию:
- В какой момент испытали наибольшее волнение?
-Кто главные герои рассказа? (Волчиха и Белолобый)
-Где жила волчиха? Почему она залезла в зимовье?
-Как волчиха забралась на крышу?
-Как Белолобый оказался у волчихи?
-Почему волчиха и второй раз не добралась до ягнят?
-Почему рассказ назван «Белолобый»? (Он был причиной всех событий).
4) Рассматривание картинки (сравнение читательских впечатлений с образами художника)
5) Подведение итогов, рефлексия
6) Выставление оценок, домашнее задание (чтение рассказа)
2 урок (характеристика волчихи):
1) Актуализация
2) Анализ образа и составление характеристики волчихи:
-Найдите описания волчихи. Какая она? (Зачитывают)
-А какой она была в молодости?
-Как она относилась к детенышам?
-Почему волчиха не съела Белолобого?
-Как автор сам относится к волчихе? И чего это видно?
-Чем волчиха в рассказе «Белолобый» отличается от волков, о которых мы говорили на прошлом уроке? или: Что общего и чем отличаются волчиха в этом рассказе и волк в «…»?
Обобщение учителя: В рассказе Чехова волчиха – это не только хищное животное, а это и художественный образ, наделенный определенными чертами, свойственными только этой волчихе. Автор раскрывает состояние героев через их поведение.
-Давайте докажем, что автор надели волчиху чертами разумного существа.
-Для чего он это сделал? (Чтобы вызвать у читателя жалость, сострадание и любовь даже к хищному животному, ведь человеку свойственно любить все живое, потому что он сам – часть природы.
- Чьими глазами описан Игнат?
- Читатель догадывается, что он был под хмельком, а волчиха думала, что его шатает от ветра.
- Зачитайте описания пейзажа. Чьими глазами мы видим природу? (Мы на все смотрим глазами волчихи)
- Попробуйте составить рассказ о волчихе, используя в нем особо выразительные слова автора.
3) Подведение итогов, рефлексия
4) Выставление оценок, домашнее задание (Отметить отрывки о Белолобом)
3 урок (о Белолобом и выяснение идеи):
1) Актуализация
2) Анализ образа Белолобого:
-Как выглядел Белолобый?
-Почему щенок пошел за волчихой и не испугался ее?
- Зачитайте эпизод игры с волчатами. Как он характеризует щенка?
- Как относится автор к Белолобому? (Снисходительно, с нежностью)
-Почему Чехов так назвал свой рассказ? (Главным виновником событий стал глупый маленький щенок, который случайно спасает ягнят, играет с волчатами, не подозревая об опасности, его несправедливо наказывает хозяин. Мы радуемся, что Б. возвращается невредимым и прощаем Игната за воспитание щенка.)
3) Обобщающая беседа:
- О чем и о ком написано произведение? (т.е. тема)
- Что хотел сказать автор? Какие чувства хотел вызвать? (идея)
- О ком больше текста? (О волчихе)
- Значит даже построение произведения (композиция) помогает лучше понять мысль автора (волчиха для него важнее).
3) Подведение итогов, рефлексия.
4) Выставление оценок, домашнее задание (творческого характера)
Пример: Работа над стихотворением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
1 урок
1) Подготовительная беседа .
Словарная работа.
2) Первичное чтение .
3) Беседа по сюжету и первичному восприятию:
- Что больше всего запомнилось?
- Почему Д.М. отправился за дровами в лодке?
- Почему Д.М. не набрал дров? (Забыл про дрова, потому что не мог пройти мимо беды, в которую попали зайцы.)
4) Подведение итогов, рефлексия.
5). Выставление оценок, домашнее задание (чтение).
2 урок
1) Актуализация.
2) Анализ:
-Как же Д.М. спасал зайцев? Зачитайте.
-Как эти строки характеризуют Д.М.? (Он волевой, находчивый, жалостливый.)
-Как отреагировали односельчане на затею Мазая? (Не придали значения; в это время зайцев истребляли и люди пользовались их безвыходным положением.)
Слово учителя (об охоте: существует определенное время для охоты, а в другое время – когда выводят потомство – нельзя убивать животных.
- Как характеризуют Мазая слова «Где у них совесть?» (Как совестливого, хозяйственного человека.)
-Как вели себя зайцы, когда завидели берег?
-Почему строчки становятся короче? (Чтобы описать суматоху, суету, торопливость и радость зайцев, поэт поменял ритм стихотворения.)
-Как последние строки характеризуют Мазая? (Только на лодке две пары осталось…) (Беспокоится за них, доводит дело спасения до конца)
Словесное рисование картины
- Нарисуйте словами портрет: Каким я представляю Дедушку Мазая. Какие слова помогут описать его внешность? (С бородой, седой, в лаптях, в шапке-ушанке, в зипуне…) А какие - его характер? (Сильный, находчивый, волевой, жалостливый, добродушный, с чувством юмора…)
-Как автор относится к описываемым событиям? (Эта история тронула автора.)
- Из каких слов становится ясно отношение автора к тому, что он описывает? (Зверьки, зайчики, горемыка…)
- Почему Некрасова называют народным поэтом? (Язык его произведений –простой, доступный, народный: купчиха, дура, гуторя, поволок, поклал…)
-Что же хотел сказать автор? Какова главная мысль произведения? (Нужно помогать братьям нашим меньшим, беречь природу.)
- Только человек из народа, близкий к природе, способен на такой поступок. Если бы люди берегли природу, (…) (Далее можно сравнить с другим произведением на схожую тему, например, «Заячьи лапы» К.Паустовского)
3) Творческая работа на основе прочитанного (Например, подобрать титры к «кадрам»-рисункам, выполненным дома, или художественное чтение у доски отрывка из речи Дедушки Мазая.
4) Подведение итогов, рефлексия.
5). Выставление оценок.
Планирование уроков литературного чтения
Исходя из задач обучения в начальных классах (см. первую тему раздела), и темы урока учитель, готовясь к уроку, определяет цели каждого конкретного урока чтения, то есть, опираясь на конкретный учебный материал (какое произведение будем изучать), формулирует деятельностную (чему будем учиться, УУД) и содержательную (что нового узнаем, предметные результаты) цели урока. Исходя из целей формулирует задачи (они раскрывают конкретные шаги к достижению целей). Задачи уроков чтения:
1) Образовательная: познакомить с произведением, с творчеством писателя с значением слов/понятий и др., учить детей читать правильно, бегло, выразительно (см. по программе каждого класса) (со 2 полугодия 3 класса эти навыки будут развивающими) (предметные результаты).
2) Воспитательная: воспитывать любовь к природе, животным, сострадание, смелость, решительность, чувство патриотизма, товарищество, взаимопомощь, любовь к родному языку, чувство прекрасного, эстетический вкус и др. (Личностные результаты)
3) Развивающая: развивать связную речь, память (зрительная и слуховая), логическое мышление, образное, абстрактное мышление, творческое мышление, воображение. (Метапредметные результаты).
Исходя из целей и задач урока определяет его тип.
Типы уроков чтения:
1) Изучение стихотворения, сказки, рассказа и т.д. (в зависимости от жанра)
2) Изучение объемного произведения:
а) знакомство с сюжетом произведения (целостное восприятие),
б) анализ произведения,
в) обобщающий урок по изучению произведения,
г) знакомство с произведением по частям и их анализ.
3) Урок обобщения по теме/разделу или по творчеству писателя, включение в систему знаний.
Кроме традиционной формы организации занятия – урока – возможны нетрадиционные формы (урок-викторина, урок-путешествие, урок-конкурс, межпредметный урок, урок-заочная экскурсия, урок-инсценировка, урок-дискуссия, урок-музыкальный салон, литературная гостиная, урок-концерт, урок у реки (в лесу и т.п.), урок в театре и проч.);
Далее учитель выбирает методы, приемы и формы обучения (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная), виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока; выбирает средства обучения, оборудование урока, описывает сценарий урока (ход урока), создает технологическую карту урока.
В календарно-тематических планах заявленная тема урока часто отражает основное направление и цель работы над данным произведением (Стихотворение И.Бунина «Листопад». Роль сравнений и эпитетов; Отношение человека к природе в рассказе Д.Мамина--Сибиряка "Приемыш"; Сравнение языка литературы и живописи: «Золотая осень» Б.Пастернака и И.Левитана)