Что такое резонансная теория
ИСКУССТВО
РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ
ОСНОВЫ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕОРИИ
И ТЕХНИКИ
Москва 2002
ББК 85.314 УДК 159.94; 612.78; 534.78; 784.92
М80
МОРОЗОВ В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной
теории и техники.ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского,
Центр «Искусство и наука». М., 2002. 496 с, илл.
ISBN 5-89598-087-2
ISBN 5-9270-0016-9
Издание осуществлено при поддержке Министерства Культуры РФ
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
заслуженный артист России, профессор П.И. СКУСНИЧЕНКО
доктор искусствоведения, народный артист РФ, профессор С.Б. ЯКОВЕНКО
доктор психологических наук, академик РАЕН К.В. ТАРАСОВА
доктор физико-математических наук В.Н. СОРОКИН
«Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» -
первая в нашей стране монография, посвященная детальному научно-экспери-
ментальному изучению важнейшей роли резонансной системы певца в формиро-
вании высоких профессиональных качеств его голоса: силы, красоты тембра, по-
летности, четкости дикции, неутомимости и долговечности сценической певче-
ской деятельности.
Автор книги - профессор В.П. Морозов известен читателям по его ранее из-
данным книгам: «Вокальный слух и голос» (1965), «Тайны вокальной речи»
(1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Занимательная биоаку-
стика- рассказы о языке эмоций» (1983, 1987), «Художественный тип человека»
(1994), «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Резо-
нансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов» (2001) и др. Ис-
следования проведены с применением современных методов акустики, физиоло-
гии, психологии и новейших компьютерных технологий. Выдвигаемая автором
книги резонансная теория искусства пения (РТИП) - результат обобщения более
чем 40-летнего его опыта исследования певцов разных профессиональных и воз-
растных категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства:
Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рейзена, И. Петрова-Краузе, И. Архи-
повой, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, П. Лисициана, Н. Гяурова, Э. Карузо, М. Каллас,
П. Доминго, Л. Паваротти и многих других. Книга содержит высказывания этих
выдающихся певцов о технике пения, альбом спектров их голосов, а также прак-
тические выводы для вокальной педагогики и методологии.
Для широкого круга специалистов по теории и практике искусства пения - во-
кальных педагогов, певцов, дирижеров хоров, музыковедов, психологов, лингвис-
тов, фониатров, а также всех, интересующихся искусством пения.
ISBN 5-89598-087-2
ISBN 5-9270-0016-9
Охраняется законом об авторском праве
© Морозов В.П., 2002
© Московская государственная консерватория, 2002
© Институт психологии Российской академии наук, 2002
Рисунок на обложке - с гравюры Гюстава Доре. Вокальное трио оперных героев.
ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ
Предложение ректората Московской консерватории написать
отзыв на новую книгу профессора В.П. Морозова «Искусство ре-
зонансного пения. Основы резонансной теории и техники» я при-
нял с удовольствием.
В.П. Морозов хорошо известен вокалистам как авторитетный
ученый-исследователь певческого голоса по своим ранее издан-
ным книгам: «Вокальный слух и голос», «Биофизические основы
вокальной речи» и особенно - «Тайны вокальной речи», наиболее
популярной у певцов. В этой книге он очень живо и интересно
пишет о достижениях науки в изучении певческой техники, в том
числе и о роли резонанса в пении. Но В.П. Морозов знает вокал не
только как исследователь, но и как певец. Он обучался резонанс-
ной технике пения в классе сольного пения у известного вокально-
го педагога М.М. Матвеевой, кстати говоря, вместе с ныне народ-
ным артистом СССР, Е.Е. Нестеренко, о чем Евгений Евгеньевич
пишет в своей книге «Размышления о профессии» (М.: Искусство,
1985). В студенческие годы В.П. Морозов пел в хоре известного
хорового дирижера заслуженного деятеля искусств Г.М. Сандлера.
В 1960 году он возглавил Научную лабораторию по изучению пев-
ческого голоса при Ленинградской консерватории им. Н.А. Рим-
кого-Корсакова, в которой развернулись его исследования профес-
сиональных певцов и резонансной техники пения. Сегодня про-
фессор Морозов продолжает эту работу в Московской государст-
венной консерватории им. П.И. Чайковского в должности заве-
дующего Отделом научно-экспериментальных исследований му-
зыкального искусства и как руководитель Межведомственного
центра «Искусство и Наука». Он также читает курсы лекций по ре-
зонансной теории искусства пения для вокалистов и теоретиков.
Тема резонанса в пении всегда была важной, трудной и, я бы
сказал, по сей день остается наиболее злободневной проблемой
вокальной педагогики.
Я глубоко убежден, что резонансная техника пения - единст-
венно правильный путь воспитания профессионального певца. Ее
сторонником был мой педагог - профессор Г.Н. Тиц. Когда я по-
ступил в консерваторию, будучи, как мне казалось, уже сложив-
шимся певцом, он целый год держал меня на упражнениях, разви-
вающих резонансные ощущения, близкий звук.
В.П. Морозов
Моя педагогическая практика показывает, что воспитание у мо-
лодых певцов резонансной техники пения, как правило, быстро
приводит к хорошим результатам, яркости, силе, ровности голоса,
овладению верхами. Двадцать лауреатов общероссийских и меж-
дународных конкурсов вокалистов, которых мне посчастливилось
воспитать, прошли в моем классе резонансную школу пения. С
помощью резонансной техники мне не раз приходилось восстанав-
ливать, возвращать к жизни практически потерянные голоса (в ре-
зультате неправильной певческой установки, культа голосовых
связок, снятого с опоры, лишенного резонанса дыхания и т.п.).
О резонансе и его важной роли в пении, в общем, известно лю-
бому грамотному вокальному педагогу. Но проблема в том, что
далеко не каждому удается успешно реализовать резонансный
принцип в своей педагогической практике. Многое зависит и от
ученика и от методов обучения, но основная причина - сложность
самого понятия резонанса и отсутствие в вокально-методической
литературе его толкового объяснения, его важной роли в пении.
Нет и практических руководств по воспитанию у певцов резонанс-
ной техники пения.
Книга Морозова «Искусство резонансного пения. Основы резо-
нансной теории и техники» восполняет этот недостаток. Это об-
стоятельный научный труд, написанный автором по результатам
его многолетних исследований. Ценность книги в том, что автор
преподносит нам не голую научную теорию, а исходит из певче-
ской практики, опирается на практику выдающихся певцов -
Ф.И. Шаляпина, Дж. Лаури-Вольпи, М. Каллас, Е.В. Образцовой,
Е.Е. Нестеренко, Л. Паваротти и многих других (см. Приложе-
ние 1). Крупнейшие певцы выступают как бы соавторами
В.П. Морозова, как он пишет, в защите основных положений его
резонансной теории. Он анализирует их высказывания о резонанс-
ной технике пения, опыт вокальных педагогов, использующих ре-
зонансные методы работы над голосом, научно их объясняет и де-
лает практические выводы.
Лично для меня в книге содержится много нового и интересно-
го. Так, в теоретической части В.П. Морозов показывает, какую
многообразную роль (всего семь ролей или функций!) играют ре-
зонаторы в пении: во-первых, придают певческому голосу силу и
полётность, причем без каких-либо нажимов со стороны дыхания и
усилий гортани (т.е. дают голосу как бы «даровую энергию», как
он пишет в §3.1., 3.2.); во-вторых, облагораживают тембр голоса,
так как голосовые связки в изолированной гортани порождают не-
Искусство резонансного пения
приятные, «неприличные» звуки (по данным автора и тех, кто их
слышал: § 3.4.); в-третьих, резонаторы защищают голосовые связ-
ки от перегрузок, облегчая их колебания (§3.5.).
Эти выводы из резонансной теории Морозова имеют большое
практическое, вокально-методическое значение, так как ориенти-
руют сознание певца, его психологию на максимальное использо-
вание резонаторов. Тем более, что автор подкрепляет эти теорети-
ческие выводы ссылками на высказывания мастеров вокального
искусства, говорит о методах управления резонансом.
Практически работу резонаторов певец хорошо ощущает благо-
даря их сильной вибрации, изученной Морозовым с помощью спе-
циальных приборов. Эти вибрационные ощущения и служат пев-
цам ориентиром для правильной настройки резонаторов, соедине-
ния их с дыханием, достижения «резонирующего дыхания», как
пишет автор, и это очень важный практический вывод (§ 3.6.).
Практические выводы для вокальной методики содержатся
также в гл. 4 и 5. Среди певцов и педагогов немало сторонников
горловых, связочных «теорий» постановки голоса. Автор справед-
ливо говорит о двух вокально-методических установках при обу-
чении пению (гл. 5), научно доказывает опасность культивирова-
ния у учеников «связочных ощущений», манипулирования ими и
подчеркивает перспективность развития ориентации на резонанс-
ные вибрационные ощущения как показатели активности резона-
торов (опять-таки ссылаясь на мнение известных певцов и педаго-
гов). Хочу отметить деликатное отношение автора книги к при-
верженцам связочно-горловых методов. Это не их вина, считает
Морозов, ибо их так учили и они сами так пели, не ведая, что
можно и нужно петь по другому (см. Заключение). Я бы добавил,
что беда в том, что они так учат других. Автор книги, однако, не
обрушивается с уничтожающей критикой на «инакомыслящих»,
как это сегодня у нас принято, а избирает позитивный путь агита-
ции, многократно показывая выгоду для певца резонансного меха-
низма пения.
Как член жюри многих конкурсов вокалистов, я с сожалени-
ем не раз убеждался, что безусловно богатая вокальная природа
певца значительно проигрывает из-за усвоенных им нерацио-
нальных навыков пения и, прежде всего, недостаточного ис-
пользования резонансных возможностей голоса, отсутствия свя-
зи дыхания с резонаторами или, как пишет В.П. Морозов, - «ре-
зонансного дыхания» (гл. 4).
В.П. Морозов
В нашей стране - миллионы поющих людей, многие из которых
стремятся стать профессиональными певцами. Насколько удается
им это - во многом зависит от вокального педагога, от его вокаль-
но-методической установки. У медиков существует «Клятва Гип-
пократа», суть которой - «НЕ НАВРЕДИ!». Хорошо бы и нам, во-
кальным педагогам, тоже давать такую клятву, поскольку в наших
руках здоровье голоса и будущее певца. А чтобы ее выполнить,
надо придерживаться естественных и эффективных методов во-
кальной педагогики, знать резонансную природу певческого голо-
са и опыт выдающихся певцов.
Этому и посвящена книга проф. В.П. Морозова «Искусство ре-
зонансного пения. Основы резонансной теории и техники». Это
первый в нашей стране вокально-методологический труд, научно
обосновывающий пути овладения резонансной техникой пения. В
книге говорится также о практическом методе диагностики во-
кальной одаренности, разработанном В.П. Морозовым на основе
его теории. Думаю, что многие певцы и вокальные педагоги про-
чтут эту книгу с интересом и несомненной пользой для себя. Она
написана понятно и вполне может служить руководством для во-
калистов по резонансной технике пения.
Председатель Научно-методического совета
по вокальному образованию при Министерстве
Культуры РФ, декан вокального факультета,
заведующий кафедрой сольного пения Москов-
ской государственной консерватории, засл. ар-
тист РФ, профессор П.И. СКУСНИЧЕНКО
Искусство резонансного пения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Резонансная теория искусства пения (РТИП) - это результат
обобщения более чем сорокалетнего опыта автора по научно-
экспериментальному изучению резонансной природы певческого
голоса и техники пения.
Настоящее издание вначале было задумано как научно-
методическое пособие к спецкурсу лекций автора по РТИП. Дан-
ный курс разработан и читается мною в течение последних десяти
лет для вокалистов и музыковедов на факультете повышения ква-
лификации и кафедре междисциплинарных специализаций музы-
коведов Московской государственной консерватории в рамках бо-
лее широкой проблемы «Научные основы вокального искусства».
Краткая информация об этом курсе опубликована в выпуске «Во-
просы вокального образования. Методические рекомендации для
преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений»
(М., 1995), а также в сборнике материалов научно-практической
конференции «Музыкальное образование в контексте культуры.
Академическое сольное пение» (М., 1996) под названием «Резо-
нансная теория пения. Комментарии для вокалистов».
Курсу лекций по РТИП предшествовал многолетний опыт моей
работы по экспериментальному исследованию певческого голоса.
Начало было положено еще в 50-60-х годах в организованной по
инициативе автора Лаборатории по исследованию певческого го-
лоса при Ленинградской государственной консерватории им.
Н.А. Римского-Корсакова, а в последнее десятилетие продолжи-
лись в Московской консерватории и Институте психологии Рос-
сийской Академии наук по программе Межведомственного центра
«Искусство и Наука» (организован в 1989 г.).
За эти годы были изучены голоса многих сотен певцов разной
квалификации, включая выдающихся мастеров вокального искус-
ства: Ф.И. Шаляпина, С.Я. Лемешева, И.С. Козловского, Э. Карузо,
Т. Руффо, М. Ланца, М. Баттистини, Е.В. Образцовой, Е.Е. Несте-
ренко, В.А. Атлантова, многих других. Результаты были доложены
автором на многих российских и международных конференциях,
опубликованы во многих печатных трудах; сегодня их более 400,
включая ряд монографий (см. список литературы).
И тем не менее, настоящее издание носит совершенно особый
х а р а к т е р .
Во-первых, здесь впервые обобщены многолетние работы
автора по акустике, физиологии и психологии резонансной техни-
ки пения, по экспериментальному изучению активности резонато-
ров у певцов разной квалификации и при разных техниках пения.
10______________________ В. П. Морозов_____________________
Полученные данные сопоставлены с акустическими и эстетиче-
скими свойствами голоса обследованных певцов.
Во-вторых, в настоящем издании впервые обозначены и рас-
сматриваются семь важнейших функций певческих резо-
наторов, обеспечивающих высокие эстетические и технические
свойства профессионального певческого голоса: 1) энергетиче-
ская, 2) генераторная, 3) фонетическая, 4) эстетическая, 5) за-
щитная, 6) индикаторная и 7) активизирующая.
В-третьих, впервые активность резонаторов рассматривается
во взаимодействии с работой гортани и дыхани я,т.е.
реализуется системный подход к целостному изучению рабо-
ты голосового аппарата при резонансной технике пения, обосно-
вывается принцип целостности.
В-четвертых, впервые обобщены и проанализированы вы-
сказывания мастеров вокального искусства- как россий-
ских, так и зарубежных певцов и вокальных педагогов - о резона-
торах и резонансной технике пения в сопоставлении с объек-
тивными исследованиями их голосов и сделаны выводы вокаль-
но-методологического характера.
Поскольку РТИП адресована вокалистам, автор стремился изло-
жить суть дела по возможности доступным для них языком. Да и цель
настоящего издания (равно как и читаемого курса) состоит не столько
в том, чтобы решить окончательно все многочисленные вопросы ре-
зонансного пения - для этого науке в содружестве с практикой пред-
стоит еще немало поработать, - сколько в том, чтобы заинтересовать,
привлечь внимание вокалистов к поистине фантастическим возмож-
ностям резонанса для совершенствования певческого голоса. Ибо по-
нятие резонанса, хотя и бытует среди вокалистов, далеко не нашло
еще должного массового применения на практике. Между тем масте-
ра вокального искусства именно из этого источника черпают силу,
красоту и неутомимость своего голоса.
В разработке РТИП автор опирался не только на свои собственные
работы, но и на труды многих отечественных и зарубежных коллег, а
также - на обсуждение разных аспектов РТИП со многими учены-
ми, певцами, вокальными педагогами. Считаю своим долгом выра-
зить искреннюю признательность доктору физико-мате-
матических наук, профессору, академику РАЕН Н.А. Дубровско-
му, доктору физико-математических наук, профессору В.Н. Соро-
кину, доктору технических наук, профессору В.Р. Женило, народ-
ному артисту РФ, доктору искусствоведения, профессору С.Б.
Яковенко, народному артисту СССР И.И. Петрову, народному ар-
тисту СССР, профессору Е.Е. Нестеренко, народной артистке
СССР, профессору Е.В. Образцовой, заслуженному артисту РФ, про-
фессору П.И. Скусниченко, заслуженному деятелю искусств, про-
фессору Б.М. Ляшко, заслуженному деятелю искусств РФ, профес-
Искусство резонансного пения 11
сору В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой, академику РАЕН, профессору
К.В. Тарасовой, доктору искусствоведения, профессору А.С. Яковле-
вой, доктору педагогических наук, профессору Г.П. Стуловой, док-
тору мед. наук, профессору Ю.С. Василенко, кандидату медицин-
ских наук, врачу-фониатру Т.Е. Шамшевой, кандидату искусство-
ведения В.Л. Чаплину, кандидату искусствоведения, профессору
А.Н. Киселеву, кандидату педагогических наук, профессору
В.И. Сафоновой, кандидату искусствоведения, старшему научному
сотруднику ВЦ МГК Ю.М. Кузнецову, кандидату педагогических
наук, профессору М.С. Агину, моим зарубежным коллегам - про-
фессору Софийской консерватории Константину Карапетрову, про-
фессору Пражской консерватории Пшемислу Кочи. Не могу не упо-
мянуть о весьма полезных обсуждениях резонансной проблемы в пе-
нии с ныне, увы, уже почившими доктором физико-математических
наук, профессором С.Н. Ржевкиным, народным артистом СССР
М.О. Рейзеном, народным артистом СССР И.С. Козловским, докто-
ром Раулем Юссоном (в форме переписки), профессором Софий-
ской консерватории Ильей Иосифовым, участвовавшим в наших
исследованиях, и особенно - с доктором искусствоведения, про-
фессором Л.Б. Дмитриевым, с которым автора связывала многолет-
няя творческая дружба, и о чем следует сказать несколько подробнее.
В научных представлениях о певческом процессе мы были во многом
солидарны, но вместе с тем каждый из нас шел своим путем. Леонид
Борисович, будучи по своему начальному образованию врачом-
ларингологом, основное внимание посвятил изучению гортани пев-
цов рентгеновским методом и внес в эту область наиболее значитель-
ный вклад. На эту тему он еще в 1957 году защитил диссертацию на
соискание ученой степени кандидата медицинских наук, а в 1969 го-
ду, уже как вокальный педагог - диссертацию на соискание степени
доктора искусствоведения (по книге «Основы вокальной методики»),
на защите которой я выступал оппонентом. Вполне естественно, что
он был убежденным сторонником популяризации среди певцов пре-
жде всего знаний о сложных механизмах работы гортани в пении,
что и нашло отражение в его трудах и педагогической работе. Я же на
основании многолетних исследований активности певческих резона-
торов, спектров голоса и анализа практики опытных педагогов и мас-
теров вокального искусства (в основном в период работы в должно-
сти зав. Лабораторией по изучению певческого голоса Ленинградской
государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова) убе-
дился в целесообразности (и эффективности) формирования у певцов
прежде всего резонансных представлений о собственном голосе
во взаимосвязи с диафрагматическим певческим дыха-
нием (которое также было предметом моих экспериментальных
исследований). Эти идеи я и пропагандировал в своих книгах и
лекциях для вокалистов.
12_______________________ В.П. Морозов_____________________
Несмотря на эти различия научно-исследовательских и вокально-
методологических позиций, мы были близкими друзьями и постоянно
ссылались друг на друга в своих научных трудах. Более того, я убеж-
ден, что мы и оказывали друг на друга значительное научно-
методологическое влияние; Леонид Борисович стал больше обращать
внимания на проблему резонаторов в пении, а я пришел к необходи-
мости системных исследований голосового аппарата певца, т.е.
механизмов взаимодействия всех трех его частей: резонаторов, горта-
ни и дыхания как единого целого. Эта идея с акцентом на важнейшую
роль резонаторов в пении, как наименее изученной области, и состав-
ляет основу настоящей монографии.
Особую благодарность хочу выразить ректору Московской го-
сударственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктору ис-
кусствоведения, профессору А.С. Соколову за поддержку исследо-
вательской работы и активную помощь в издании книги а также -
моим многочисленным слушателям лекций по РТИП, вокалистам
разных жанров и профессиональных уровней, многие из которых с
большим энтузиазмом принимали участие в моих экспериментальных
исследованиях в качестве обследуемых, - студентам, аспирантам, пе-
дагогам, солистам театров, а также музыковедам, врачам-фониатрам,
одним словом, - всем, кто своим искренним творческим интересом в
течение многих лет поощрял автора в изучении беспредельных воз-
можностей резонансной техники искусства пения.
Наконец, сердечно благодарю П.В. Морозова за постоянную
многолетнюю помощь в применении компьютерных технологий в
решении сложных научно-исследовательских задач и подготовке
книги к изданию.
* * *
Несколько замечаний по тексту книги.1. В вокально-методо-
логической литературе разных лет наряду с традиционным терми-
ном «голосовые связки» можно встретить и новый термин - «голо-
совые складки», рекомендованный для употребления в анатомиче-
ской и ларингологической литературе. Поскольку в данной моно-
графии приводятся высказывания разных авторов и разных лет, то
в целях единообразия принят традиционный для вокали-
стов термин «голосовые связки», доминирующий в их
лексиконе и в настоящее время (более подробное объяснение см. в
примечании к §2.3., стр. 44). 2. В разных разделах книги встреча-
ются повторения некоторых высказываний мастеров вокального
искусства и др. Это допущено сознательно с целью подчеркнуть
основную идею резонансного пения, которая обсуждается в раз-
ных разделах монографии.
Профессор В.П. Морозов
Искусство резонансного пения 13
ВВЕДЕНИЕ
Надо овладевать искусством владения
голосом... У каждого молодого (талант-
ливого, конечно) певца есть возможность
стать великим артистом, но это весьма и
весьма трудно. Молодые годы уходят -
должны уйти - на изучение техники, на
базе которой строится искусство пения.
Ф.И. Шаляпин
Подлинной теории певческого голоса не
существует, и, чтобы ее создать, необхо-
димо подробно изучить певческий голос,
применяя современные методы акустики и
физиологии. Необходимо найти связь ра-
боты голосового аппарата с получающим-
ся акустическим эффектом и на основе
этого попытаться создать теорию певче-
ского голоса.
С. Н. Ржевкин
Искусство резонансного пения... Резонансная техника пения...
Что это такое?.. Скажу, наверное, так.
Это то, что придает голосу совершенно особое певческое
качество, независимо от типа голоса и его силы.
Это то, что всегда привлекает внимание, заставляет слу-
шать, затаив дыхание, восхищает и волнует слушателя, если у
него есть хоть частица вокально-эстетического чувства и слуха.
Это то, чем в той или иной степени владеет неплохой певец.
Таких тысячи.
Это то, чего нет у плохого певца. Таких миллионы.
И это, наконец, то, чем в совершенстве владеет выдающийся
мастер вокального искусства. Таких единицы.
ЧТО ТАКОЕ РЕЗОНАНСНАЯ ТЕОРИЯ
ИСКУССТВА ПЕНИЯ?
Резонансная теория искусства пения (РТИП - назовем так крат-
ко содержание книги)- это научно-практическая теория. В
чем ее практическое и научное значение?
Практический аспект РТИП состоит в том, что она возникла
из практики выдающихся певцов и направлена на совершенство-
вание практики работы над голосом.
14 ______________________В. П. Морозов______________________
Техника пения великих певцов заключает в себе все или почти
все основные положения РТИП. Таким образом, РТИП создавал не
только я; ее практические основы создавали мастера вокального
искусства и талантливые педагоги. Их имена и высказывания (ра-
зумеется, далеко не всех и не все) читатель найдет на многих стра-
ницах этой книги и в более полном виде - в Приложении 1. Эти
выдающиеся вокалисты выступают как бы моими соавторами и
консультантами по РТИП. Это они нашли секреты превращения
своего голосового аппарата в мощный, неутомимый и красиво зву-
чащий музыкальный инструмент, но отнюдь не путем бессмыс-
ленного «раскрикивания» голоса и опасных манипуляций голосо-
выми связками (они их как будто бы и не замечают!), а путем ин-
туитивного (по большей части) использования «даровой» энергии,
которую дает голосу резонанс и резонаторы (см. гл. 1, 2, 3). И это
свое главное открытие они образно и удивительно точно назы-
вают «петь на проценты, не затрачивая основного капитала»
(афоризм, ставший символом резонансного пения для его сторон-
ников и пропагандистов).
На пути эмпирического овладения резонансной техникой они
сделали много других полезных открытий, присвоив им столь же
меткие метафорические определения {близкий звук, опора дыхания
и опора звука, маска, озвученное дыхание и др.). И тем самым они
создали свою особую эмоционально-образную профессиональную
терминологию резонансного пения (непонятную для не-
посвященных и вызывающую порой с их стороны ироническую
невежественную критику).
В результате талантливые певцы и педагоги создали и свою
особую психологию резонансного пения, т.е. свой осо-
бый мир субъективных представлений об объективно происходя-
щих в голосовом аппарате резонансных процессах. Изучение и на-
учное обоснование этой особой терминологии и психологии резо-
нансного пения, начатое мною в ряде предыдущих работ, впер-
вые наиболее полно представлено в настоящей монографии (гл. 5).
Таким образом, исследование голоса великих певцов и их вы-
сказываний позволило по новому понять, какие законы акустики
(гл. 1, 2, 3), физиологии (гл. 3, 4) и психологии (гл. 5) лежат в ос-
нове резонансного пения, и сформулировать пять основных
научно-практических выводов, или принципов РТИП (гл. 7).
Впрактическом плане принципы эти, как мне представляется,
могут служить теоретико-методологической основой (ориентиром)
для разработки уже конкретных методик по овладению резонансной
Искусство резонансного пения 15
техникой пения применительно к возрастным, индивидуальным,
профессиональным и другим особенностям вокалистов (гл. 6).
Научный аспект РТИПсостоит в том, что она восполняет ис-
торически сложившийся дефицит научных знаний о роли резо-
нанса в искусстве пения и устраняет возникший вследствие этого
дисбаланс представлений о роли тех или иных частей голосового
аппарата. Голосовой аппарат, как известно, состоит из трех основ-
ных частей и, соответственно, певческий процесс обеспечивается
их слаженной работой - это дыхание, гортань и резонаторы.
Таким образом, все части голосового аппарата нужны и необ-
ходимы, без них нет не только пения, но и обычного разговора.
Однако рассмотрим, что наука говорит о значении той или иной
части голосового аппарата и как это отражается на вокально-
методологическом мировоззрении.
Певческому дыханию испокон веков придавалось большое зна-
чение. Тезис искусство пения - это искусство дыхания, известен
со времен староитальянской школы. Это практика. В первой поло-
вине XX века научные исследования певческого дыхания, особен-
но пневмографические исследования Л.Д. Работнова и его гипоте-
за о парадоксальном певческом дыхании и роли гладкой
мускулатуры бронхов (Работнов, 1932), привлекли пристальное
внимание специалистов. Об особом певческом дыхании «загово-
рили» труды многих ученых (Ф.Ф. Заседателев, И.И. Левидов,
Н.И. Жинкин, М.В. Сергиевский, А.И. Борисова, Ю.П. Фролов и
др.), методические руководства по пению и, конечно же, сами во-
кальные педагоги как наиболее заинтересованные. Причем неко-
торые из них взялись даже за экспериментальные исследования
данного феномена (М.В. Нозадзе, Л.К. Ярославцева и др.).
Вторая половина XX века характеризуется интенсивными на-
учными разработками механизмов работы гортани в пении.
Наиболее значительный вклад в эту область, как я уже упомянул в
предисловии, был внесен рентгенологическими исследованиями
Л.Б.Дмитриева (1957, 1962, 1968). Параллельно с ним и даже не-
сколько ранее (с 50-х годов) публикует свои сенсационные труды
о нейромоторном механизме колебания голосовых связок фран-
цузский физиолог Рауль Юссон (Husson, 1960, 1962). Этим меха-
низмом он объясняет регистровое строение голоса и предлагает
метод определения типа голоса по величине хронаксии возвратно-
го нерва (n. recurrens), иннервирующего голосовые связки и т.п.
Другой соотечественник Юссона - Филипп Фабр - разрабатывает
16 В. П. Морозов
достаточно доступный электронный метод регистрации колебаний
голосовых связок с помощью электродов, наложенных на поверх-
ность гортани, и публикует данные о работе голосовых связок в
разных регистрах (Fabre, 1957). Метод Фабра нашел распростране-
ние и в нашей стране.
Волна интереса к работе голосовых связок, возбужденная Юс-
соном, прокатилась по лабораториям ученых всего мира1. И, не-
смотря на то, что нейрохронаксическая теория Р. Юссона не была
подтверждена (см. гл. 4, § 4.3.), появившиеся в эти годы многочис-
ленные публикации о работе гортани и голосовых связок, несо-
мненно, оказали влияние и на методологические воззрения многих
вокальных педагогов и методистов (у нас в России - особенно по-
сле публикации в 1974 г. в русском переводе Е.А. Рудакова книги
Юссона «La voix chahte», 1960). Это вполне понятно и закономерно,
поскольку практика вокальной педагогики, скажем так, всегда при-
слушивалась к достижениям науки в области певческого голосообра-
зования и ее методология всегда ориентировалась на них.
Таким образом, приоритет науки, отданный в основном гортани
и голосовым связкам во второй половине XX века, оставил как бы
в тени даже святая святых певческого искусства - проблему дыха-
ния. И многие начали поговаривать, как мне приходилось не раз
слышать, что стоит ли заботиться о певческом дыхании, когда
наука столь настойчиво говорит о первостепенной важности гор-
тани и голосовых связок в пении («Дышите, как удобно» и даже
«как угодно»). Пристальное внимание к работе гортани привело
также практически к игнорированию роли резонаторов («Резона-
торы всегда отвечают и здесь нет проблем»). Несомненно, эта не-
дооценка роли резонаторов возникла в силу большей сложности
для понимания явления резонанса как акустического процесса, а
главное - молчания науки на этот счет (за исключением, может
быть, трудов пишущего эти строки, посвященных проблеме резо-
наторов в пении, которые в бурном потоке публикаций о приори-
тете гортани, звучали, по-видимому, недостаточно громко. См.
список статей и монографий В.П. Морозова за 1957-2001 гг.).
1 И даже такой безусловно компетентный инженер-акустик, как Е.А. Рудаков, находясь
в плену концепции Юссона, в эти годы «увидит» механизм образования высокой певческой
форманты (ВПФ) как не более чем результат «краевого тона голосовых связок» (Рудаков,
1964). Хотя экспериментально доказано, что спектр вибрации голосовых связок характери-
зуется плавно спадающей к высоким частотам амплитудой обертонов, не имеющей никаких
сколько-нибудь выраженных максимумов (см. Фант, 1964, с. 32, 62, 103 и др. более ранние
исследования). И, следовательно, максимум спектра в области ВПФ может быть только
результатом резонанса обертонов, расположенных в области ВПФ (см. гл. 3).
Искусство резонансного пения 17
Одним словом, в науке и в массовом вокально-методическом
сознании в последнее пятидесятилетие сформировался известный
дисбаланс в пользу гортани в понимании роли в пении неразрывно
взаимосвязанной триады: «дыхание - гортань - резонаторы».
Между тем практика выдающихся мастеров вокально-
го искусства и значительной части опытных педагогов хранила и
до сих пор хранит «особое мнение» (да здравствует разумный кон-
серватизм!) относительно роли в пении дыхания, гортани и резо-
наторов, отдавая в этой триаде безоговорочное и что особенно
в а ж н о - п с и х о л о г и ч е с к о е ( ! ) п р е д п о ч т е н и е - д ы х а н и ю
и резонаторам (см. гл. 4, 5, Приложение 1).
В результате создалась парадоксальная ситуация: наука акцен-
тировала внимание на гортани, оставляя в тени дыхание и резона-
торы, а великие певцы наоборот - основное внимание направляли
(и направляют!) на особую организацию дыхания и максимальную
активизацию резонаторов, оставляя гортань с голосовыми связка-
ми как бы в тени сознания. Повторяю: в тени- чисто психоло-
гически, прекрасно сознавая важнейшую роль этих органов в
пении и всемерно заботясь об их благополучии!1
Но забота заботе рознь, и наилучшая забота о здравии гортани и
голосовых связок состоит, как считают мастера и как мы увидим
на страницах этой книги, не в том, чтобы устремлять сознание на
манипулирование связками, а в том, чтобы обеспечить им надеж-
ную защиту от перегрузок с помощью спасительного диафраг-
матического дыхания и реактивной поддержки резонато-
ров. Это одно из основных положений РТИП.
В свете сказанного РТИП - это не декларация типа «даешь ре-
зонаторы и больше ничего!». Это попытка объяснить искусство
пения великих мастеров законами акустики, физиологии и психо-
логии. Это, прежде всего, доказательство целостной природы
(принципа целостности) голосового аппарата как неразрыв-
ного единства дыхания, гортани и резонаторов в пении (см. гл. 4, 5).
Это, прежде всего, доказательство важнейшей и незаслуженно
заниженной2, к сожалению, роли резонанса в пении как по-
ставщика «даровой» акустической энергии голосу (см. гл. 1, 2, 3).
' Эта парадоксальная ситуация, к сожалению, сохраняется в целом и до настоящего вре-
мени и порой служит причиной недоверия многих певцов и педагогов к научным данным.
2 Я не беру в расчет формальные утверждения типа: «Я же говорю о резонаторах!». Одно
дело формально кивнуть в сторону резонаторов как на некоторую дополнительную деталь
голосового аппарата («они отзвучивают»), другое дело - строить всю стратегию и тактику
работы не какой-либо, а резонансной техники пения, научить петь на «даровые
проценты», которые дают голосу резонаторы.
18_______________________ В.П. Морозов_____________________
Это, прежде всего, доказательство важнейшей роли особой
психологии пения выдающихся певцов, основанной на разви-
том воображении (характерном для людей художественного типа)
и, если угодно, на особой «технологической фантазии», допус-
кающей отождествление себя с сильно резонирующим духовым
музыкальным инструментом и т.п. (см. гл. 5), вопреки унылой
«протокольной правде» (по выражению Шаляпина), т.е. вопреки
реальным анатомическим сведениям о строении нашего тела и го-
лосового аппарата, в частности.
Такова основная суть РТИП как попытки компенсации возник-
шего (отнюдь не по вине вокальных педагогов!) дисбаланса в
представлениях о роли трех основных частей голосового аппарата
в формировании рациональной певческой техники. Более подроб-
но основные научно-практические положения РТИП изложены в
гл. 7 и обоснованы во всех предыдущих главах данными акустики,
физиологии и психологии.
Несколько слов о названии книги: Искусство резонансного
пения. Основы теории и техники. Почему искусство пения, а не
техника пения, поскольку в монографии речь идет в основном о
технической стороне певческого процесса? Ответ на этот вопрос
также дают мастера вокального искусства (см. Приложение 1).
М. Маркези: Каждое искусство складывается из двух частей -
технико-механической и эстетической. Тот, кто недостаточно подго-
товлен для преодоления трудностей первого рода, никогда не будет в
состоянии достигнуть совершенства во второй, будь он хоть гений.
С. Лемешев: Искусство пения состоит, кроме хорошего владения
звуковой линией, в яркой подаче слова - дикции, в умении правильно
выразить мысли, заложенные в произведении, и во многих других
компонентах, которые мы называем художественным исполнительст-
вом. Но давайте разделим все на две части и положим их на вообра-
жаемые весы. Голос - 50%, исполнительство - 50%. В идеале полу-
чится 100. Если голос хотя бы даже наполовину превзойдет исполни-
тельство, то все равно певец будет неплохим. А если исполнительство
значительно будет преобладать над голосом, то результаты окажутся
неважными. О таких раньше говорили: музыкален, способен, но голос
так себе, в общем «одна интеллигенция». А других, увлекавшихся
только звуком, называли «звучкодуями».
Э. Карузо: Несовершенная техника - означает несовершенное
искусство!
И наконец, великий Шаляпин, обладатель замечательно постав-
ленного от природы голоса, совершеннейшей, безусловно резонанс-
ной вокальной техники (см. § 3.4.8.) и весь устремленный в своих вы-
сказываниях к исполнительской стороне созданного им и никем не
Искусство резонансного пения 19
превзойденного сценического искусства пения, уже будучи в зените
своей славы (1936 г.) скажет знаменательные слова об искусстве
владения голосом (см. эпиграф).
Таким образом, великие певцы по сути дела не разделяют ис-
кусство пения на техническую и исполнительскую части; точнее -
не противопоставляют эти две полноправные и неразрывные
скорее не части, а свойства единого целого - искусства пения. И
потому совершенная вокальная техника1 - это уже само по себе
искусство, открывающее дорогу искусству исполнительскому.
В этом плане, мне думается, вопрос о соотношении вокально-
технического и исполнительского в искусстве пения - это давно
решенный в философии, эстетике и музыкознании вопрос о
диалектическом единстве формы и содержания (см. на-
пример: Содержание и форма в искусстве, 1989; Холопов, 1990 и
др.). Зафиксировано это положение и в качестве одного из основных
принципов нашей отечественной вокальной педагогики - единство
исполнительского и вокально-технического в воспитании певца.
Наконец, еще одно соображение. Пение как весьма распростра-
ненное явление отнюдь не всегда можно назвать искусством. По-
средственность - не искусство, о чем также говорил Шаляпин:
«Ничто не должно быть только удовлетворительно. Удовлетвори-
тельно только совершенство!». В книге же речь и идет о совер-
шенном певческом искусстве, о том, какие законы природы -
акустики, физиологии, психологии - лежат в основе этого совер-
шенства. «Совершенные произведения искусства, - писал Гете из
Италии, - созданы человеком одновременно и как совершенные
произведения природы по истинным и естественным законам. Всё
произвольное, надуманное здесь рассыпается в прах: здесь царит
необходимость, здесь Бог».
1 Под термином «техника» я подразумеваю не просто натренированную способность к
выполнению ряда сложных вокально-технических упражнений или каденций (беглость,
виртуозность и т.п.), но весь комплекс рационального певческого голосообразования и го-
лосоведения, разумеется, на резонансной основе.
20 В.П. Морозов