Практические методы исследования
2.1. Наблюдение – это систематическое, целенаправленное прослеживание поведения человека или группы людей в определенных условиях.
Целью научного наблюдения в физкультурном образовании могут быть изучение условий тренировочного процесса, выявление причин недостатков или нарушений в спортивной деятельности, в состоянии или настроении спортсменов, в спортивном коллективе и т.д. Наблюдение проводят и тренеры, и спортивные судьи, и сами спортсмены (Перечислите три объекта самонаблюдения спортсмена в вашем виде спорта).
Наблюдение может быть: а) открытым (когда воспитанник знает о наблюдении) или скрытым (когда он о наблюдении не знает); б) сплошным (когда тренер отслеживает все отношения в спортивном коллективе или все проявления личности спортсмена) и выборочным (когда отслеживается какое-то одно качество, например, работоспособность или сила воли воспитанника); в) включенным (когда исследователь включен в общую деятельность с воспитанниками и при этом проводит наблюдение) или невключенным.
Этапы научного наблюдения: 1) выбор объекта наблюдения (что мы будем наблюдать?); 2) постановка целей и задач наблюдения; 3)составление его плана; 4) подготовка документов и оборудования (бланки протоколов, тетрадь наблюдений, магнитофон и т.п.); 5) сбор данных; 6)оформление и анализ результатов; 7) теоретические и практические выводы.
2.2. Опрос - это метод исследования, который можно проводить устно и письменно, очно и заочно. Виды опроса:
Анкетированиепредставляет собой вид заочного опроса, когда исследователь составляет список вопросов, которые дают изучаемым лицам ради получения от них письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет быстро получить сведения. Недостатки состоят в том, что нет личного контакта с испытуемым, тренер не видит эмоций, которые вызывают вопросы анкеты у воспитанников, затруднений, возникающих при ответах, и есть опасность, что некоторые опрашиваемые могут дать неискренние ответы, чтобы выглядеть лучше в глазах своего педагога
Беседа по плану – при подготовке к беседе педагог составляет план и предполагает варианты развития этой беседы. При проведении беседы, он не регистрирует ответы ученика.
Интервью – этот метод относится к очным опросам. Здесь вопросы исследователь задает лично воспитаннику и не только записывает его ответ на бумагу или диктофон, но и отслеживает его отношение к вопросам, к самой ситуации исследования (Подумайте, можно ли считать интервью, которое берут журналисты у спортсменов-победителей к методам научного исследования? Ответ обоснуйте).
2.3. Психологическое тестирование – это процедура установления и измерения индивидуально-психологических характеристик спортсменов, тренеров, учащихся. Психологическое тестирование используется специалистами по физической культуре для: профориентации, отбора спортсменов в команду, при психологическом консультировании членов команды и т.д. Студенту факультета физической культуры и специалисту нужно проводить самодиагностику при помощи тестов, чтобы узнать себя как личность и как профессионала, свои сильные и слабые стороны.
Психологический тест — стандартизированное задание, существуют тесты интеллекта, тесты отдельных качеств личности, тесты темперамента и характера, тесты межличностных отношений, тесты самооценки и мотивации и т.д. Уровень развития всех этих показателей чрезвычайно важен для успешной спортивно-оздоровительной деятельности (Назовите три качества личности, необходимые для успешного осуществления педагогической деятельности, уровень развития которых вам хотелось бы узнать при помощи психологического тестирования, свой выбор обоснуйте).
2.4. Эксперимент заключается в том, что исследователь умышленно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый), ставит пред ним определенные задачи и сообразно тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.
Целью эксперимента в сфере физической культуры является изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которые происходят как в тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности. Этапами педагогического эксперимента является: планирование, проведение, интерпретация (обработка) результатов. В сфере ФК применяют следующие типы педагогического эксперимента:
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных педагогических условиях. Он требует специального оснащения, а иногда и применения технических приспособлений (например, использование особого инвентаря, особого помещения для занятий и т.д.). Недостаток лабораторного эксперимента состоит в том, что при определенных условиях оно может привести к нарушению естественности протекания процессов, а следственно, к неправильным выводам.
Естественный экспериментсочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится педагогическое воздействие. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревают об эксперименте, которому они подвергаются, что обеспечивает естественность их поведения.
Констатирующий эксперимент устанавливает реальное состояние дел в педагогическом процессе в сфере физической культуры.
В преобразующем (развивающим) эксперименте проводится целенаправленная организация педагогического процесса для оптимизации условий (методов, форм и содержания образования) развития личности учащегося, учебного или спортивного коллектива.
Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.
3. Методы математической обработки результатов необходимы в педагогическом исследовании, чтобы получить наглядные количественные результаты своего исследования.
В сфере физической культуры существуют спортивные нормативы, Единая классификация, которые уже дают показательные количественные результаты. Но, зачастую, этого бывает недостаточно, например, для отбора спортсменов в сборную команду, для определения их игрового амплуа, для формирования игровых троек или звеньев. Тогда проводят необходимое наблюдение, эксперименты, опросы, тестирование и их результаты тоже представляют в численных значениях – в баллах, процентах и т.д. Сопоставление полученных данных составляет основу для решения педагогической проблемы, возникшей в работе учителя ФК или тренера.
Математические методы весьма разнообразны. К ним относятся шкалирование (распределение полученных значений по шкале), регистрация (расчет количества случаев проявления определенного качества в единицу времени) и другие методы.
Выбор методов зависит от конкретных задач исследования. Комплексное применение методов позволяет более разносторонне и объективно изучать педагогическое явление. Особенно важно в сфере физической культуры сочетание педагогических и физиологических методов исследования, а также методов психологического анализа.