Инновационные процессы в образовании
Понятие инновации, инновационного процесса
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности.
Инновации - это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Новаторство - это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед.
Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии (интеллектуального товара) или услуги и распространяется при практическом использовании.
Направления инновационной деятельности в образовании.
Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств.
Главными направлениями инновационных преобразований в педагогической системе являются теория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели и результаты), учебные заведения.
Направления инновационной деятельности
• обновление системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа (инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств);
• поиск новых организационных форм, технологий обучения;
• анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения;
• вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных; Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов позволил отнести к общим педагогическим инновациям:
• не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;
• гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;
• основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;
• технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.
Классификация инноваций
По видам деятельности:
• педагогические (обеспечивающие педагогический процесс);
• управленческие (обеспечивающие управление образовательными учреждениями).
По срокам действия:
• кратковременные;
• долговременные;
По характеру изменений:
• радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах);
• комбинированные (основанные на новом сочетании известных элементов);
• модифицированные (основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм);
По масштабу изменений:
• локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участников или компонентов);
• модульные (внедрение взаимосвязанных групп нескольких локальных инноваций);
• системные (полная реконструкция системы как целого);
По масштабу использования:
• единоличные (осуществляются один раз);
• диффузные (повторяющиеся);
По источникам возникновения:
• внешние (источник за пределами образовательной системы);
• внутренние (источник внутри образовательной системы);
По методам осуществления:
• авторитарные;
• либеральные;
• административные;
• инициативные;
В зависимости от функциональных возможностей:
§ нововведения - условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);
§ нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
§ оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть:
§ в содержании образования;
§ в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
§ в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.
По масштабности и социально-педагогической значимости можно выделить инновации:
§ Федеральные
§ Региональные
§ субрегиональные или локальные, предназначенные для образовательных учреждений определенного типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов
Критерии оценки инноваций
Совокупность критериев педагогических новшеств:
§ новизна (выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающиеся степенью известности и областью применения);
§ оптимальность (означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности);
§ высокая результативность (означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания);
§ возможность творческого применения инновации в массовом опыте (если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве).