Классификация нарушений зрения
Среди людей с нарушениями зрения выделяются слепые и слабовидящие.
К слепым {незрячим) относятся:
- тотально слепые — люди с абсолютной слепотой (полным отсутствием зрительных ощущений, что детерминирует неспо-
собность отличать свет от тьмы, ориентироваться во времени суток);
- люди, обладающие светоощущением (свойственные им зрительные ощущения обусловливают способность воспринимать свет и вместе с тем недостаточны для восприятия величины, формы, цвета объекта, степени его удаленности);
- люди, имеющие остаточное зрение, или так называемую «практическую» слепоту (при остроте зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции, что позволяет им воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их удаленности);
- люди с прогредиентными заболеваниями при сужении поля зрения (до" 10—15°) и остроте зрения до 0,08.
При характеристике слепых большое значение приобретает период, в котором произошла утрата зрения или нарушение зрительного анализатора.
Дифференциация этой категории незрячих по времени утраты зрения позволяет выделить следующие категории: слепорожденные и ослепшие — рано ослепшие, ослепшие в дошкольном, школьном и зрелом возрасте. Значение этого показателя определяется тем, что время утраты (нарушения) зрения оказывает существенное влияние как на физическое, так и на психическое развитие человека. Чем раньше возник зрительный дефект, тем более ярко выражены вторичные отклонения, психологические особенности и своеобразие всего психофизического развития человека.
Например, в памяти слепорожденных отсутствуют зрительные образы, которыми в различной мере и объеме располагают люди ослепшие. Вместе с тем зрительные представления ослепших требуют постоянной активизации посредством вовлечения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания). Если не активизировать сохранившиеся у ослепших зрительные образы, то происходит постепенное их стирание.
Категорию слабовидящих составляют люди, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучше видящем или единственном глазу в условиях оптической коррекции.
Нарушение остроты зрения нередко сочетается с дефектами периферического зрения (сужением поля зрения до 35°) или/и цветоощущения.
Зрительные возможности слабовидящих характеризуют, с одной стороны, сочетание нескольких глазных заболеваний, с другой — возникновение на фоне первичной зрительной патологии различных осложнений (амблиопии, нистагма, косоглазия, от-
слойки сетчатки, смещения хрусталика, повышения внутриглазного давления и др.).
По данным ВОЗ, в настоящее время насчитывается около 42 млн слепых и более 110 млн слабовидящих. В последние годы во всем мире наблюдается тенденция увеличения численности слепых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них потерял зрение в детском возрасте.
Согласно тифлопедагогике, слепота и слабовидение представляют собой психофизические нарушения, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или в его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
Обусловленные слепотой или слабовидением ограничения зрительного восприятия неизбежно приводят к снижению его скорости, точности, полноты, к трудностям в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, следствием чего оказываются фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечеткость их опознания. Все это затрудняет формирование предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения — образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, нарушает соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности. При слепоте и слабо-видении характерна редуцированность проявлений различных свойств восприятия:
- избирательности, что выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, более слабой по сравнению с нормой эмоциональной реакцией на объекты внешнего мира, что, изменяя количество и качество знаний об окружающих явлениях и предметах, негативно сказывается на формировании представлений и понятий;
- осмысленности и обобщенности, что проявляется в трудностях установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями, выделения существенных признаков и т.п., что, в свою очередь, детерминировано недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого;
- значительном ослаблении апперцепции, обусловленном бедностью опыта людей с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими;
- снижении константности из-за сокращения у людей данной категории зоны константного восприятия.
Кроме того, слепота и слабовидение нарушают одновременность и дистантность зрительного восприятия.
Условия зрительной депривации предопределяют специфические особенности деятельности слепых и слабовидящих, что связано с затруднениями в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке в малом и
большом пространстве. Вместе с тем у слепых и слабовидящих формируются специфические особенности общения (вербализм, формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи и др.), психофизического развития (общее его отставание, ослабление двигательной активности; нарушения осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.). У людей с нарушениями зрения наблюдается также своеобразие эмоционально-волевой сферы (М. И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева и др.).
В последние годы наряду со слепыми и слабовидящими субъектами изучения и тифлопедагогической помощи стали дети, имеющие амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины); миопию, гиперметропию, астигматизм (снижение качества преломляющей оптической системы глаза); косоглазие (нарушение содружественного движения глаз). Необходимость изучения детей данной категории и оказания им тифлопедагогической помощи вызвана тем, что в образовательном процессе они испытывают значительные затруднения, обусловленные снижением остроты зрения, нарушениями зрительно-моторной координации, бинокулярного зрения.
Негативное влияние на познавательную и учебную деятельность таких детей оказывает прежде всего снижение остроты зрения. Трудности различения цветов и оттенков, локализации форм и размеров мелких предметов и деталей, а также недостаточная способность различения линейных и угловых величин приводят к невозможности узнавания объектов и явлений, смешению сходных по форме изображений и предметов. Снижение скорости и точности восприятия неизбежно негативно отражается на формировании как предметных, так и пространственных представлений. Например, они плохо различают линии и клетки в тетрадях, обозначения и рисунки в учебниках и учебных пособиях.
Кроме снижения остроты зрения для многих из них характерны и нарушения бинокулярного зрения, что осложняет процесс рассматривания иллюстраций, мешает при необходимости выделения различных планов, установления причинно-следственных связей между персонажами рассматриваемых картин, узнавании сравнительно мелких деталей и т.п.
Вследствие нередко возникающих у этих детей расстройств зрительно-моторной координации значительно снижаются скорость и качество выполнения видов работ, которые требуют достоверного зрительного восприятия. Частые ситуации неуспеха нередко становятся причиной заниженной самооценки у таких школьников, отрицательно сказываются на мотивации учебной деятельности и могут послужить причиной формирования отрицательных качеств личности.