Виды курсов по выбору в предпрофильной подготовке
• Предметно-ориентированные (пробные):
Содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Предметно-ориентированные (пробные)
• Включают углубленное изучение отдельных тем базовых образовательных программ
• Это пропедевтические по отношению к профильным курсам повышенного уровня.
• Дополняют базовую программу, не нарушая её целостности - аналог факультативов
• Могут быть направлены на подготовку к экзамену
Задачи:
– реализация интереса ученика к выбранному предмету
– уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне
– создание условий для подготовки к экзаменам по выбору
• Межпредметные (ориентационные):
представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).
• Обеспечивают выход за рамки традиционных учебных предметов
• Знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по разным предметам
• Знакомят со способами деятельности в различных профессиях
Задачи:
– создание базы для ориентации в мире профессий
– знакомство на практике со спецификой типичных видов деятельности
– поддержание мотивации к профилю
Условия эффективности курсов по выбору в предпрофильной подготовке:
- предоставление реального выбора из некоторого количества;
- использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать на третьей ступени обучения (информационные, проектные, дистантные и т.п.);
- предоставление возможности учащемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- отбор содержания сопровождается ответами на вопросы: «Зачем и почему ученик выберет именно этот курс? Чем он может быть ему полезен и интересен?»;
- создание положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности (Хочу ли я? Могу ли я?), развитие познавательной мотивации в процессе выполнения повышенных требований;
- вариативность содержания и способов освоения учебного курса (модульность, разноуровневые задания и пр.);
- преподавание курсов педагогами, которые не ведут базовые предметы;
- знакомство со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор;
- желательна опора на какое-либо пособие, что позволяет исключить монополию учащихся;
- не должно дублироваться содержание предметов, обязательных для изучения; подготовка, прежде всего, к успешному обучению в профильной школе, а не только сдаче экзаменов.
22.Охарактеризуйте конкретную программу элективного курса в образовательной области «Информатика» для старшей школы с позиции реализации идей профильного обучения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, расширяя возможности выстраивания учащимся индивидуального образовательного маршрута (траектории).
Цели профильного обучения (в соответствии с Концепцией)
- удовлетворение интересов учащихся и создание условий для оптимального развития их способностей;
- повышение качества общего образования на основе более глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся в нескольких образовательных областях;
- установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностям, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Элективные курсы
• Обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучении на старшей ступени школы;
• Реализуются за счет школьного компонента учебного плана;
• Основные функции:
- «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне (например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики);
- служить для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий (например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле).
• Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
• По элективным курсам ЕГЭ не проводится.
Образовательные задачи, которые могут быть решены элективными курсами:
- подготовка учащихся к принятию ответственного решения при выборе элективного курса на основе понимания проблемы и оценки вариантов ее решения (учится выбирать можно только выбирая на самом деле);
- подготовка учащихся к ведению конструктивного диалога при проведении переговоров с родителями, учителями, администрацией, основанных на предметном содержании;
- создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него (могу ли?, хочу ли?);
- создание условий для оказания помощи страшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней;
- создание ощущения успешности в выбранной образовательной области;
- совершенствование способов реализации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Виды элективных курсов с позиции самоопределения учащихся:
• ориентационные – ориентирующие в сфере возможной профессиональной деятельности;
• пробные – позволяющие экспериментировать, искать и обшибаться.
Любой элективный курс – авторский:
• адаптация готовой программы и учебно-методического комплекта к уровню подготовки учащихся, материально-технической базы образовательного учреждения, личной подготовки и заинтересованности учителя – переделка «под себя»;
• создание нового курса.