Виды курсов по выбору в предпрофильной подготовке

• Предметно-ориентированные (пробные):

Содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Предметно-ориентированные (пробные)

• Включают углубленное изучение отдельных тем базовых образовательных программ

• Это пропедевтические по отношению к профильным курсам повышенного уровня.

• Дополняют базовую программу, не нарушая её целостности - аналог факультативов

• Могут быть направлены на подготовку к экзамену

Задачи:

– реализация интереса ученика к выбранному предмету

– уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне

– создание условий для подготовки к экзаменам по выбору

• Межпредметные (ориентационные):

представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

• Обеспечивают выход за рамки традиционных учебных предметов

• Знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по разным предметам

• Знакомят со способами деятельности в различных профессиях

Задачи:

– создание базы для ориентации в мире профессий

– знакомство на практике со спецификой типичных видов деятельности

– поддержание мотивации к профилю

Условия эффективности курсов по выбору в предпрофильной подготовке:

- предоставление реального выбора из некоторого количества;

- использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать на третьей ступени обучения (информационные, проектные, дистантные и т.п.);

- предоставление возможности учащемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- отбор содержания сопровождается ответами на вопросы: «Зачем и почему ученик выберет именно этот курс? Чем он может быть ему полезен и интересен?»;

- создание положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности (Хочу ли я? Могу ли я?), развитие познавательной мотивации в процессе выполнения повышенных требований;

- вариативность содержания и способов освоения учебного курса (модульность, разноуровневые задания и пр.);

- преподавание курсов педагогами, которые не ведут базовые предметы;

- знакомство со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор;

- желательна опора на какое-либо пособие, что позволяет исключить монополию учащихся;

- не должно дублироваться содержание предметов, обязательных для изучения; подготовка, прежде всего, к успешному обучению в профильной школе, а не только сдаче экзаменов.

22.Охарактеризуйте конкретную программу элективного курса в образовательной области «Информатика» для старшей школы с позиции реализации идей профильного обучения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, расширяя возможности выстраивания учащимся индивидуального образовательного маршрута (траектории).

Цели профильного обучения (в соответствии с Концепцией)

- удовлетворение интересов учащихся и создание условий для оптимального развития их способностей;

- повышение качества общего образования на основе более глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся в нескольких образовательных областях;

- установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностям, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Элективные курсы

• Обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучении на старшей ступени школы;

• Реализуются за счет школьного компонента учебного плана;

• Основные функции:

- «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне (например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики);

- служить для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий (например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле).

• Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

• По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Образовательные задачи, которые могут быть решены элективными курсами:

- подготовка учащихся к принятию ответственного решения при выборе элективного курса на основе понимания проблемы и оценки вариантов ее решения (учится выбирать можно только выбирая на самом деле);

- подготовка учащихся к ведению конструктивного диалога при проведении переговоров с родителями, учителями, администрацией, основанных на предметном содержании;

- создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него (могу ли?, хочу ли?);

- создание условий для оказания помощи страшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней;

- создание ощущения успешности в выбранной образовательной области;

- совершенствование способов реализации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Виды элективных курсов с позиции самоопределения учащихся:

• ориентационные – ориентирующие в сфере возможной профессиональной деятельности;

• пробные – позволяющие экспериментировать, искать и обшибаться.

Любой элективный курс – авторский:

• адаптация готовой программы и учебно-методического комплекта к уровню подготовки учащихся, материально-технической базы образовательного учреждения, личной подготовки и заинтересованности учителя – переделка «под себя»;

• создание нового курса.

Наши рекомендации