И благотворительности в древности
Ю.И. Венгер
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебно-методический комплекс
Витебск
Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
2008
УДК 364:368.4(075.8)
ББК 60.93я73
В29
Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». Протокол № 2 от 19.12.2007 г.
Автор: доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат исторических наук Ю.И. Венгер
Рецензент: доцент кафедры истории Беларуси УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат исторических наук А.Л. Дединкин
В29 | Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной работы: учебно-методический комплекс / Ю.И. Венгер. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 195 с. |
ISBN 978-985-425-896-6
Учебно-методический комплекс составлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего образования для специальности «Социальная работа»
[1-860101-1-860101-02] и базовой учебной программы по соответствующей дисциплине. Он может использоваться как для промежуточного, так и для итогового контроля знаний студентов, а также будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
УДК 364:368.4(075.8)
ББК 60.93я73
ISBN 978-985-425-896-6 | © Венгер Ю.И., 2008 © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008 |
Содержание
Введение…………………………………………………….. | |
Глава І. Зарождение социальной помощи и благотворительности в древности ……………………………………… | |
Глава ІІ. Благотворительность в эпоху средневековья ….. | |
Глава ІІІ. Становление государственной системы благотворительности (XVI–XVIII вв.) …………………….. | |
Глава ІV. Система благотворительности в XVIII – в начале ХХ вв. …………………………………………………………. | |
Глава V. Социальная работа на Беларуси в советский период ………………………………………………………… | |
Глава VІ. Формирование современной системы социальной работы на Беларуси ……………………………. | |
Глава VII. Социальная работа за рубежом в ХХ веке ……. | |
Глава VIII. Социальная работа в странах Азии, Африки и Латинской Америки в XX веке …………………………….. | |
Тематика семинарских занятий …………………………. | |
Словарь основных терминов….…….…..………………... | |
Вопросы к экзамену …………………….………………….. | |
Вопросы к государственному экзамену …………………. |
Введение
Проблема благотворительности и призрения актуальна на любом историческом этапе. Особенно остро она проявляется в настоящее время. Основные задачи данного учебного пособия заключаются т в том, чтобы дать определенное, систематизированное представление об условиях и путях становления, формах и методах развития социальной работы в мире и Беларуси, ее осуществления как в «закрытых», так и в «открытых» формах призрения различных категорий нуждающихся, определить характерные черты и особенности того или иного периода в связи с социальной историей страны.
Если кратко рассмотреть ход истории, увидим все разнообразие средств поддержания социального мира. Требование «хлеба и зрелищ» можно рассматривать как лозунг социальных работников Древнего Рима; идеализация нищенства в период раннего и классического средневековья приводит к формированию основных правил подачи милостыни, исходивших из принципа «Бог все видит – Он и рассудит»; можно физически уничтожать изгоев общества, и «охота на ведьм» в XVI–XVII веках в Европе выступает средством социальной работы; есть возможность «уничтожить» нищету путем изоляции бедняков в работных и смирительных домах в XVI–XVII веках; можно поддержать более-менее достойный образ жизни нуждающихся за счет имеющихся у общества амортизационных фондов.
Нельзя судить о цели социальной работы, исходя из современных представлений о средствах и формах помощи и поддержки нуждающихся слоев населения. Вследствие этого курс истории социальной работы необходимо показывать в разрезе человека в истории.
Глава І. Зарождение социальной помощи
и благотворительности в древности
1. Периодизация социальной работы за рубежом и в древности.
2. Благотворительность и призрение в Месопотамии, Индии и Китае.
3. Социальная помощь в Древней Греции.
4. Социальное призрение в Древнем Риме.
1. Периодизация истории социальной работы за рубежом:
І. Архаический период благотворительности (до образования в конце III – начале II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).
ІІ. Филантропический период (до IV–V вв. н.э.).
ІІІ. Период общественной благотворительности (до XVI в.).
ІV. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX–XX вв.).
V. Период социальной работы (настоящее время).
Периодизация отечественной социальной работы:
І. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества).
ІІ. Период общественной благотворительности (IX–XVI вв.).
ІІІ. Период церковно-государственной благотворительности (XVI–XVII вв.).
ІV. Период государственной благотворительности (XVIII– начало XX вв.).
V. Период социального планирования (1917–1991 гг.).
VІ. Период социальной работы (с 1991 г.).
Социальная помощь зарождается в 25–22 вв. до н.э. в Древнем Египте, когда нуждающимся раздавали хлеб служители культа, в период неурожая. Историю Древнего Египта принято делить на следующие периоды: Древнее, Среднее, Новое царство, поздний, персидский, эллинистический периоды. Расцвет Египта приходится на XVI–XV вв. до н.э., когда были завоеваны Сирия, Палестина и др. Система помощи нуждающимся стала формироваться еще в древности. С возникновением имущественного неравенства, органов власти она приобрела новые черты. Существовали религиозно-моральные нормы справедливости (маат), следование которым было обязательным и которые считались особой заслугой царя-бога. Со смертью царя наступал 72-дневный траур: люди рвали на себе платья, храмы закрывались, праздники отменялись. Во все времена в Египте поощрялась частная и общественная благотворительность. В царской администрации выделяется должность главного раздатчика хлебов, доверяемая уважаемым вельможам. К маргинальным слоям египетского общества относились представители полузависимых и зависимых сословий. В лучшем положении находились «слуги царя», к которым относились земледельцы, ремесленники и представители сферы услуг. В юности каждый из «слуг царя» получал назначение на работу (по специальности его семьи), которой занимался всю жизнь. Наиболее сильных и выносливых отбирали для службы в армии. В самом трудном положении находились рабы. Правовое и общественное положение женщин в Египте было прочным, поскольку они имели больше прав, чем в других античных государствах. Юридически они имели равные права с мужчинами, т.е. были право- и дееспособными. Они могли заключать договоры, вести процессы и выступать в качестве свидетеля в суде. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены, выкуп за невесту не практиковался. Приданное оставалось собственностью жены. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составлять и муж, и жена. После воцарения династии Птолемеев развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Изнасилование свободной женщины наказывалось оскоплением. Детей аристократов и чиновников с раннего детства обучали грамоте. Существовали обычные и специальные школы, в которых готовили грамотных чиновников. В среднем уровень грамотности, например в отличие от Китая, был невысок. Процессы социальной помощи практически не затронули данную сферу. Инвалидов и больных призревали при храмах, пытались лечить. Древнеегипетские законы определяли как тяжкое преступление отступление от правил врачебного искусства в случае смерти больного. Проституция была ограничена законом. Если жена нарушала супружескую верность, то ей отрезали нос, а если муж, то ему давали 1000 ударов палкой. Египетские фараоны обычно имели главную жену-египтянку, которой по традиции становилась родная или единокровная сестра.
Монгольское нашествие задержало развитие социальной помощи на Руси. А в странах Западной Европы активно шел процесс развития благотворительности. В XVIII веке несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России исчезли, чему содействовали реформы Петра I. Эти реформы дали толчок развитию государственной системы социального призрения. XX век выработал несколько моделей социальной помощи. На Западе формируются две основные модели социальной помощи – американская и европейская. В основе их разделения лежит различное соотношение роли государства и общества в системе социального призрения. Американская модель характеризуется преобладающим влиянием государства, которое формирует и осуществляет программы социальной помощи и поддержки. Европейская модель концентрирует помощь в руках городского или сельского самоуправления.
2. Еще в 4 тысячелетии до н.э. в южной части Двуречья стало развиваться земледелие. Начиная с XXII века до н.э. на территории между Тигром и Евфратом существовало единое Вавилонское царство, достигшее своего расцвета во время правления царя Хаммурапи. В Междуречье благотворительность и социальное призрение основывались на законах царя Ур-Намму; Законах Хаммурапи; законах среднеасирийского царства. В законах Ур-Намму подчеркивалось, что нововведения царя призваны гарантировать существование справедливых порядков: «Дабы сирота не был отдаваем во власть богатого». В законах Хаммурапи среди грехов назывались такие, как неоказание помощи нуждающемуся, внесение раздоров в семью, неподчительное отношение к старшим. Были отражены и представления о социальной справедливости: «Размер оплаты за услуги врача напрямую зависел от социального положения пациента. При успешной хирургической операции врач получал
40 монет, если больной был представителем знати, и только
2 монеты, если рабом». В законах Хаммурапи вводилось понятие усыновление, которое осуществлялось в двух формах: с назначением усыновленного наследником и для рабочей силы. Усыновленный с правом наследования терял право наследования в своей родной семье. Усыновленный без права мог вернуться к своим родителям бесприпятственно. В Среднеассирийских законах вводился институт «оживления», заключающийся в принятии на содержание члена голодающей семьи, обычно девушки. Принявшая девушку семья пользовалась ее трудом, распоряжалась ее судьбой, выдавала замуж. Закон рабам разрешал иметь семью, дом и имущество, их дети считались полноправными. Более тяжелым было положение рабов из числа преступников, военнопаленных, они могли продаваться, при этом их семейное положение не учитывалось. Закон Хаммурапи запрещал укрывать беглых рабов и воровать рабов. Женщины обладали меньшими правами, чем в Египте. Законы Хаммурапи свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. Одним из распрастраненных условий брака была выкупная плата, вносимая женихом за невесту в качестве компенсации потери рабочей силы. Нельзя было покидать супругу, если ее постигнет тяжелая болезнь. Муж не мог ввести в дом наложницу, если бездетная жена предлагала ему рабыню, жена при этом оставалась хозяйкой. Замужняя женщина могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданное, имела право на развод. Сестра получала такое же наследство, как и братья. В соответствии с моральными требованиями дети должны были полностью подчиняться родителям, уважать их и помогать по хозяйству. Неповеновение каралось по закону.
В основе правовых документов Индии лежал принцип разделения поведения людей на добрых и злых. Регулировались правила наследования движимого и недвижимого имущества в законах Ману, которые исключали из числа наследников детей, слабоумных, больных, бедствующих. Недействительными считались сделки, заключенные пьяными, безумными, стариками. Особо оговаривались правила выдачи девушки замуж, существовало 8 форм брака, из них 4 одобрялись и предполагали приданное. К порицаемым формам относились: покупка невесты, насилие над невестой, брак по любви без согласия родителей, похищение невесты. Предназначением женщины признавалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых по закону падала обязанность выполнять поминальный обряд по умершим родителям. Вдовам запрещалось повторно выходить замуж, и они исполняли обряд сатти – самосожжение вдовы. Муж имел право привести в дом вторую жену на 8 году жизни, если первая жена была бесплодна; на 10 году, если рожала мертвых детей; на 11 году, если рожала только девочек; немедленно, если подвержена пьянству или грубо разговаривает. В законах Ману описан механизм усыновления, когда подаренные или проданные в бездетные семьи сыновья могли получить права прямых наследников в новых семьях. Сложилось неоднозначное отношение к проституции. Добрачная связь считалась грешной. За супружескую неверность предполагалась смертная казнь. При этом внебрачные дети не припятствовали браку. Но женщине, занимающейся проституцией, запрещалось рожать. Они не могли претендовать на замужество, не допускались к воспитанию детей. Существовала каста царских куртизанок, которые были наиболее образованными женщинами Индии, служили предметом гордости горожан. Проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Пьянство и алкоголизм вызывали неприятие в обществе. Алкоголикам на голову ставили клеймо в виде чарки или заставляли пить вино до кончины.
В Китае от телесных наказаний освобождались старики после 70 лет и дети до 8 лет. Существовал верхний и нижний предел брачного возраста, в котором полагалось вступить в брак: для юношей 16–20 лет, для девушек 14–20 лет. Особый государственный чиновник составлял списки, нарушивших закон и достигших предельного возраста. Оговаривались причины развода в китайской семье. В Древнем Китае рабы находились в тяжелых условиях. Они были бесправны и не могли претендавать на социальные гарантии, не могли иметь семью, имущество. При нарушении супружеского долга развод поощрялся. Супруги жили отдельно и не могли без причины входить в комнаты к другому. Женщины в Китае могли быть казнены, но не могли быть сосланы. Казнь или пытка беременной женщины откладывалась на 100 дней после родов. Женщине-матери оказывалось всякое почтение. Рождение девочки считалось несчастьем. Новорожденную клали в постель из лохмотьев и в течение трех дней к ней не прикасались и не кормили.
3. Первые греческие города-государства возникли в
III–II тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова в результате завоевание греками коренного населения. В VIII в. до н.э. на территории Греции возникают полисы. Они представляли собой закрытое государство. В VI–V вв. до н.э. на первое место выдвинулись два наиболее сильных полиса – Афины и Спарта.
В греческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения.
В силу религиозного верования было развито гостеприимство, чужестранцы и нищие считались под особым покровительством бога Зевса. Предполагалось, что сам бог путешествует по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, куда и зачем идет, а при отъезде давали хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание, подавали милостыню, приют, одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. Такие отношения гостеприимства являлись обычаем и переходили от родителей к детям. Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приежих. Размещение в гостинице не требовало денег, нужно было самому заботиться о пропитании.
В Афинахнаиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, складывается гражданское общество и античная демократия достигает вершины своего развития. Формируются основные классы:
– граждане (пользуются всеми правами – 55 % населения);
– метеки (лично свободные, но неполноправные, из числа чужестранцев – 9% населения);
– рабы (не имеющие свободы и прав, из числа военнопленных – 36 % населения).
Высшим органом власти стало народное собрание (агора), которое регулярно собиралось до 10 раз в год и в нем могли участвовать граждане-мужчины, достигшие 20 лет. В Афинах социальная помощь носит общественный и государственный характер. К общественным обязанностям зажиточных гаражан относилось отправление литургий – личная повинность, состоящая в покрытии издержек на государственные мероприятия и религиозные праздники. Размер литургии не был конкретно определен и зависел от того, в какой степени отдельный человек хотел снискать расположение народа. В число литургий входило: расходы на содержание священников; расходы на содержание и подготовку гимнастов; организация банкетов для жителей своего района; постройка военных кораблей. В систему государственной социальной помощи входило:
1. Расходы на организацию народных праздников, которые включали в себя устройство зрелищ, выдачу денег, угощение зрителей. В V в. до н.э. во время правления Перикла в силу вошел принцип, по которому в случае, если военные потребности были удовлетворены, остатки государственного дохода могли идти на раздачу денег и устройство праздников. Раздача «зрелищных денег» со временем приобретает массовый характер.
2. Выдача социальных пособий. Солону приписывают закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия (1–2 монеты) назначался народным собранием. Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались за счет государства до своего совершеннолетия, а затем пролучали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде бесплатной раздачи или дешевой продажи хлеба. Афинское государство выделяло бедным девушкам-гражданкам средства на приданное.
3. Отправка граждан в путешествие. Отправляли за казенный счет, чтобы путешественники могли чему-нибудь научиться в других странах.
Объектами социальной помощи в Афинах могли быть только граждане. Главной при воспитании детей у афинян была идея личной независимости. Подростки постоячнно состязались в гимнастике, танцах, музыке. Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан воспитывались в семье до 7 лет. За мальчиками из состоятельных семей присматривал самый ленивый раб – педагог. После 7 лет мальчики обучались в частных учебных заведаниях. Мусические школы (7–16 лет) давали начальное образование, палестры или гимнастические школы (12–16 лет) развивали физические данные, следующая ступень образования гимназии (16–18 лет), военному искуству, стрельбе из лука, верховой езде учили в эфебиях (18–20 лет). Значительно скромнее было женское образование. До выхода замуж девочки получали домашнее воспитание. Им запрещено было появляться на улице, только раз в год по значительному религиозному празднику. Замуж их выдавали по решению родителей, и мужа они видели непосредственно на церемонии.
Таким образом, в Афинском полисе оформляется свеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддержать неимущих и обедневших граждан. Объектом социальной помощи могли быть только граждане пролиса.
Другая помощь оказывалась в Спарте. В данном полисе складывается образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения, искусно сдерживало развитие частной благотворительности, пытаясь сохранить равенство среди спартанцев.
Новорожденных спартанцев осматривали старейшины – эфоры, которые болезненных младенцев лишали жизни. До семи лет спартанцы воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. После этого полис брал на себя заботу о юношах и девушках. Сроки воспитания в полисе делились на 3 этапа:
1) 7–15 лет;
2) 15–20 лет;
3) 20–30 лет.
На первом этапе дети обучались воспитателем-пайдономом. Они вместе жили, приобретали минимальные навыки письма и чтения. Основным были физическая подготовка и закаливание. Подростков приучали к немногословию, любой намек на красноречие призерался.
Мальчиков 14 лет посвящали в эйрены – члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время посвящения подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. В течение года эйрены проходили испытание в военных отрядах спартанцев. Они являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. Не прошедшие данное испытание юноши с позором изгонялись из семьи.
К 20 годам эйрен получал вооружение воина, и затем в течение 10 лет приобретал статус полноправного члена военной общины.
К порокам не относили ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждали пьянство. Чтобы уберечь спартанцев от данного порока, устраивали «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартанцы могли убедиться, как непригляден выпивший человек.
Воспитание девушек-спартанцев мало отличалось от мужского. По достижении совершеннолетия девушкам разрешалось принимать участие в походах и Олимпийских играх. Когда мужчины уходили на войну, женщины брали оружие и защищали родной город.
В 30 лет заканчивался процесс государственного воспитания для обоих полов.
Для воспитания у детей-спартанцев призрения к смерти, стойкости их привлекали к истреблению сильных рабов.
В Спарте безбрачие и холостая жизнь вели за собой утрату личной и гражданской чести, унижение. Взрослые холостые спартанцы должны были зимой босыми обходить рынок, распевая специальную песню. Кроме этого они платили крупный штраф. Девушки могли самостоятельно выбирать себе мужа без участия родителей.
Одной из главных социальных проблем греческих полисов была проституция, существовавшая на законных основаниях. При царе Солоне проституция была узаконена: он купил азиатских рабынь и поселил их в диктерионах. Во главе данных заведений стояли порнотропсы, в чьи обязанности входило финансовое управление, поскольку каждая проститутка получала заработную плату. Затем стали открывать и частные заведения, куда на содержание поступали женщины из низов общества. Диктерионы считались необходимыми и неприкосновенными: отец не мог искать там сыновей, женатый не мог быть обвинен в измене. Сами женщины не обладали никакими социальными правами. Они носили специальный наряд из пестрой ткани и красили волосы в рыжий цвет. Категории проституток:
1) проживающие в диктерионах;
2) зарегистрированные проститутки;
3) танцовщицы;
4) содержанки богатых людей.
4. Время основания города Рима, которое исторически относится к 735 году до н.э., характеризуется разложением первобытно-общинного строя у племен, обитавших в Италии. Объединение 3 основных пленен послужило образованию в Риме общины. Социальное разложение приводит к образованию основных классов общества: аристократия (патриции), лично свободные общинники, плебс (пришлое население), рабы. Во главе римской общины находился выбранный вождь-рекс.
В течение длительного времени Рим являлся республикой.
В Древнем Риме воплощается правило устройства за государственный счет празднеств и угощений для плебса. Роль социальных работников в государстве исполняли эдилы – особые должностные лица, ведавшие общественными играми, раздачей хлеба гражданам и городским хозяйствам. Особенного расцвета зрелища для народа достигли во время правления императора Траяна. Император должен был присутствовать на играх. В Колизее народная масса вступала в непосредственное общение с императором, и только там он мог узнать мнение народа, оценить степень своей популярности. Популярность зависела от яркости зрелищ. Поэтому к обычным состязаниям стали прибавлять различные развлечения (фейерверки, иллюминации, выступления акробатов, фокусников) и услуги (после игр публику провожали домой 5 тыс. рабов, освещавших путь им факелами). Во время перерыва зрителям раздавали еду, иногда на зрителей сыпался целый дождь жетонов, представлявших собой квитанции на получении разных ценных призов. Например, в честь ознаменования военной победы над германцами цирк был превращен в лес, куда запустили страусов, оленей, кабанов, а затем предложили народу взять то, что сможет унести. Число праздников постоянно росло: во времена империи достигло 175 дней в году. Зрелища римлян можно разделить на группы:
1. Игры в цирке.
Среди цирковых развлечений преобладали гонки на колесницах, выступления кулачных бойцов. Во времена республики давались военные парады и примерные сражения. Иногда устраивались бои гладиаторов и травля зверей.
Однако центральное место занимали гонки колесниц, которыми управляли рабы. Это было делом прибыльным, так как победителей награждали деньгами. Особое уважительное отношение отводилось скаковой лошади (гвардейцы могли охранять их сон перед забегом), императоры назначали им пенсии.
Одновременно создавались товарищества торговцев и крупных владельцев рабов и табунов для доставки и снаряжения возниц и лошадей. Так как обычно в забеге участвовало 4 колесницы, то появилось 4 общества, различавшихся по цвету платья своего возницы: белые, красные, зеленые и синие. Толпа зрителей и даже императоры становились сторонниками той или иной партии. На них же с возникновением первых тотализаторов делались ставки.
2. Игры в амфитеатре.
Здесь центральное место занимали бои гладиаторов. Первоначально они устраивались лишь на похоронах богатых людей, то к середине I в. до н.э. они появляются и на праздниках, устраиваемых государством. Гладиаторами становились или преступники, или военнопленные, или добровольцы. Выделялось несколько групп гладиаторов:
1. Вооруженные трезубцем.
2. Вооруженные щитами и мечами.
3. Тяжеловооруженные.
4. Сражавшиеся на колесницах.
Организация игр была довольно простой: если кто-нибудь в бою один на один падал побежденным, то заведующий играми предоставлял публике решить вопрос, должен тот умереть или нет. Раненный гладиатор, прося пощады, подымал кверху палец. Если зрители хотели даровать ему жизнь, то махали платками. Опущенный же вниз палец обозначал смертный приговор. Удостоверялись в смерти при помощи каленого железа. В мертвецкой умерщвляли тех, кто обнаруживал признаки жизни. Иногда амфитеатр служил и местом казни: осужденных привязывали к столбам и выпускали зверей, причем казнь происходила в форме представления («Дедал, которого пожирал лев».).
3. Театральное представление.
В древнеримском театре давались трагедии и пантомимы. Трагедии в меньшей степени нравились публике, а поэтому, чтобы увеличить их привлекательность, устраивались шествия участников, колесниц, заморских зверей, отчего само представление длилось около 4 часов. Первоначально женские роли в трагедиях отсутствовали, после их исполняли мужчины. Самой большой популярностью в Риме пользовалась народная комедия. Одним из важнейших элементов комедии была непристойность. Действующие лица были наряжены в костюмы арлекина, а роли женщин исполнялись ими же.
Римлянам был также известен балет.
4. Игры на стадионе.
Это были капитолийские игры на манер олимпийских в Греции, которые устраивались раз в 4 года. Здесь исполнялись музыкальные произведения, происходили конные бега и гимнастические состязания. Желание сделать капитолийские игры похожими на греческие доходило до того, что император появлялся на них в пурпурном греческом плаще и в греческой обуви.
Атлеты по своему положению оказывались выше гладиаторов, актеров и возниц. Известно о существовании профессиональных атлетических обществ.
Таким образом, принцип «хлеба и зрелищ» в последние века существования Рима получил самое полное воплощение. Попытки обеспечить порядок в государстве проявлялись в деятельности римских императоров не только посредством устройства зрелищ. Например, Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечающие за опеку сирот.
Кроме государственной формы помощи существовали и общественные. Например, похоронные товарищества. Главной их целью было предоставление своим членам приличного погребения. Каждый, вступая в данное товарищество, вносил первоначальный взнос и бутылку хорошего вина. Членские взносы пускались на покрытие расходов и издержек на погребение. Само общество не имело собственного здания для погребения, поэтому, когда умирал кто-либо из членов общества, последнее выплачивало наследнику определенную сумму на покупку могилы. Если покойный не оставлял наследника, то общество само брало на себя заботу о его погребении. Если покойный был рабом, а хозяин отказывался выдать его тело товариществу, то устраивались фиктивные похороны.
Имеются сведения о наличии в Риме некоего прототипа древнего воспитательного дома, возникшего на рынке. На рынок подкидывались искалеченные и больные дети, где их и кормили сострадательные торговцы.
Не менее серьезной проблемой для Рима была проституция. В римском праве проституция получила четкую регламентацию, что отразилось на существовавших формах брака. Брак, в зависимости от условий брачного договора, давал вступавшим в него те или иные права и преимущества. Брачный обряд, в котором супруги ели хлеб, считался наиболее приличным; дети, рожденные от этого брака, признавались законнорожденными, наследовавшими имущество. Другая форма пользовалась меньшим почетом, являясь своеобразным полубраком (сожительство допускалось в течение года). В этом случае муж и жена считались законными супругами, но дети признавались незаконнорожденными. Третья форма брака – это наложничество. Наложница не считалась супругой, отличаясь от нее одеждой. Дети, рожденные в таком браке, не являлись членами семьи мужа и не обладали правами на получение наследства.
Проститутки в Риме не вносились в списки населения, а регистрировались в особых списках, составлявшихся эдилами. Эдилы выдавали им разрешение заниматься проституцией. Проститутки были обязаны носить особую одежду: короткую тунику и тогу с разрезом спереди. Им не разрешалось носить белых лент, которые поддерживали прическу молодым девушкам и порядочным женщинам. Проститутки должны были носить светлый парик, а на улице капюшон. Им запрещалось передвигаться по улице на носилках.
Во II в. до н. э. – II в. н. э. оформилась правовая система, ставшая классической основой для современных правовых положений – так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения.
I. Усыновление.
Усыновление как таковое могло совершаться в двух видах, в зависимости от его целей. В случае, если целью было получение наследника при отсутствии детей, то в древности усыновление совершалось на народных собраниях в присутствии особого должностного лица (понтифика), усыновителя и усыновляемого. По расследовании обстоятельств усыновления и при удостоверении в согласии обоих заинтересованных лиц, понтифик предлагал собранию подтвердить усыновление.
Таким образом, усыновление совершалось в виде общественного узаконения. Однако в связи с тем, что усыновляемый располагал правами наследства, должны были быть выполнены некоторые условия. Во-первых, могли быть усыновлены только те лица, которые имели право участвовать в народных собраниях; во-вторых, не подлежали усыновлению женщины и несовершеннолетние. Кроме того, усыновителем мог стать только свободный гражданин – мужчина. Впоследствии усыновление стало совершаться «по рескрипту императора», который мог позволить усыновлять и несовершеннолетних.
Более сложная форма усыновления использовалась для привлечения дополнительной рабочей силы в семью. В этом случае совершалась троекратная фиктивная продажа члена семьи «в рабство». Вначале отец усыновляемого продавал его какому-нибудь постороннему доверенному человеку, а тот тотчас отпускал сына на волю. Затем следовали вторая продажа и повторное освобождение на волю. Наконец, осуществлялась третья продажа, после которой сын уже был формально свободен от уз, связывавших его со своей семьей, но третьего отпуска на волю не производилось, и сын пока считался собственностью доверенного лица. В данном случае, возможно было усыновление и женщин, и несовершеннолетних.
II. Опека и попечительство.
Во всяком обществе могут оказаться лица, имеющие права («правоспособные»), но не обладающие достаточной степенью разумения и зрелостью воли для самостоятельного управления своими делами («недееспособные»). К последним по римскому праву относились несовершеннолетние и безумные; таковыми же являлись женщины и расточители.
Если все эти лица находились под чьей-либо семейной властью, то особого вопроса об их охране не возникало. Во-первых, согласно римскому праву, никакого своего имущества они не имели, во-вторых, они находили «естественную» охрану в лице главы семейства. Иное дело, если они таковой естественной семейной охраны не имели. Тогда для права возникал вопрос об организации для них искусственной защиты. Именно этой цели и служил оформленный в римском праве институт опеки и попечительства. На протяжении истории Древнего Рима данный институт постепенно видоизменялся и усложнялся.
Так, в древнейшее время опека над недееспособными лицами составляла дело родственников, причем тогда в институте опеки на первом плане стоял вопрос не о заботе над подопечным, а о заботе об его имуществе в интересах его ближайших наследников. Естественным опекуном становился ближайший наследник. Однако постепенно элементы обязанности, заботы все более и более выступали на первый план, и положение опекуна коренным образом менялось. Таким образом, видоизменялась и основная цель опеки: не охранение своих возможных в будущем прав на наследование, а забота о чужих правах. Именно поэтому уже к началу новой эры в римском праве опека обозначалась как «общественная повинность». В начале II в. до н. э. данная ситуация коренным образом изменилась, а в указанных случаях опекуны назначались магистратами при участии народных трибунов. Таким образом, опекунами могли уже становиться лица, назначенные государством и не имевшие никаких родственных связей с опекаемым. Вместе с тем постепенно усиливался и контроль государства над деятельностью опекунов. Во многих случаях они должны были испрашивать разрешения на те или иные действия в отношении опекаемых у местных властей. Если раньше опекунство составляло право, от которого каждый мог свободно отказаться и которое можно было свободно «переуступить», то теперь оно стало обязанностью, освобождения от которой можно было просить только при наличии уважительных причин.
Если недееспособность являлась полной (малолетний, безумный), тогда опекун или попечитель имел право заменить подопечного и самостоятельно вести его дела. Если же недееспособность являлась лишь частичной (несовершеннолетний, расточитель), тогда роль опекуна сводилась к подкреплению действий опекаемого в совершении отдельных имущественных актов.
В случае, когда опекуну приходилось полностью заменять опекаемого, возникала опасность бесконтрольности действий первого. Также первоначально опекун не был ничем ограничен в своей деятельности: он мог заключать разные сделки, мог продавать вещи опекаемого, закладывать его имущество и т.п. Такие права создавали базу для злоупотреблений и расхищения имущества опекаемого недобросовестным опекуном. Средств для защиты интересов опекаемого было лишь два: возбуждение кем-либо уголовного преследования против подозрительного опекуна, которое могло привести к его отстранению, и возбуждение иска по окончании опеки, однако, если опекун к тому времени умирал, то иск не мог быть предъявлен против его наследников. Эти средства с течением времени были признаны недостаточными, и уже во
II–I вв. до н. э. появилась возможность предъявления бывшим опекаемым новых исков в отношении опекуна или попечителя. Во-первых, по окончании опеки опекаемый мог потребовать отчета от опекуна и возмещения возможных убытков не только от него самого, но и от его наследников. Во-вторых, по окончании опеки опекун мог потребовать от бывшего опекаемого уплаты понесенных им расходов, но вознаграждения непосредственно за ведение опеки римское право не предусматривало. В результате роль опекуна постепенно свелась к роли простого хранителя имущества.
В зависимости от объекта опеки выделялись и ее различные формы:
1. Попечение о несовершеннолетних.
Человек по Римскому праву являлся правоспособным уже с момента своего рождения, он мог тотчас же оказаться обладателем огромного состояния и участником сложнейших юридических отношений. Однако было очевидным, что признать за ним тотчас же дееспособность нельзя. Вследствие этого наступление дееспособности человека откладывалось до достижения им известной степени физической и психической зрелости. Вопрос возникал лишь о том, какими признаками следовало определять наступление этой зрелости, достижение совершеннолетия.
Установления определенного возраста Римское право не знало; решающим признаком становилось достижение физической, половой зрелости – возраста, когда мальчик превращался в мужчину. Момент этот для всех людей неодинаков, вследствие чего его определение для каждого отдельного лица составляло обыкновенно дело его же семьи, и признание совершеннолетним выражалось в каких-либо внешних признаках (например, в смене детской одежды на взрослую и т.п.).
Римское право различало среди несовершеннолетних две основные группы. Дети до 7 лет никакого участия в гражданской жизни не принимали. Именно поэтому опекун имел право всецело заменить опекаемых, ведя дела от их имени. Дети от 7 до 14 лет, за которыми уже признавалась определенная способность разумения, сделки чистого приобретения (например, принятие подарка) могли совершать без согласия опекуна; во всех же остальных случаях они действовали при участии опекуна и с его согласия.
По достижении 14 лет человек признавался совершеннолетним, а потому мог вести дела самостоятельно.
2. Опека над женщинами.
Женщина в Римском праве считалась недееспособной даже тогда, когда она не находилась ни под властью отца, ни под властью мужа. Причиной тому являлся древний порядок, по которому обладание правом предполагало способность субъекта владеть оружием.
Женщина вследствие отсутствия такой способности всю свою жизнь должна была находиться под опекой своего отца или мужа. Однако постепенно характер опеки видоизменялся. Уже ко II в. до н.э. женщина самостоятельно вела свои дела и лишь в редких случаях требуется согласие опекуна, которое не имело решающего значения. Однако и в таком виде опека над женщинами вскоре начала казаться ограниченной в правах. В результате возможности установления опеки над женщинами были устранены.
В то же время уничтожение опеки над женщинами отнюдь не означало полного уравнения в правах с мужчинами. Целый ряд юридических функций оставался для женщин недоступен. Во-первых, женщины не имели права занимать никаких государственных должностей; во-вторых, не могли выступать за других в суде; в-третьих, не могли быть назначены опекунами.
С другой стороны, римские свободные женщины имели и некоторые привилегии. Например, в целом ряде случаев женщины могли сослаться на незнание закона (вместе с крестьянами, несовершеннолетними и солдатами). Недействительным также признавалось принятие женщинами ответственности за чей-либо долг.
3. Попечительство над безумными.
Попечительство и здесь становилось делом ближайшего родственника и наследника, причем оно давало полную власть над личностью и имуществом опекаемого. Сами безумные признавались пожизненно лишенными дееспособности, вследствие чего опекун полностью заменял опекаемого. Назначению попечителя предшествовало расследование психического состояния больного со стороны магистратуры, от которой и зависело установление опеки. В случае, если к помешанным изредка возвращалось сознание, то тогда они признавались временно дееспособными.
4. Попечительство над расточителями.
Была предусмотрена возможность расследования со стороны магистрата наличия расточительности того или иного лица. Расследование производилось по заявлению ближайших родственников. В случае, если обнаруживалось наличие расточительной наклонности, магистрат налагал на расточителя запрет.
Первоначально запрещение касалось лишь имущества, полученного по наследству, того самого, которое должно было перейти к детям расточителя. Но с течением времени запрещение было распространено на всякое имущество вообще. Расточитель же ограничивался в своей дееспособности, и его деятельность ставилась под надзор попечителя. Сам расточитель имел право заключать сделки чистого приобретения, для всех же остальных требовалось согласие попечителя. Длительность опеки в данном случае зависела как от характера опекаемого, так и от отношения к нему его родственников.
Кроме названных выше форм опеки и попечительства в Римском праве были и менее распространенные формы: попечительство над несостоятельным должником; попечительство над наследством, пока оно не будет принято наследниками; попечительство для охраны интересов еще нерожденного ребенка. Особого интереса заслуживает последняя из названных форм опеки: если умирал или погибал муж, а зачатый им ребенок должен был вскоре родиться, то для охраны имущества умершего назначался опекун. Далее же все зависело от природы: если рождался мальчик, то по закону имущество переходило к нему, а опекун исполнял свои обязанности до совершеннолетия наследника, если же рождалась девочка, то имущество переходило вдове, а функции опекуна прекращались.
Таким образом, в Риме формируется система государственной и общественной помощи нуждающимся. Для империи характерно юридическое становление системы попечительства и опеки.
Вопросы для самоконтроля:
1. В каких документах древнего мира раскрывались социальные вопросы?
2. В чем состоит различие социальной помощи в древних Афинах и Спарте?
3. В чем смысл требования «хлеба и зрелищ»?
4. Как регламентировались семейно-брачные отношения в древнем мире?
5. Как происходил генезис проблемы попечительства в древности?