Цель и методы непрерывного образования: зарубежный и отечественный опыт

В своей работе «Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития» А. Н. Пережовская рассматривает непрерывное образование как целостный процесс, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни. В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны – удовлетворять стремление человека к самообразованию, разностороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни

Непрерывное образование – это не только система взглядов на образовательную практику как образ жизни человека на всех его этапах с целью увеличения безопасности и жизненного комфорта, но и как пожизненное наращивание его творческого потенциала.

Непрерывное образование – это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.

Современная практика профессиональной самореализации показывает, что даже самого качественного и престижного образования хватит на два – три года, а затем возникает потребность дополнительного обучения, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям развивающейся реальности.

Идеи о необходимости непрерывного образования можно обнаружить как у античных философов (Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки), так и ученых эпохи Возрождения и эпохи Просвещения (Вольтер, Гете, Руссо и др.). Первые практические попытки реализовать идею непрерывности образования были реализованы в ХIII–XIV вв. в городах Европы на базе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.

Основателем системных и целостных представлений о непрерывном образовании можно считать Яна Амоса Коменского, в педагогическом наследии которого содержится мысли, актуальные для развития идей современного непрерывного образования.

Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в нашей стране после 1917 г., что способствовало формированию новой системы образования в России. Появлялись новые типы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих. Однако к концу 60-х годов прошлого века концепция непрерывного образования в Советском Союзе, заявленная в документах правительства, не нашла своего практического продолжения, и не стала смыслообразующим компонентом государственной образовательной системы. Эпизодические обращения к этой проблеме основаны были на инновационных практиках отдельных учителей и ученых.

Сам термин «непрерывное образование» впервые употребляется в 1968 г. в материалах ЮНЕСКО, а после опубликования доклада комиссии под руководством Э. Фора (1972) принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира.

В настоящее время цели непрерывного образования ориентированы на целостное развитие человека на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, на повышение чувства удовлетворенности результатами своей жизненной самореализации.

Содержание непрерывного образования также ориентировано на опережение развития общества, прогнозирование профессиональной карьеры, и, в связи с этим, востребованных в ближайшем будущем личностных и профессиональных навыков и качеств. Содержание непрерывного образования предполагает освоение авангардных направлений социальной практики. Поэтому помимо требуемых знаний, умений, навыков в содержание входит освоение способов продуктивной деятельности, включение обучающихся в процессы приобретения и переживания практического опыта, освоение способов самостоятельного поиска эффективных решений, постоянного самообразования.

В рамках непрерывного образования специфичны методы и формы образования. Педагог выполняет функции организатора (модератора) учебы и призван обеспечить не только индивидуальный подход в обучении, но и эффективную командную работу. Именно в командной работе может происходить обмен практическим опытом, обогащение собственного опыта. В системе непрерывного образования доминируют продуктивные, активно-творческие методы обучения, предлагающие самостоятельную и командную творческую деятельность проблемно-практического характера. Цель этих методов и форм — дать не только знания, но и найти способы обогащения собственного опыта во взаимодействии как с педагогом, так и с другими участниками процесса обучения. Обучение строится по индивидуальному образовательному маршруту, при котором каждый обучающийся имеет возможность продвигаться вперед в освоении материала своим темпом.

Результатом непрерывного образования является постоянно развивающаяся личность, владеющая универсальными способами деятельности и потому способная к мобильной адаптации в новых условиях труда, познания и взаимодействия. Непрерывность образования позволяет формировать и удовлетворять новые познавательные запросы, развивает способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели.

Изначально в нашей стране непрерывное образование рассматривалось как образование для взрослых людей. Его предназначение виделось в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии.

В современной ситуации переход к непрерывному образованию предполагает возможность получать желаемое образование на всех этапах человеческой жизни, что будет способствовать повышению его качества и привлекательности.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. обозначены стратегические цели образования, которые тесно увязаны с проблемами развития российского общества, и решить которые можно только в рамках системы непрерывного образования. Эти цели включают в себя:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации