Многообразие субъектов проектной деятельности
С точки зрения методологов, основанием реализации проектной деятельности в образовании служат целе-ценностные установки субъектов проектирования, которые согласуются и проходят экспертизу в ходе межличностной коммуникации. В различных видах учебного проектирования субъектами становятся как взрослые, так и дети. В зависимости от вида и цели проектной деятельности это могут быть индивидуальные и совокупные субъекты (учебные и творческие группы, класс, коллектив образовательного учреждения, профессиональные и сетевые сообщества). В образовательном и социально-педагогическом проектировании могут участвовать менеджеры образования и специалисты — педагоги разного уровня, а также представители педагогической общественности. Специфика позиции участника проектирования заключается в том, что он всегда выступает как осознающий (сознательный) преобразователь действительности.
Педагогическая инструментовка формирования проектного замысла выбирается в соответствии с уровнем развития совокупного сознания субъекта и его предыдущим опытом участия в проектах. Одно дело, если в рамках учебного проектирования в совместную деятельность вступают младшие школьники, другое, если этим занимаются опытные специалисты, знакомые с технологией осуществления основных проектных процедур (диагностики, целеполагания, рефлексии). В любом случае необходимо четкое определение меры активности и компетентности каждого участника проектирования, а также понимание того, почему данная категория лиц привлекается к проектной деятельности в определенной роли.
Проектные роли.В рамках проектировочной деятельности ее субъекты могут выступать в роли заказчиков, разработчиков, лидеров, координаторов (менеджеров), руководителей, исполнителей проекта, экспертов. Каждая из этих ролей сопряжена с выполнением особых функций и по-своему необходима для прохождения всех этапов проекта. Так, пока нет заказчика на продукт, образовательное проектирование никому не нужно, кроме тех, кто им занимается и привлекает ресурсы. Без менеджера возникают трудности в привлечении ресурсов и координации действий. Без экспертов трудно судить о новизне и социальной значимости проектного результата. Дифференциация проектных ролей осуществляется в зависимости от практических потребностей непосредственных участников проектирования или в соответствии с наличием социального заказа. Целесообразно разрабатывать и закреплять ролевые функции и регламент деятельности участников проекта в каком-то специальном рабочем документе.
Вот, например, выдержка из регламента деятельности тьютора в рамках проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» (СНОСКА: Алексашина И. А. Проект «Переподготовка учителей-гуманитариев». Санкт-Петербургская модель. Информационный бюллетень проекта. Выпуск 1. — СПб., 1997.-С. 8, 9).
Функции тьютора
1. На подготовительном этапе программы.
· Организация предпроектной деятельности.
· Комплектование групп участников.
· Участие в разработке программы семинара, учебного плана занятий, расписания и др.
· Обеспечение обратной связи со слушателями.
4. На завершающем этапе программы.
· Составление аналитического отчета по итогам программы.
· Маркетинг индивидуальных педагогических проектов.
· Выдача сертификата, рекомендации к аттестации учителей.
Тьютор имеет право:
· представлять проект в рамках предметной области в пределах своих функциональных обязанностей по отношению к третьим лицам;
· решающего голоса при зачислении в группу, определении индивидуального режима работы слушателей, определении руководителей индивидуальных проектов, определении поощрения и их форм, отчисления из группы;
· корректировать учебный процесс и состав учебной группы;
· представлять интересы слушателей;
· решать вопросы дифференцированной оплаты труда экспертов.
В педагогических проектах могут участвовать и совокупные субъекты. Примером служат так называемые поисковые, пилотные группы или команды. В качестве субъектов, участников проекта также могут выступать ситуативные объединения (например, пользователи компьютерных сетей).
Выбор и формирование субъекта соответствующего типа и масштаба — необходимый этап проектной деятельности. Особенно это \ важно в случае учебного проектирования, где от персонального I состава и масштаба проектных групп, от точности распределения функций между участниками во многом зависит предметный и педагогический результат. В качестве примера рассмотрим особенности некоторых специфических для сферы проектирования совокупных субъектов.
Моделирующие парыпредставляют в системе проектирования разновидность такого группового субъекта, как диада. Его целесообразно формировать и использовать «внутри» проектной деятельности, когда у участников, относящихся к разным профессиональным (социальным, возрастным) категориям, необходимо создать актуальный или прогностический эталонный опыт действий, отношения, эмоциональной реакции в определенных социально заданных рамках парного профессионального (межличностного) взаимодействия. Такая пара, созданная в проектных целях, в своей деятельности моделирует инновационные изменения, которые после соответствующей самооценки, оценки и коррекции переносятся в реальный процесс профессионального взаимодействия.
Например, в опыте волгоградских педагогов были составлены моделирующие пары «руководитель образовательного учреждения — учитель английского языка той же школы». На курсах они параллельно осваивали: учитель — инновационную технологию обучения языку; директор — приемы эффективного управления инновационными изменениями, условия эффективности инновационной технологии обучения английскому языку. Возвратившись на место работы, учитель начинал вводить освоенную технологию в практику обучения. Директор прилагал усилия для создания инновационной среды, благоприятной для внедрения технологии. Возникающие при этом типовые проблемы, ситуации напряжения, новые эффекты сразу же подвергались рефлексии, анализировались и учитывались при корректировке следующих проектных шагов.
Возможен игровой вариант формирования моделирующих пар, выполняющий диагностическую или пропедевтическую функцию. Так, врамках учебного проектирования, предметом которого являлось продуктивное профессиональное поведение, студентам выпускного курса педагогического университета предлагали сформировать пары «директор школы — молодой учитель, нанимающийся на работу». Далее в условиях регламентированного времени все пары параллельно проигрывали ситуацию приема на работу и составления трудового договора.
Основная установка для обеих сторон — максимально удовлетворить собственные потребности и запросы, связанные со служебной встречей. При этом возможно задать разные режимы работы пар: спонтанное общение, основанное на личном опыте и представлениях о ситуации, либо взаимодействие по инструкции. По итогам работы пар проводится общая дискуссия, материалом для которой служат личные впечатления каждого участника пары. Таким образом, выявляются внутренние мотивы «начальника» и «подчиненного», стереотипы, штампы, тупиковые способы действия с той и другой стороны, удачные приемы и ходы, позволяющие достичь желаемого.
В итоге совместными усилиями проектируется модель продуктивного поведения в типовой ситуации устройства на работу молодого специалиста (СНОСКА: Аналогичный прием использовался на курсах повышения квалификации администраторов школ).
Проектная команда.Под проектной командой обычно подразумевается основной круг людей (специалистов), непосредственно участвующих в социально-педагогическом или образовательном проекте. Внутри этого круга происходит выделение и распределение сфер ответственности (функций), которые позволяют комплексно обеспечить реализацию проекта. К ним относятся исследование, обучение, экспертиза, подготовка документации, координация деятельности, техническая или социальная разработка, консалтинг, методическое сопровождение, администрирование
Так, для сетевого обучения характерно командное обеспечение проекта в силу значительного усложнения характера деятельности по его сопровождению. Примерный состав такой команды: руководитель проекта (преподаватель, ученый); методисты-координаторы, лидеры, возглавляющие учебные (целевые, тематические) группы, тьюторы, программист, отвечающий за разработку конфигурации сайта и создание необходимых программных продуктов; техник, обеспечивающий устойчивость связи.
Пилотная группа— группа участников, осуществляющих пилотажные (пробные, экспериментальные) действия в логике проекта. Иногда этап действий, который связан с такими локальными пробами, называют пилотным проектом. По сути, пилотная группа — это первопроходцы, на долю которых выпадает апробация того или иного инновационного подхода со всеми вытекающими из этого сложностями. В такую группу обычно отбирают наиболее квалифицированных специалистов, склонных к обоснованному риску и умеющих действовать в ситуации неопределенности. Так, проект «Правовое образование» предусматривал создание пилотной группы преподавателей различных предметов, которые одновременно должны были стать и разработчиками инновационных программ, и первыми, кто апробирует их на практике.
Группа тьюторов(тренеров) — эта группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим. Иногда параллельно они выполняют методические функции по отношению к своим коллегам.
В уже упоминавшемся проекте по разработке нового формата выпускного экзамена по английскому языку тщательно отобранная группа наиболее опытных учителей английского языка была направлена в Великобританию для ознакомления со специальной литературой, нормативными документами и реальным опытом, связанным с организацией процедуры языкового тестирования. Впоследствии они провели серию обучающих семинаров для учителей города по данной проблематике. Следующий этап проекта потребовал от группы освоения методологии создания тестовых материалов и методических пособий в помощь российским учителям английского языка. После этого они смогли обучать коллег работе с этими пособиями.
В ходе проектирования формируются также разнообразные учебныеи рабочие группы,выполняющие в зависимости от целей проектной деятельности и этапа ее реализации различные функции.
Например, в ходе проектной игры «Летний лагерь: прогноз» в каждом отряде был создан организационно-мозговой центр (ОМЦ), задачей которого стала организация и проведение мозгового штурма с целью создания банка идей, их экспертной оценки и отбора. В состав ОМЦ вошли консультант-организатор — наиболее подготовленный и авторитетный человек, досконально разбирающийся во всех сторонах жизни лагеря; генератор идей — член отряда, способный мыслить ассоциативно, самостоятельно развивать поступающие идеи, предлагать в развитие свои; фиксаторы идей — члены отряда, умеющие быстро и точно не только зафиксировать поступающие идеи, но и распределить их по заданным проблемам. Состав экспертов отражает интересы всех заинтересованных в успешной организации жизни лагеря групп. Здесь члены отряда, подростки и старшеклассники; представители профсоюзов и руководства пионерских лагерей. Их задачей является всесторонний анализ предлагаемых идей со своей профессиональной и общественной позиции (СНОСКА: По материалам В. П. Бедерхановой).
В международной практике сложилось понятие учебный кружок.Это разновидность неформальной группы — участников системы дополнительного образования. Учебный кружок в ряде случаев также выступает в качестве группового субъекта проектной деятельности.
Создание любой группы и педагогическое сопровождение ее деятельности обычно осуществляются с учетом закономерностей развития групповой динамики и специфики той или иной выполняемой совместно проектной процедуры. Речь идет о групповом целеполагании, групповой коммуникации, групповой рефлексии, многообразные способы организации которых подробно описаны в соответствующей литературе. В зависимости от функционального назначения группы выбираются различные подходы к ее формированию. Очень важно правильно подобрать состав.
Так, при проведении проекта, связанного с совершенствованием системы профессионального образования, специалистами из г. Нижний Новгород было установлено, что в рабочую группу необходимо включать учителей-практиков, которые непосредственно ведут новый курс; представителей работодателей и экспертов по данному направлению. Желательно, чтобы состав группы оставался постоянным, поскольку процесс проектного обучения построен по принципу постоянного совершенствования на основе рефлексии и группового обсуждения. Предыдущий материал постоянно подвергается изменениям и коррекции, поэтому новым людям практически невозможно полноценно участвовать в работе, если они пропустили ряд проектных шагов. Если проект международный, в группе должен быть компетентный переводчик, свободно владеющий профессиональной лексикой. Это поможет избежать смысловых искажений при толковании материалов и экспертных суждений.
Специфическим субъектом проектной деятельности могут быть тренинг-группы, которые ситуативно формируются для пропедевтики или преодоления тех или иных трудностей, связанных с освоением режима и отдельных процедур проектной деятельности. Работа тренинг-групп может быть нацелена на:
· диагностику и коррекцию тех или иных личностных проявлений;
· снятие внутренних барьеров, мешающих продуктивным действиям в рамках проекта;
· создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы внутри группы;
· изменение характера групповой динамики по ходу проекта;
· формирование дополнительных умений, навыков, опыта, необходимых для успешного продолжения проекта;
· активизацию позиции участников и др.
К совокупным субъектам проектирования относят также различные виды внешних по отношению к проектам объединений, таких как наблюдательный или консультативный советы, экспертные, редакционные и другие группы. Целесообразно включать в их состав представителей различных учреждений, организаций, категорий специалистов, чтобы обеспечить комплексный характер экспертизы и исключить момент лоббирования интересов какой-то одной группы (социальной, профессиональной, возрастной). Причем поэтапный характер осуществления проектной деятельности предполагает подвижность структуры субъектов, смену акцентов в деятельности специалистов, их ротацию.
Например, в рамках проектов сети «Эврика» существует совет сети инновационных федеральных экспериментальных площадок, часть членов которого кооптируется ведомством в силу контрактных отношений между площадками и Министерством образования РФ, а часть непосредственно избирается педагогическим сообществом.
Более крупным (коллективным, корпоративным) субъектом в рамках педагогического проектирования выступают образовательные учреждения. Формы проявления их субъектных свойств специфичны, поскольку они одновременно являются и объектами проектного преобразования. В этом, по мнению В. Е. Радионова, заключается двойственность природы объектов педагогического проектирования. Каждый из них представляет сложную систему — самостоятельный социальный «организм», самоуправляемый и имеющий внутренние ресурсы развития.
Сетевой субъект проектирования.Впоследние годы в общественно-педагогическом и инновационном движении появляется все больше проектов, объединенных общим подходом, который получил название «сетевой». Феномен сетевого взаимодействия основан на эффекте кооперации и неформального общения. Проектирование в сети основано на личном опыте и социальной инициативе. Для сетевого взаимодействия характерно наличие общего коммуникативно-информационного пространства. Это открывает возможность обмениваться информацией с другими участниками сети, создавать собственные каналы информации.
По наблюдению А. М. Цирульникова, в таких проектах, как «Сообщество именных школ» (Пензенская область), Сетевой университет (г. Красноярск), Агентство образовательного сотрудничества (Санкт-Петербург), система образования предстает как горизонтальная самоорганизующаяся сеть. В ее переплетениях (узлах) расположились авторские школы, оригинальные образовательные модели, вариативные курсы, творческие педагогические объединения, создатели коих связаны информационно-коммуникативными отношениями, центральными понятиями которых являются «кооперация», «партнерство», «сотрудничество», «самоорганизация».