Тренинговые упражнения для родителей
1.Упражнение на знакомство участников группы, создания благоприятной психологической обстановки на занятии.
«Давайте познакомимся»
Задание: упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени и отчеству, если хочет, то рассказывает о себе.
«Давайте поздороваемся»
Здание: Каждый участник в кругу здоровается с другими участниками, называет свое имя, передает мяч (любой другой предмет) следующему участнику, который должен повторить имя предыдущего, назвать свое и т.д.
Упражнение «Встаньте те, кто…»
Задание: ведущий занятия предлагает встать тем участникам, которые
- любят играть в познавательные игры;
- любят играть в подвижные или спортивные игры;
- любят театр;
- ходят с детьми на стадион;
- ходят в театр;
- играют с детьми в обучающие (настольные) игры, головоломки;
- любят ходить с детьми в магазин игрушек и выбирать игрушки и т.д.
В конце упражнения подводятся итоги. Участникам предлагается вспомнить, кто из них любит…
2.Упражнение на рефлексию собственного опыта организации игр с детьми в домашних условиях «Мусорная корзина».
Ведущий предлагает участникам написать на листочках бумаги трудности, с которыми они сталкиваются в игровом взаимодействии с детьми, проблемы в общении с ними, личностные качества, мешающие взаимодействию с детьми – все те, от которых они хотели бы избавиться. На другом листочке участники записывают то, чему хотели бы научиться на занятиях, какие качества как родителя и воспитателя собственного ребенка они хотели бы у себя развить.
Записки с трудностями и ненужными качествами выбрасываются в «корзину», а записки с желаемыми качествами родители сохраняют до итогового занятия.
3.«Пожелание себе»
Участники занятия сидят в кругу, каждый проговаривает для себя пожелание, касающееся темы занятия.
4.«Что лежит в коробке?»
Ведущий объясняет, что сегодня участники попытаются отгадать, что лежит в коробке для детских игрушек для детей … (конкретного) возраста.
Участникам группы, расположенным по кругу ведущий бросает мяч и называет игрушку, игру, предмет для игр детей разного возраста. Участники игры ловят мяч только в том случае, если названная игрушка или предмет соответствуют обозначенному в начале игры возрасту детей. Возможно введение правила – пояснить свой выбор.
5.Упражнения на развитие у детей и родителей игрового и коммуникативного взаимодействия «Головомяч».
Родителям и детям предлагается выполнить вместе (в паре) игровое задание – пронести лежащий у стартовой черты предмет по дорожке в конец комнаты и обратно. Ведущий объясняет правила: предмет нужно держать вместе, предмет следует держать особым образом (карандаш удерживается с двух сторон на указательном пальце каждого из игроков; лист бумаги зажимается плечами двух игроков).
После правильного и неправильного выполнения задания участникам предлагается рассказать о трудностях в его выполнении, о способах их совместного преодоления, о пережитых чувствах.
6.«Игрушка».
Родителям и детям предлагается в парах выполнить задание: родитель выбирает, не называя вслух названия, игрушку из предложенных ведущим. Он должен при помощи мимики, пантомимики движений изобразить эту игрушку таким образом, чтобы ребенок мог ее узнать и назвать.
7.«Пресс-конференция».
Каждый из участников группы (родитель) выбирает одну из предложенных тем («Игрушка в жизни ребенка», «Играем, путешествуя», «Играем на улице» и т.д.). В течение перерывов между занятиями родители готовятся по выбранной теме: знакомятся с предложенной литературой, поигрывают с детьми игры и т.л. На занятии желающий родитель занимает место в центре, объявляет тему обсуждения. Остальные родители задают вопросы в рамках обозначенной темы. Ведущий может раздать участникам карточки с вопросами.
В конце выполнения упражнения проводится обсуждение.
8.«Портрет ребенка».
Родителям предлагается в одной из форм – графической или словесной – «написать» портрет собственного ребенка. Затем портреты обсуждаются совместно с психологом.
9.Упражнение на социальную перцепцию «Мое настроение и настроение ребенка».
Задание: Опишите свое настроение и переживания в различных ситуациях (покупка для ребенка в магазине новой игрушки; ситуация отказа ребенка от уборки игрушек; ситуация реакции на просьбу ребенка поиграть, когда вы заняты какой-либо важной для Вас работой). Представьте себе и опишите реакции ребенка в данной ситуации (отказ от покупки понравившейся игрушки, отказ ребенка от уборки игрушек, отказ ребенку в совместной игре). Попытайтесь связать Ваши эмоциональные реакции и настроение, эмоциональные реакции ребенка в таких ситуациях. Продумайте и предложите варианты позитивного разрешения ситуаций.
10.Упражнение на выбор интонационного оформления высказывания:
Задание: попытайтесь произнести фразу «Мы купим эту игрушку в другой раз» «Давай поиграем попозже» с разными интонациями: раздражения, злости, просьбы, прямого указания и т.д. Представьте себе реакцию ребенка в разных вариантах интонационного оформления высказывания. Выберите вариант, который на Ваш взгляд оптимален для сохранения эмоционального позитивного состояния ребенка.
11.Упражнение на реализацию активной понимающей и принимающей позиции родителя.
Задание: Предложите разные варианты развертывания диалога с ребенком:
– Мама, я сегодня хотел поиграть с Андреем в интересную игру. Я сказал, что буду капитаном корабля, а он будет матросом. Он должен меня слушаться… А Андрей не стал играть со мной, он плохой, никогда не буду с ним больше играть!
– . . . . . . . . . . . . . . .
– . . . . . . . . . . . . . . .
12.Упражнение на развитие умения слушать и слышать ребенка в ситуации игры.
Мама: давай поиграем вместе с машинкой…
Ребенок – не хочу…
Мама: давай поиграем в лото, ты ведь любишь эту игру?
Ребенок – надоело, не хочу.
Мама: что же ты хочешь?
Ребенок: ничего не хочу….
Продолжите диалог с ребенком.