Использование практических методов при изучении предмета «Человек и мир»
Учебный процесс должен включать инвариантную и вариативную части.2. Процесс обучения сопровождается оперативным контролем знаний, который позволяет объективно оценить усвоенные и неусвоенные учеником учебные элементы. 3. Самостоятельная практическая деятельность учащихся может быть реализована в виде системы индивидуальных домашних заданий. Подобные задания должны включать: справочный материал, поясняющий суть учебного элемента, образец выполнения задания и упражнение для выполнения.
33.особенности изучения блока « Ч и здоровье»При изучении раздела «Человек и его здоровье» у учащихся формируется отношение к здоровью как к важнейшей жизненной необходимости. Учащиеся знакомятся с внутренними органами человека, совершенствуют знания об органах чувств, о правилах охраны здоровья,. Дети усваивают нормы поведения при посещении лечебных учреждений, приемы оказания первой помощи при получении раны или другого повреждения, возникновении заболевания. Большое внимание уделяется предупреждению вредных привычек, болевых травм, несчастных случаев в школе и на улице.
38особенности усвоения природоведч. Материала учащимися с ИН. 1. учет индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями интеллекта;2. усиление практической направленности процесса обучения;3. увеличение количества экскурсий в учебном процессе и внеурочное время;4. применение современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся на разных эта-пах урока;5. использование элементов программированных заданий;6. усиление межпредметных и внутрипредметных связей . В процессе подготовки к урокам межпредметные и внутрипред-метные связи природоведения с такими предметами, как изобразительное искусство (зарисовки); ручной труд (изготовление макетов); русский язык и чтение (работа с книгой, проведение словарной работы, пополнение словарного запаса природоведческой терминологией, работа над каллиграфией и правописанием, словообразо-вание); математика (работа с измерительными инструментами, цифровые задания); ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности (опора на раннее изученный материал по темам «Сезонные изме-нения в природе», «Неживая природа», взаимосвязь живой и неживой природы, охрана природы). 7. подбор разноуровневых заданий и упражнений, учет темпа и объема выполнения заданий, опора на сильные стороны личности учащихся и пр.
36.предмет,задачи,содержание раздела природоведение. Задача определение педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования природоведческих представлений о природе у учащихся с нарушениями интеллектуального развития,-обучение учащихся специальной (коррекционной) экспериментальной методике с использованием разработанного учебного пособия -определение эффективности предложенной методики, качественный и количественный анализ полученных результатов. Основные содержания раздела:1.Земля – планета солнечной системы (Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Спутники. космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования космоса). (Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух. Состав и свойства воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздуха. Поверхность суши. Почва. Охрана и свойства почвы. Полезные ископаемые. Их свойства и значение. Способы добычи. Виды полезных ископаемых. Вода. Свойства и значение воды. Вода в природе. Водоемы. Ручьи. Реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. 2.Сезонные изменения в природе 3.Наша страна 4.Природа нашей Родины 5. Человек. Охрана здоровья 6. Экология. Охрана природы 7.Труд на пришкольном участке и в школе 8.Повторение пройденного
34.Оценка результатов учебной деятельности по учебному предмету «Человек и мир»
В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся контролю и оценке подлежат знания и умения по содержательным линиям: «Природа и человек», «Человек и общество», «Человек и его здоровье», блок «Мая Радзіма — Беларусь» в рамках содержательного компонента «Человек и общество».
Критериями результативности усвоения предмета «Человек и мир» являются:
— точность (способность правильно воспроизводить изучаемый материал);
— полнота (способность наиболее полно представить все существенные характеристики изучаемого вопроса в соответствии с программными требованиями к знаниям младших школьников);
— глубина (способность выявлять причины, устанавливать следствия);
— гибкость (способность подкреплять выводы, высказанные положения фактами, конкретизировать высказанные положения или утверждения примерами, сравнивать по сходству и различию, применять усвоенные знания в разных ситуациях);
— действенность (способность применять усвоенные знания на практике для объяснения наблюдаемых явлений и фактов);
— прочность (способность воспроизводить знания после определённого промежутка времени, прошедшего после изучения нового материала);
— логичность (способность воспроизводить знания в соответствии с его структурой);
— осознанность (способность обосновать, объяснить знание, усвоенный способ действия, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, делать правильные выводы из материалов наблюдений и опытов, объяснять необходимость соблюдения санитарно-гигиенических навыков, правил природоохранного поведения и т.п.).
Важным показателем качества учебной деятельности по предмету является степень самостоятельности в решении учебных.
Наиболее значимыми критериями являются точность, или правильность, полнота, осознанность знаний, гибкость, степень самостоятельности. Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся по предмету «Человек и мир» осуществляется устным, письменным и практическим методами.
В процессе фронтального опроса осуществляется проверка знаний по теме урока: опознание и описание объектов и явлений, выявление их отличительных признаков, раскрытие и установление причинно-следственных связей, сравнение объектов и явлений, а также актуализация сведений, полученных учащимися в процессе наблюдений в природе, выполнения опытов и практических работ.
Для индивидуального опроса предлагаются вопросы и задания, требующие от учащихся составления связного рассказа (рассказа-описания) на основе наблюдений и материалов учебника, решения ситуативных задач.
Практический метод используется для проверки уровня усвоения практических умений, в том числе картографических и хронологических.
Тематический контроль осуществляется после изучения раздела учебного предмета на уроках обобщения знаний.
В конце учебного года может проводиться итоговая проверочная работа.
39 Наглядные методы обучения природоведению. Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.Наглядные (демонстрация, иллюстрирова-ние, наблюдение); карты, картины, схемы, макеты, таблицы; организовывать экскурсии на природу с целью наблюдения за объектами и явлениями неживой-живой природы (наблюдение за звездным небом, сезонные изменения в природе, погода, осадки). Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске. Необходимо подготовливать презентации для учащихся; просмотр видео материалов об изучаемом объекте (например,просмотр видеофильмов о солнечной системе, первом космонавте, загрязнении окружающей среды и др.). Использование современных компьютерных технологий на уроках дает высокие результаты: развитие творческих, исследовательских способностей учащихся, повышение их активности способствовало интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к неживой и живой природе. - наглядные методы обучения являются одним из факторов управления вниманием младших школьников; - внимание является функцией, обеспечивающей процесс обучения; - учитель нередко сам виноват в рассеянности своих учеников;
В 40 Словесные методы обучения природоведению Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой); учебная книга «Природоведение», рабочая тетрадь «Природоведение»; литература природоведческой тематики и др. Словесные методы применяются с целью развития познавательной активности и логического мышления школьников и усвоения ими готовой информации, излагаемой учителем. При помощи слова создаются и реализуются проблемные ситуации на уроках.Словесные методы применяются тогда, когда необходимо описать словом картину или процесс и при этом вызвать у детей чувство сопереживания и причастности к сюжету, когда на уроке или другой форме занятий мало времени, а необходимо изложить большой объем материала на высоком научном уровне, когда нельзя применять практические и наглядные методы по каким-либо объективным причинам. Словесные методы имеют свои положительные и отрицательные стороны.Живое, образное, эмоциональное и яркое слово учителя просто необходимо и незаменимо для изучения природоведения. В процессе практической работы или при применении демонстрационных методов усвоение знаний может быть неполным, учащиеся могут запомнить неглавные моменты из изучаемого материала — с помощью слова учитель может скорректировать и направить внимание детей.Основной сложностью при применении словесных методов является организация учащихся. Беседа — наиболее трудный среди словесных методов, Чаще всего беседы проводятся по ранее изученному материалу. цель беседы — закрепление и систематизация знаний. Беседа как метод обучения имеет и свои недостатки. Вопросно-ответная форма изучения дает дробные знания. Основным требованием к беседе является тщательная подготовка вопросов. Беседа должна быть насыщена материалом, Рассказ — это последовательное повествовательное изложение учебной информации. Рассказ применяется в том случае, если материал неизвестен. Рассказ должен быть научно выдержан, доступен для понимания детей определенного возраста. Объяснительный рассказ применяется на уроках природоведения при подготовке учащихся к проведению практической или самостоятельной работы, опыта или при ведении наблюдений.
37.Природоведческие понятия содержат в себе биологические понятия (растения, животные) и географические понятия.К условиям формирования природоведческих понятий относятся:1) Использование индуктивного пути, т.е. от конкретного к общему, от частного к общему, от простого к сложному;2) Соблюдение поэтапности;3) Широкое использование символики и опорных схем;4) Умение выделять существенные признаки изучаемых объектов;5) Формирование у учащихся логических умений.При формировании природоведческих знаний учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо сформировать умение определять существенные признаки объектов и явлений.