Педагогические системы и методы реабилитации

Направленные на интеграцию глухих

В общеобразовательную среду

Метод материнской школы

Метод материнской школы обеспечивает возможность ран­него обучения глухих детей устной речи в естественных житей­ских условиях, на материале, предметах и ситуациях повседнев­ной жизни.

В 60 — 70-х гг. XX в. предпосылками возникновения отечествен­ного варианта материнской школы стали определенные объек­тивные факторы, и прежде всего результаты успешного развития микроэлектроники, позволившие заметно повысить качественный уровень создаваемых слуховых аппаратов, что отразилось на слу­хопротезировании детей с очень раннего возраста. Не менее зна­чимой оказалась деятельность творческого коллектива единомыш­ленников, убежденных в необходимости вовлечения родителей в процесс обучения их детей. Сотрудники Института дефектологии АПН СССР использовали журнал «В едином строю» для публика­ции серии материалов под рубрикой «Университет для родите­лей» (первые из них появились в 1968 г.). Инициатива создания





«Университета для родителей» принадлежала Ф.Ф. Pay, который в течение ряда лет был его руководителем. Большой вклад в разра­ботку методических программ внесли многие сотрудники до­школьного сектора НИИ дефектологии — Г.Л. Выгодская, Э. И. Ле-онгард и другие.

Эта педагогическая система направлена на воспитание полно­ценной личности, способной к речевому общению с окружаю­щими людьми без помоши посредников (родителей или перевод­чиков жестовой речи), к проявлению инициативы в речевом вза­имодействии в любой жизненной ситуации, к самостоятельному решению жизненных проблем, к адекватной оценке собственных возможностей и оказанию помощи другим людям.

Научными исследованиями доказано, что познавательное и речевое развитие слышащих и детей с нарушениями слуха подчи­няется общим закономерностям, различия проявляются лишь в его темпах, а слухоречевое развитие глухих детей и формирование их речевого общения зависят не столько от степени сохранности слуха, сколько от ранней организации домашнего воспитания и обучения в условиях семьи.

Чтобы речь у глухого ребенка развивалась по тем же законам, что и у слышащего, важно обеспечить ему возможность слышать и обращенную к нему речь взрослого, и свою собственную.

Ведущими условиями эффективности воспитания и обучения детей с нарушенным слухом являются ранняя диа­гностика (с первых дней и недель жизни) и раннее слухопротези­рование (сразу после установления диагноза). После установления диагноза проводится тщательный подбор слуховых аппаратов, к пользованию которыми ребенка следует приучать как можно рань­ше. И как только определен диагноз, вступает в действие целена­правленное домашнее воспитание. Семья, родители первыми бе­рут на себя труд абилитации детей со слуховой недостаточно­стью, именно их усилия способствуют реабилитации и восста­новлению утраченных из-за нарушения слуха возможностей раз­вития малыша. Вместе с тем воспитание в семье проводится под руководством специалистов, объясняющих родителям приемы со­здания речевой среды и организации речевого общения, содей­ствующие нормализации жизни семьи. В этом союзе сурдопедаго­гов и родителей последние являются равноправными участника­ми единого процесса абилитации ребенка.

Воспитание неслышащих детей предполагает с ранних лет рас­ширение пространства общения за пределы семьи, а постепенно происходящее развитие слухового восприятия обеспечивает пере­ход к распознаванию все большего числа звуков. Вся жизнь ребен­ка проходит при постоянном пользовании индивидуальным слу­ховым аппаратом; во время специальных занятий может подклю­чаться и усилитель звука (тренажер).

Важнейшей составляющей системы материнской школы яв­ляется отношение к ребенку с нарушенным слухом как к полно­ценному человеку, а не как к инвалиду. Взгляд на глухих как на психически нормальных детей, имеющих определенные физи­ческие ограничения, — вот самый верный и действенный путь к социальной реабилитации и интеграции в общество слышащих людей.

Методика оказания педагогической помощи детям, воспиты­вающимся в семье, основывается на поэтапном характере дорече-вого развития устной речи в норме. Это предполагает формирова­ние слухоречевых связей и развитие речевого слуха, появление звукоподражания, тренировку голоса и артикуляционного аппа­рата и их подстройку к образцам речи взрослого человека по ин­тонации, темпу, ритму, фонетике.

Согласно концепции метода материнской школы, при направ­ленной организации жизни глухие и слабослышащие дети спо­собны освоить родную речь в необходимом объеме и пользоваться ею для самостоятельного общения со слышащими людьми, для саморазвития, а также для овладения культурой своего народа.

Педагогическая система реализуется в разных организационных формах: в семьях, имеющих детей с нарушениями слуха, специальных группах детских садов общего типа, специальных дошкольных учреждениях, специальных клас­сах общеобразовательных школ, специальных школах, сурдоло-гических кабинетах (центрах), расположенных в более чем 120 городах, поселках нашей страны и в более чем 40 населенных пунктах.

В результате многолетнего опыта реабилитации детей с нару­шенным слухом и их интеграции в общество слышащих сформи­ровалась вариативная система преемственности между тремя об­разовательными ступенями: семьей (младенческий и ранний воз­раст) — группой детского сада общего типа — массовой общеоб­разовательной школой; или другой вариант: семья — специальная группа при детском саде общего типа — специальный класс при массовой общеобразовательной школе.

Кохлеарная имплантация как способ реабилитации глухих людей

Кохлеарная имплантация (КИ) — это метод радикального восстановления слуха на основе определенного вида хирурги­ческого вмешательства. Операция состоит в введении и вживле­нии электродных систем во внутреннее ухо слухового анализа­тора человека. В улитку внутреннего уха имплантируют кохлеар-пые электроды — проводники специальной формы, которые непосредственно контактируют с биологической системой орга-



Я 8



на слуха и осуществляют ее электрическую связь с кохлеарным протезом.

Для простой стимуляции улитки достаточно двух электродов, однако более сложная стимуляция осуществляется многоэлект­родными устройствами — кохлеарными электродными системами. Они могут быть одноканальными — подающими электрический сигнал на электроды или электродную систему по одному каналу; многоканальными — преобразующими звуковой сигнал в группы электрических импульсов, передаваемых на электродную систему по отдельным каналам.

Такое хирургическое вмешательство помогает, например, лю­дям с сенсоневральной тугоухостью не только в усилении зву­ка, но и в замене волосковых клеток внутреннего уха и осуще­ствлении передачи звуковой и речевой информации слуховому нерву с помощью слабых электрических разрядов. Известно, что сенсоневральная тугоухость — результат повреждения внутрен­него уха, его волосковых клеток. Несмотря на значительные на­рушения сенсорных клеток, у большинства таких пациентов со­хранны волокна слухового нерва. И при непосредственной сти­муляции электрическим током они способны посылать в мозг сигналы, обеспечивающие возникновение слуховых ощущений. Именно на этом основан принцип действия кохлеарного имп-ланта.

Кохлеарные импланты — микроэлектроды, предназначенные для продолжительного пользования (идеальным сроком службы явля­ется длительность человеческой жизни) и работающие в условиях электрохимической и химической коррозии. Современными мо­делями кохлеарных имплантов пользуются около 70 тыс. пациен­тов. Их безопасность и эффективность — результат многолетних научных поисков и достижений. Если раньше КИ производилось преимущественно взрослым и детям, потерявшим слух после ов­ладения речью, то сейчас значительное число пациентов состав­ляют дети с врожденной глухотой.

Решение об операции принимается с учетом комплекса крите­риев. При этом отдельные из них могут не выполняться, однако обязательным является добровольное согласие на операцию и последующую слухоречевую реабилитацию.

Перед операцией каждый пациент проходит диагностическое предоперационное комплексное обследование. Его результаты дают объективные данные для решения о возможности для него опера­ции, позволяют прогнозировать эффективность использования кох­леарного импланта.

Операция, проводимая на ухе, выполняется под общим нар­козом хирургом-отоларингологом. Риск от нее сопоставим с рис­ком обычных хирургических вмешательств на среднем ухе. Какие-либо серьезные последствия после операции КИ неизвестны.

Послеоперационная слухоречевая реабилитация пациентов со­стоит из программирования и включения речевого процессора, что происходит через 3 — 4 недели после операции, когда паци­ент приходит в клинику для его подключения. Кохлеарный им-плант обеспечивает всем оперированным возможность слышать даже тихие звуки. Однако качество слухового восприятия с его помощью речи у разных пациентов имеет определенные разли­чия. На результаты слухоречевой реабилитации влияют следую­щие факторы.

1. Возраст, в котором произошла потеря слуха (врожденная глу­хота или глухота, наступившая после овладения речью). Хороших результатов достигают постлингвально оглохшие пациенты, сре­ди долингвально оглохших лучшие результаты у маленьких детей, особенно у тех, кто какое-то время слышал и имел слуховой опыт (например, потерял слух в возрасте 2 — 3 лет).

2. Длительность периода между потерей слуха и КИ: чем он короче, тем лучших результатов можно ожидать.

3. Индивидуальные особенности пациента: обучаемость, память, внимание, степень мотивации к пользованию имплантом и др. При К И детей обязательным является активное участие родителей в послеоперационной реабилитации.

4. Техническая характеристика используемого импланта — спо­соб кодирования речевых сигналов, число электродов и др.

После операции с пациентами проводятся специальные заня­тия, основная цель которых — развитие восприятия звуковых сиг­налов с помощью импланта.

Наши рекомендации