Основы правового положения осужденных
Правовое положение осужденных – это совокупность тех субъективных прав и обязанностей, которыми они обладают во время отбывания наказания. правовой статус осужденных определяется в главе 2 УИК.
Вопрос о правовом положении лиц, отбывающих наказание, имеет важное политическое, воспитательное и практическое значение. В плане политическом он сводится к тому, как государство относится к осужденным и какие права оно им гарантирует как личности.
Правовое положение осужденных определяется следующими фундаментальными положениями:
1) международными стандартами в области прав человека, в том числе минимальными стандартными правилами обращения с заключенными;
2) общегражданскими правами и обязанностями, закрепленными в Конституции и иных актах законодательства Республики Беларусь;
3) специальными правами и обязанностями осужденных, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством.
Основы правового положения осужденных определены в ст. 8 УИК, в соответствии с которой государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечивает установленные законом условия применения наказания и иных мер уголовной ответственности в отношении осужденных, гарантии социальной справедливости, обеспечивает их социальную, правовую и иную защищенность.
При исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осужденным гарантируются права и свободы граждан Республики Беларусь с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Республики Беларусь. Осужденные не могут быть освобождены от выполнения своих гражданских обязанностей, за исключением установленных законом случаев.
Осужденные судами Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и выполняют обязанности, которые установлены законодательством Республики Беларусь о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе международными договорами Республики Беларусь, с ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Республики Беларусь.
Факт осуждения лица, совершившего преступление, и назначение ему наказания или иных мер уголовной ответственности, является правовым основанием, с которым законодательство связывает ряд правоограничений, в том числе общегражданских прав. Эти ограничения прав и свобод предусмотрены уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Республики Беларусь.
Так, в статье 64 Конституции установлено, что в выборах не участвуют ...лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.
Статья 37 КоБС устанавливает особый порядок расторжения брака без предоставления срока на примирение по заявлению одного из супругов, если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет.
В соответствии со ст. 88 Закона «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. пенсионерам, находящимся в местах лишения свободы, пенсия (кроме социальной) выплачивается в размере 10 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту в месяц. В тех случаях, когда размер их пенсии превышает стоимость содержания в местах лишения свободы, выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 10 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту в месяц. Сумма пенсии, причитающаяся к выплате, зачисляется на лицевой счет пенсионера в учреждении по месту его содержания. Инвалидам войны и другим участникам войны пенсии выплачиваются в размере не менее 25 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту. Если у пенсионера, находящегося в местах лишения свободы, имеются дети, то пенсия выплачивается в следующем порядке: на одного ребенка - 25 процентов, на двоих детей - 33 процента, на троих или более детей - 50 процентов назначенной пенсии, самому пенсионеру - оставшаяся часть пенсии за вычетом стоимости содержания в местах лишения свободы, но не менее 10 процентов (инвалидам войны и другим участникам войны - не менее 25 процентов) назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту. В случае лишения пенсионера свободы выплата назначенной социальной пенсии приостанавливается на время лишения свободы.
Закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» от 20 сентября 2009 г. устанавливает, что право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если: 1) он осужден за совершение преступления, за исключением осужденных без назначения наказания или к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, - на срок, установленный органом или учреждением, исполняющими наказание или иные меры уголовной ответственности, но не более чем до отбытия наказания или освобождения от наказания либо до истечения срока отсрочки исполнения наказания или испытательного срока; 2) за ним установлен превентивный надзор, - до прекращения превентивного надзора.
В Законе Республики Беларусь «О ветеранах» от 17 апреля 1992 г. предусмотрено, что право на государственные социальные льготы, права и гарантии для граждан, пользующихся правом на льготы, приостанавливается со дня вступления в силу обвинительного приговора суда и до погашения или снятия судимости, за исключением прав на льготы по лекарственному обеспечению и обеспечению техническими средствами социальной реабилитации, без применения которых невозможны жизнедеятельность организма и компенсация его функциональных возможностей.
Подобные ограничения предусмотрены и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Осужденные к лишению свободы и другим наказаниям не только ограничиваются в определенных общегражданских правах, но в период отбывания наказания приобретают специальные права и обязанности, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством.
Таким образом, правовое положение осужденных отбывающих наказание, определяется двумя составляющими:
Ø общегражданскими правами и обязанностями с ограничениями, предусмотренными для осужденных, и
Ø специальными правами и обязанностями, которыми они наделены как субъекты уголовно-исполнительных правоотношений в период отбывания наказания.
В то же время законодательством устанавливается разный правовой статус для осужденных к различным видам наказаний, либо в отношении назначены иные меры уголовной ответственности.
Основные обязанности осужденных установлены в ст. 9 УИК, в соответствии с которой они обязаны:
q выполнять установленные уголовно-исполнительным законодательством обязанности в отношении порядка и условий отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности;
q выполнять законные требования органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового воздействия;
q являться по их вызову и давать объяснения по вопросам исполнения приговора. В случае неявки по вызову осужденный может быть подвергнут принудительному приводу;
q вежливо относиться к работникам органов и учреждений, исполняющих наказание.
Дополнительные обязанности установлены в отношении осужденных, за которыми в течение срока судимости осуществляется профилактическое наблюдение:
q предварительно уведомлять уголовно - исполнительную инспекцию об изменении места жительства либо о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца;
q являться в инспекцию по вызову, и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни.
Осужденному, не выполняющему возложенные на него обязанности, может быть объявлено официальное предупреждение.
Основные права осужденных установлены в ст.10, 11 и 12 УИК. Лица, отбывающие наказание и иные меры уголовной ответственности, имеют право:
§ на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности. Указанному праву корреспондирует обязанность органа или учреждения, исполняющего наказание и иные меры уголовной ответственности, предоставить этим лицам указанную информацию, а также знакомить их со всеми ее изменениями;
§ на вежливое обращение со стороны работников органа, исполняющего наказание или иные меры уголовной ответственности. Осужденные не должны подвергаться жестокому, бесчеловечному либо унижающему их достоинство обращению. Меры принуждения к ним могут быть применены не иначе как на основании закона;
§ обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в администрацию органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения;
§ давать объяснения, вести переписку, обращаться в администрацию органов и учреждений и общественных объединений с предложениями, заявлениями и жалобами на белорусском, русском либо других языках, которыми они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на одном из государственных языков Республики Беларусь с переводом на язык обращения;
§ на охрану здоровья. Медицинская помощь оказывается им в амбулаторных или стационарных условиях в установленном порядке;
§ на занятие физической культурой и спортом;
§ на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий;
§ пользоваться услугами адвокатов или иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи;
§ осужденные не могут быть подвергнуты медицинским или иным опытам независимо от их согласия;
§ осужденные иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Республике Беларусь, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Республике Беларусь, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя защиту их интересов, или с межгосударственными органами и международными организациями, занимающимися защитой указанных осужденных.
Наделение осужденных специальными правами и обязанностями является важной гарантией, исключающей возможность произвольного обращения с осужденными со стороны представителей администрации ИУ и других органов, исполняющих наказания. По своему содержанию эти права и обязанности определяют характер принудительно-воспитательного воздействия на осужденных. В течение срока отбывания наказания они могут меняться.
Необходимость и целесообразность ограничений прав и свобод осужденного при отбывании уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия признается практически всеми исследователями.
И.Я. Фойницкий в начале ХХ века писал, что «Принуждение наказания заключается в причинении или обещании причинить наказываемому какое-нибудь лишение или страдание, поэтому всякое наказание направляется против какого-либо блага, принадлежащего называемому – его имущества, свободы, чести, а иногда даже против его жизни».
Вопросы правового (законного) ограничения законных прав и свобод человека в условиях имеющихся предложений по существенному реформированию системы уголовных наказаний, приобретают особую остроту и требуют к себе самого пристального внимания со стороны теории и юридической практики в плане построения взаимоувязанной и логически обоснованной системы правоограничений, свойственных конкретным видам уголовных наказаний, а также наказаниям и иным мерам уголовно-правового воздействия.
На наш взгляд, следует говорить о двух основных смысловых гранях содержания понятия «ограничение прав человека» в отношении осужденных лиц. Во-первых, ограничение представляет собой исключение из общей совокупности прав и свобод человека принадлежащих (либо предоставляемых) ему некоторых прав, т.е. это количественное уменьшение уже имеющихся прав и свобод, что происходит в связи с признанием лица виновным в совершении преступления и его осуждением.
Во-вторых, ограничение может проявляться в сужении объема и (или) содержания имеющихся прав и свобод путем установления либо пространственных пределов, либо временных рамок, либо круга лиц или определенных вариантов поведения.
Цели ограничения прав и свобод сформулированы в международно-правовых документах. Так, во Всеобщей декларации прав человека такими целями являются обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей, а также удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (п.2 ст.29). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах указываются более детальные условия их применения. Согласно ст.4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ограничения должны осуществляться с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав. Согласно ряду статей второго вышеназванного пакта (ст.ст. 12, 18, 19), они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.
Конституция Республики Беларусь предусматривает, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2); что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ст.21); что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст.23).
Таким образом, следует констатировать, что главной целью ограничений является охрана основных ценностей общества и правовых благ граждан, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и др. Ограничением правовыми средствами прав и свобод одного лица (по приговору суда), защищаются первичные ценности других лиц (и гражданского общества в целом), которые являются приоритетными в данной ситуации.
Следует отметить, что понятие «правовой статус осужденного» предполагает разграничение понятий общего правового статуса гражданина Республики Беларусь и общего правового статуса осужденных лиц. Последний может быть дифференцирован на несколько видов, в частности, в отношении лиц:
Ø осужденных к отбыванию наказания;
Ø осужденных к иным мерам уголовной ответственности;
Ø осужденных к конкретному виду наказания;
Ø осужденных к наказанию в виде ограничения или лишения свободы с выделением в рамках общего статуса осужденных к данным наказанием самостоятельных статусов в отношении каждой классификационной группы при установленных нескольких режимах отбывания соответствующего наказания.
Ø отбывших наказание в пределах срока судимости.
Правовой статус осужденного в уголовно-исполнительном праве не является самоцелью, а выступает лишь в качестве специфического средства достижения определенного социального результата.
Общий правовой статус определяется Конституцией и законодательством, не зависит от различных текущих обстоятельств (назначенной меры наказания, изменений режимов отбывания наказания в процессе его реализации, выполняемых осужденным функций и т.п.), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщённостью. Содержание такого статуса составляют те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем осужденным и каждому из них. Изменение его содержания зависит прежде всего от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия видов наказаний, их особенностей и правоограничений, специфики его исполнения. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у осужденных в зависимости от характера этих правоотношений, и других юридических фактов. Общий правовой статус является базовым, исходным для других. По нему в определенной мере можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.
Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определённых категорий. Указанные группы базируются на общем статусе, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством. Выделение, изучение и совершенствование этих правовых статусов – одна из задач науки уголовно-исполнительного права.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица. Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей. Знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры и юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и подвержен изменениям в зависимости от поведения осужденного и в связи с теми новыми событиями, которые происходят в жизни осужденного.
Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.
Во взаимоотношениях с гражданином государство не ограничивается юридической фиксацией прав осужденных. Провозглашая права и свободы личности, государство берет на себя юридические и моральные обязательства гарантировать эти права не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. Поэтому законодательное закрепление прав и свобод влечет за собой систему организационно-хозяйственных, политико-идеологических, социально- культурных и этических мероприятий, направленных на их обеспечение.
Понятие социальной возможности лежит в основе представлений о защите прав и свобод осужденных. Характер и степень установленных ограничений прав и свобод осужденных (вторжений в сферу личных интересов) настолько существенны, что требует постановки перед юридической наукой и практикой ряда задач, среди которых на первый план выступает такая многоплановая и сложная проблема как создание и закрепление юридического механизма зашиты прав и свобод осужденных.
Механизм юридической зашиты прав и свобод осужденных предполагает систему нормативных, институциональных, процедурно-организационных и контрольных элементов, взаимодействующих и определяющих эффективность правовой защищённости прав и свобод лиц, отбывающих уголовные наказания.
Механизм юридической защиты прав и свобод – это самостоятельное научное понятие со своеобразной структурой, целями, задачами и функциями. Структура механизма юридической защиты прав и свобод человека включает в себя следующее:
Ø нормативное регулирование,
Ø правомерную деятельность субъектов права,
Ø процедурно-организационные процедуры,
Ø ответственность и контроль,
Ø учет общественного мнения.
Самостоятельно должна оцениваться эффективность его деятельности и состояние защищенности прав и свобод осужденных.
Целями функционирования механизма является защита прав и свобод человека; его задачами - охрана, зашита, восстановление нарушенных прав человека, формирование обшей и правовой культуры; его функциями - охранительная, компенсационная, информационная, воспитательная.
Поскольку права и свободы человека пока еще нарушаются, а способы их зашиты не всегда достаточно эффективны, то возникает необходимость совершенствования уже имеющихся методов и средств, а также создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права и свободы человека, отбывающего наказания. Мировая практика свидетельствует, что чем больше таких институтов, тем эффективнее обеспечение прав и свобод человека.