Производственные конфликты
Ситуация № 1.1 «Горизонталь»
Вы руководитель фирмы. Одна ваша сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.
В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Ситуация № 1.2 «Конфуз с заместителем»
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре у руководителя проявилась информация от заместителя о неспособности принятого руководителем работника выполнять свои обязанности (Заместитель доложил об этом руководителю служебной запиской).
Проанализируйте ситуацию. Выявите в ней реальные и потенциально возможные конфликтогены. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты взаимодействия руководителя и заместителя. Определите в их числе конструктивные и конфликтные варианты взаимоотношений.
Ситуация № 1.3 «Вот так покритиковал!»
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью. Подчиненный обратился к вам, как к организационному психологу за советом.
Оцените ситуацию. Определите свою позицию в этой ситуации. Ответьте на вопрос, как правильно поступить подчиненному?
Ситуация № 1.4 «Собеседники»
Вы недавно начали работать руководителем отдела на крупной фирме, придя на эту должность с другого предприятия. Идя по коридору, вы видите трех работников вашего отдела, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину. Как вы себя поведете?
A. Остановлюсь, дам понять работникам, что я новый начальник отдела. Вскользь замечу, что беседа их затянулась и пора браться за дело.
Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе в кабинет.
B. Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложу пройти им на свои рабочие места.
Г. Прежде всего, представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела в их подразделении отдела.
Вас не устраивает ни один из данных вариантов. Предложите свой вариант.
Выбор обоснуйте.
Ситуация № 1.5 « Менеджер»
Алина, 27 лет – менеджер крупной международной аудиторской фирмы.
Я считаю, что я умна, красива, независима, предприимчива, возможно, горда и чрезмерно требовательна к другим. В последнем я неуверенна, это со слов сотрудников.
Я работаю в мужском коллективе, где царит правило: «Женщина – низшее существо, ее мнение можно не слушать», поэтому все мои качества никого не интересуют. А я мастер своего дела, я стремлюсь все делать наилучшим образом, но если я на работе сделала за день столько, сколько каждый из сотрудников мужского пола делает за неделю, - это никем не принимается во внимание.
Уйти мне с этой работы некуда – никто меня с моими знаниями и желаниями и умениями не ждет. А если и ждет, то видит во мне только сексуальный объект.
Многие на фирме меня не понимают. Например, если в солидной фирме принято носить деловые костюмы, а мне хочется надеть свитер, то я оденусь так, как, как считаю нужным, так как внутренняя свобода важнее. Да и какая разница как я одета, если я отличный специалист и приношу фирме солидный доход.
Но директор фирмы уже намекал мне, что может меня уволить, если я не буду соответствовать нормам, которые выполняют все. Но я ведь не все. И я жаловалась директору на непристойное поведение по отношению ко мне мужчин нашего коллектива. Их поведение разве соответствует нормам. На что директор только руками развел и сказал: « А что ж вы хотели в мужском коллективе?»
Посоветуйте, как мне себя вести, чтобы не было конфликтных ситуаций?
Должна ли я «наступить» на свою индивидуальность и стать серой мышкой, а точнее рабочей лошадью, которую каждый может хлопать по заду?
Дополнительные сведения
Директор фирмы дал характеристику Алине как исполнительному, творческому, инициативному, квалифицированному работнику. Но считает, что она часто пренебрегает нормами, принятыми в фирме. Он согласен, что она работает за десятерых и приносит солидный доход фирме. Но она может опоздать на работу минут на десять, растянуть свой обеденный перерыв, позволяет себе не деловой стиль одежды.
Сотрудники фирмы: «Вначале, когда Алина пришла к нам на фирму, наши отношения были дружескими. Она обращалась к нам за помощью, и мы с удовольствием ей помогали. Но когда она освоилась, то перестала слушать наши советы. Она «обгоняет» всех в сроках сдачи материала, «перехватывает» клиентуру – все идут к ней, в общем, устроила настоящую гонку. На ее фоне получается, что мы вообще не нужны на фирме, совсем справится одна она. Конечно, наши мужчины позволяют в ее адрес всякие словечки. Но она сама провоцирует, то юбкой в обтяжку, то глубоким декольте и др. Она сама себя поставила над коллективом.
· Проанализируйте ситуацию.
· Предложите конструктивные варианты ее разрешения.
Ситуация № 1.6 «Новшества»
Марина Викторовна, 39 лет, руководитель фирмы, высококвалифицированный специалист. Она требовательна к себе и к другим.
В ее подчинении 11 человек. Каждый имеет свои обязанности. Их работа в основном устраивала руководителя. Но после защиты диссертации и введения некоторых новшеств на фирме повысился интерес клиентов к ней, а также возрос ее рейтинг. Соответственно требования руководителя к качеству работы специалистов коллектива возросли. Но сотрудники коллектива неоднозначно восприняли повышенную требовательность руководителя. И вместо более качественной слаженной работы, повышения своих знаний и квалификационного уровня, они стали доказывать друг другу и руководителю, что один лучше другого. В результате чего стали возникать конфликтные ситуации между сотрудниками. И уровень качества работы членов коллектива стал падать.
· Проанализируйте ситуацию.
· Определите, какие меры необходимо принять руководителю, чтобы снизить до минимума конфликтные противоречия в коллективе.
Ситуация № 1.7 «Уволилась»
Конфликт произошел между директором школы и учителем, в результате которого последний уволился.
Утро. Только что прозвенел звонок на первый урок. Елена Ивановна, учитель химии, поднялась на четвертый этаж и подошла к своему кабинету, где ее ждали ученики 8-го класса. Здесь же стояла и директор школы, которая обратилась к ней со следующими словами: «Почему Вы опаздываете и заставляете учеников Вас ждать?! Вы должны приходить на урок за 15 минут до его начала. После урока зайдите ко мне в кабинет».
Проведя урок, Елена Ивановна зашла в кабинет директора и сказала: «Вы не должны были делать мне замечание в присутствие учеников, этим Вы подрываете мой авторитет».
Директор: «Вы сами его подрываете, опаздывая на урок, и какой этим Вы подаете пример ученикам?!»
Елена Ивановна: «Вы прекрасно знаете, что у меня маленький ребенок и мне надо отвести его в детский сад. Устраиваясь на работу, я просила учесть это и не ставить мне первые уроки. Вы обещали пойти мне навстречу!»
Директор: «Я не могу учитывать интересы каждого, и Ваши семейные дела меня не касаются. Это Ваши личные проблемы. Будьте добры, не опаздывать больше на уроки».
Елена Ивановна: «Раз Вы так рассуждаете, я думаю, что не смогу работать под Вашим руководством. Прошу до конца четверти найти мне замену!»
Директор: «Хорошо, не буду Вас задерживать!»
После этого, доработав до конца четверти, Елена Ивановна уволилась по собственному желанию.
· Проанализируйте ситуацию.
· Кто и в чем допустили просчеты?
· Кто и как мог решить конфликт на основных узловых этапах его развития?
Ситуация № 1.8 «В экономическом отделе»
Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И.Г. - женщина пенсионного возраста, давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.
В отдел не так давно (около года) поступила на работу новая сотрудница - Григорьева Н.Н. - молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста. Она легко вникала в суть дел, все свои производственные обязанности выполняла быстро, четко, аккуратно, энергично. Сотрудники любовались девушкой и говорили о том, что из нее получится прекрасный специалист.
Когда Спиридонова спрашивала в отделе, как работает новенькая, то слышала такие слова: «далеко пойдет», «нестандартно мыслит», «ей может гордиться мать, такая не опозорит», «это жемчужина для коллектива».
Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время «по-матерински» опекала новую сотрудницу, но потом, по мере того, как молодая сотрудница быстро овладевала профессией, наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?
Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию, но внутри начались разговоры о том, что молодую сотрудницу «шахиня» выживает. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности, но такого поведения от него в коллективе никто не ожидал.
· Проанализируйте ситуацию.
· Определите, каковы могут быть мотивы конфликтного поведения руководителя.
· Дайте рекомендации по ее разрешению психологу и Григорьевой.
Ситуация № 1.9 «Роковая замена»
Преподаватель лицея Дронов третий раз срывает занятия в группе, мотивируя, то болезнью, то семейными обстоятельствами. То другими весомыми причинами. О том, что не сможет провести плановые занятия, сообщает заведующему учебной частью Орлову поздно ночью или утром по телефону. Орлов в срочном порядке просит другого преподавателя Нечаева срочно заменить Дронов, т.к. в эти часы (якобы, а может так и есть на самом деле) свободен только Нечаев.
Нечаев проводит занятия вместо Дронова по тому предмету, который сам никогда не читал. Он не успевает квалифицированно подготовиться к урокам. Как раз на это занятие с целью проверки качества преподавания пришел директор лицея. Ему не понравился уровень проведения занятия, и он на педсовете во всеуслышание подверг сомнению уровень профессиональной пригодности Нечаева. Нечаев вспылил и подал заявление об увольнении, которое директор подписал.
· Оцените ситуацию.
· Кто и на каком этапе мог бы предотвратить или погасить конфликт?
· Кто и в чем допустил ошибки?