Особенности формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников
Формирование культуры межнациональных отношений у младших школьников рассматривается как целенаправленный процесс воспитания толерантности, как культуры межнационального общения и этнической просвещённости, который включает становление навыков этнотолерантного поведения, выбор оптимальных средств воспитания, создание системы педагогического воздействия на учащихся.
Младший школьный возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Именно в этом возрасте дети проявляют активное желание включения их во взрослую жизнь, вступают на первую ступень полиэтнического развития, где начинают закладываться основы национального самосознания, возникает потребность в определении своей национальной принадлежности и родного языка. Учащиеся начальной школы получают знания о существовании различных народов. В результате таких знаний у детей постепенно следует формировать положительное отношение, стремление и потребность расширить своё представление о культуре, традициях, быте людей разных национальностей.
В процессе становления культуры межнациональных отношений у младших школьников важно прививать детям обоюдные знания с представителями различных наций: черт национального характера; особенности языка, этнического менталитета, национальных традиций и обычаев; специфики материальной и духовной культуры; формирование у детей интеллектуально-эмоционального компонента культуры межнациональных отношений включает в себя обогащение учащихся знаниями, развитие мышления, чувств, связанных с культурой межнациональных отношений.
В процессе формирования культуры межнациональных отношений у учащихся начальных классов необходимо учитывать их возрастные и психолого-педагогические особенности. Поэтому, учителю при подборе материала, способствующему выработке нравственных представлений у учащихся, следует начинать в того, что понятно и близко окружает детей. Например, общие представления о той местности (улице, деревни, городе) малой и большой Родине - стране, в которой они проживают. По мере обучения и воспитания учащихся содержание изучаемого материала усложняется на уровне моральных понятий, формируемые представления становятся гораздо шире и глубже, вырабатываются оценочные мнения и суждения, способствующее развитию патриотического сознания.
Педагогам следует также учитывать, что устойчивость и прочность взглядов и убеждений у младшего школьника достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и поведения, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и поступках в процессе взаимосвязанной урочной и внеурочной деятельности. Например, знания, полученные детьми на уроках, закрепляются участием детей в художественно-творческой деятельности во внеурочное время. Формами такой деятельности могут выступать: литературно-драматические композиции, посвященные юбилейным датам родного края (школы, учреждений дополнительного образования и т.п.), неделях культуры, встречах с деятелями культуры родного края, праздниках народного творчества и т.д.
Для успешного формирования основ культуры межнациональных отношений младших школьников педагогам в образовательном учреждении необходимо создать соответствующие педагогические условия, к которым следует отнести:
-наличие специально подготовленной программы систематической и последовательно реализуемой работы учителя с учащимися начальной школы, направленной на становление основ культуры межнациональных отношений в процессе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
-профессионально-педагогическую подготовку классного руководителя, включающую знания, умения, навыки, соответствующие профессионально-личностные качества к планированию и организации деятельности, направленной на формирование культуры межнациональных отношений у младших школьников;
-проведение отбора соответствующего содержания учебно-воспитательного материала, направленного на ознакомление учащихся начальной школы с культурой, историей, традициями различных народов; осознание значимости этнокультурных знаний, необходимости их приобретения и пополнения, с учётом психолого-педагогических особенностей младших школьников;
-организацию активной, деятельности младших школьников в воспитательных мероприятиях, направленных на освоение детьми этнокультур и навыков межнационального общения;
-использование учебной и ситуативно-ролевой игры в качестве образовательного, воспитательного, развивающего средства, тренинговых упражнений;
-создание сказочно-мифологической среды при организации воспитательных мероприятий, которая способствует наилучшему усвоению моделей поведения и развития детей системы отношений к этносреде через познание культурных ценностей своего народа;
-организацию группового межнационального взаимодействия учащихся, которая предполагает обучение детей разных национальностей умению бесконфликтного сотрудничества в процессе парной, групповой, коллективной работы;
-наличие разработанной системы взаимодействия классного руководителя с родителями по включению их в воспитательные мероприятия, направленные на межнациональное общение и межкультурный диалог учащихся класса.
Взаимодействие участников воспитательного процесса. Положительный результат взаимодействия участников воспитательного процесса в начальной школе зависит от того, насколько с первых дней обучения ребенка в школе будет установлена взаимосвязь между педагогами, учащимися и родителями. Установлению взаимопонимания педагогов и родителей способствует организованная совместная деятельность, направленная на реализацию целей воспитания младших школьников. Важно, чтобы усилия школы, семьи и общественности действовали сообща, как коллектив единомышленников, помогали и дополняли друг друга, предъявляя к учащимся согласованные требования. Слаженная совместная деятельность учителей и родителей помогает лучше узнать индивидуальные особенности и способности ребенка, проанализировать его поступки с разных позиций, оказать необходимую поддержку в трудных жизненных ситуациях.
Классный руководитель должен учитывать, что многие родители не владеют специальными знаниями в области воспитания, испытывают трудности в установлении взаимопонимания со своими детьми. Поэтому начинать совместную работу следует с выстраивания взаимодействия с теми, кто проявляет желание участвовать в жизни класса. Например, можно предложить принять участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий и взять на себя роли: дизайнеров (по оформлению класса, праздника, пригласительных билетов и др.); костюмеров (помощь в изготовлении костюмов, атрибутов); сценаристов (разработки программ, сценариев праздников, подбор и сочинение стихов, загадок, конкурсов и др.); актёрами, исполнителями отдельных номеров); координаторами в реализации различных проектов и др.
Умение устанавливать доверительные отношения, исключения поучительного тона в общении с родителями, тактичное приобщение их к педагогическим знаниям – залог успешного сотрудничества. Если классный руководитель покажет свою заинтересованность в объединении совместных усилий по воспитанию детей, сделает родителей своими союзниками, то в дальнейшем в классе сложится та атмосфера доверия, которая и станет основой успешного взаимодействия в формировании детского коллектива. При этом важно, чтобы требования, исходящие от учителя и от родителей были едиными и не противоречили друг другу.
Классному руководителю следует учитывать, что не сразу родители становятся активными участниками воспитательного процесса и к этому надо относиться с должным терпением. Однако системность, регулярность включения во внеурочную деятельность в младших классах никого из родителей не оставляет равнодушным.
В воспитательной практике не редко возникают конфликтные ситуации, когда классный руководитель (воспитатели, отдельные педагоги) не соглашаются с той или иной позицией семьи или, напротив, члены семьи, выделяя своего ребёнка, отрицательно относятся к требованиям учителя-воспитателя. В разрешении возникшей проблемной ситуации следует опираться на то, что объединяет усилия школы и семьи во благо ребёнка.
В реализации принципа единства воспитательных воздействий от классного руководителя требуется умение координировать деятельность всех участников воспитательного процесса общеобразовательного учреждения, семьи и служб других социальных институтов для успешной реализации задач воспитания, как на занятиях, так и во внеурочное время с учащимися начальной школы. Например, оказание психолого-педагогической помощи, поддержки, сопровождения детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В педагогической практике сложились определенные формы совместной деятельности и общения классного руководителя, учащихся, родителей и представителей различных социальных институтов, которые, по мнению И.П. Подласого могут быть направлены на: развитие личности взаимодействующих сторон; развитие коллектива; реализация воспитательных задач.
К формам взаимодействия участников воспитательного процесса относится: родительское собрание, которое можно проводить в виде обучающего семинара, торжественного собрания, творческой лаборатории, устного журнала, круглого стола, семинара-практикума, лекции, собрания-праздника («Посвящение в ученики», «Книга – твой друг», «Земля на зёрнышке стоит» и др.), беседы, родительского педагогического тренинга, родительско-ученического капустника, дискуссионного клуба, интеллектуального марафона, часа сердечного общения, занятий в школе интеллектуального развития по проблемам воспитания и обучения младших школьников. К каждому собранию с детьми можно подготовить выставку творческих работ учащихся, книг, журналов, иллюстраций по заданной теме, пригласить для участия членов администрации школы, психолога, логопеда, врача-педиатора, библиотекаря, преподавателей дополнительного образования, представителей других социальных институтов.
Значительную поддержку в работе классного руководителя может оказать родительский актив. Слаженная работа с родительским комитетом помогает реализовать идеи и решения, принятие на собрании; выстроить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями, привлекая их к деятельности классного коллектива (например, участию в экскурсиях, поездках, различных мероприятиях и т.п.).
Классный руководитель и другие учителя-предм.етники могут приглашать на уроки родителей учеников, нуждающихся в оказании определённой помощи, как в учебной деятельности, так и в проблемах воспитательного характера. По результатам посещённых учебных занятий с родителями выявляются причины, вызывающие негативное поведение детей, принимаются решения по оказанию младшим школьникам необходимой помощи.