Характеристика возрастных особенностей детей с задержкой психического развития
Рабочая программа
по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
для детей старшей группы
с задержкой психического развития
Разработана студенткой ???? группы специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование ФИО студента полностью на основе программы воспитателя МБДОУ ???? |
Стерлитамак 2015
Содержание:
1. Пояснительная записка
Цель и задачи программы, её место в образовательном процессе
Характеристика возрастных особенностей детей с задержкой психического развития
Принципы и подходы к формированию Программы (не обязательно)
Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей
2. Материалы и оборудование
Типы игрового материала для сюжетной игры
3. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников (не обязательно)
4. Модель образовательного процесса
5. Учебно-тематическое планирование образовательной деятельности
6. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей
7. Методическое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида – «Детский сад № 93 «Лесная полянка»» городского округа г. Стерлитамак РБ., характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшей группы с задержкой психического развития.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» составляют:
· Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;
· Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой
Цель программы:усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи образовательной деятельности:
1. Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные
чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
2. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми,
основы этикета, правила поведения в общественных местах.
3. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со
сверстниками и взаимодействия с взрослыми.
4. Развивать начала социальной активности, желания на правах старших
участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в
оформлении детского сада к праздникам и пр.
5. Способствовать формированию положительной самооценки,
уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства
собственного достоинства, стремления стать школьником.
6. Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.
Характеристика возрастных особенностей детей с задержкой психического развития
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.
Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития:
ü низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
ü отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
ü неравномерная работоспособность;
ü отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
ü выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
ü нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
ü снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
ü нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной.
ü ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
ü несформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика – в школе он будет играть, а не учиться;
ü отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
ü несформированны все структурные компоненты учебной деятельности;
ü испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
ü непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
ü несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
ü могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.