И дифференциация в трудовом праве?
Для трудового права характерно сочетание общих норм, имеющих общую сферу действия, и правовых норм, действие которых
1 Праця і зарплата.— 2004.— № 20, травень.
ограничено определенным кругом лиц или отношений. В этом проявляются единство и дифференциация. Все трудовое право составляет единую систему, но внутри этой системы есть различия. Оно едино в своей основе. Единство обусловлено единством сути, единством цели правовой политики, единством охраны труда, прав работников, единством источника права — воля народа и т.д.
Но единство не исключает, а напротив, предполагает дифференциацию. Дифференциация — это различия в нормах труда, обусловленные существенными особенностями условий труда в той или иной отрасли, значением ее для народного хозяйства, различиями в субъектах трудовых отношений, характером трудовых связей, климатическими условиями. В основе дифференциации лежат устойчивые общественные факторы, определяющие различия в условиях труда и требующие отражения в нормах права. Эти факторы являются общественными категориями, государство учитывает их и придает им значение.
Дифференция правового регулирования приводит к изданию специальных нормативных актов либо специальных норм права в актах, имеющих широкую сферу действия. Специальным нормативным актом является Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы». Примером специальных норм, содержащихся в нормативных правовых актах общего регулирования, являются ст.ст. 41, 172, 184, 198 и др. Кодекса законов о труде.
Различия проявляются в регулировании рабочего времени, в продолжительности отпуска, в специальных формах учета рабочего времени, в оплате труда и т.д.
Особенности имеются в правовом регулировании труда работников многих отраслей: на железнодорожном транспорте, в угольной, металлургической, атомной промышленностях и других отраслях народного хозяйства. В этих отраслях не ликвидированы вредные и опасные условия труда.
Эти особенности работы во вредных условиях труда отражаются в специальных нормативных актах.
В законодательстве установлены Список №1 и Список № 2 профессий, работа в которых дает право на получение льготных пенсий. Работа во вредных и опасных условиях компенсируется предоставлением дополнительных отпусков, сокращением рабочего дня, установлением повышенных тарифных ставок, выдачей лечебно-профилактического питания и других нейтрализующих средств. Особые условия труда установлены в лесной промышленности, в лесном хозяйстве.
Определенной спецификой отличается труд научно-педагогических и педагогических работников. Работники этой отрасли заняты умственным трудом. Их работа связана с повышенным эмоциональным напряжением, получившая название «нервномозго-
вая деятельность». Эти негативные моменты в труде научно-педагогических и педагогических работников компенсируются путем предоставления отпуска продолжительностью до 56 календарных дней и установлением для них 6-часового рабочего дня. Особые требования, предъявляемые к этим категориям работников, и льготы отражены в специальном Законе Украины «Об образовании».
Дифференциация обусловлена также географическими и климатическими факторами. 15 февраля 1995 года Верховной Радой принят Закон «О статусе горных населенных пунктов в Украине» (действует с изменениями от 13 июля 2000 г.), в котором также предусмотрены льготы и гарантии для лиц, работающих и проживающих в этих местностях. В соответствии с этим Законом к горным населенным пунктам относятся города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, расположенные в горной местности (на высоте 400 метров и выше над уровнем моря), имеющие недостаточно развитые сферу применения труда и систему социально-бытового обслуживания, ограниченную транспортную доступность. Для этих местностей характерны суровые климатические условия, холодная и долгая зима, имеют место селевые явления, паводки. В качестве компенсации размер государственных пенсий, стипендий, всех предусмотренных действующим законодательством видов государственной материальной помощи гражданам, которые приобрели статус личности, работающей, проживающей или обучающейся на территории горного населенного пункта, увеличивается на 20%.'
Перечень населенных пунктов, которым предоставляется статус горных, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины № 647 от 11 августа 1995 г. (с поел, изменениями и дополнениями).2
Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 августа 1995 г. N° 648 (с изменениями от 3 апреля 1996 г.) «Об условиях оплаты труда лиц, работающих в горных населенных пунктах» тарифные ставки и должностные оклады работников, военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних войск повышаются на 25% ).3
Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 января 2000 года «Об оплате труда, гарантиях и компенсациях для работников, направляемых для работы на антарктическую станцию «Академик Вернадский», полевое обеспечение в качестве компенсации за экстремальные условия работы за Полярным кругом в национальной валюте в размере, предусмотренном для выплаты суточных во время служебных командировок в пределах Украины,
1 Ведомости Верховной Рады Украины, 1995.— № 9.— Ст. 58; Голос
Украины, 9 августа 2000 г. № 143.
2 СП Украины, 1996, № 1, ст. 1.
3 Урядовий кур'єр, 1995. 31 січня.
увеличивается в 12 раз за каждый день пребывания на станции ♦ Академик Вернадский». Этим постановлением предусмотрены и другие льготы.1
Специальные нормы (и акты, в которых они закреплены) распространяются также на отдельные категории субъектов: женщин, особенно в связи с беременностью, родами и уходом за малолетними детьми; несовершеннолетних; инвалидов и лиц с пониженной трудоспособностью; ветеранов войны, труда, госслужащих и др.
Особенности правового статуса инвалидов закреплены в специальном Законе Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 года.2
Особенности в правовом регулировании труда женщин и несовершеннолетних отражены в 12 и 13 главах КЗоТ: «Труд женщин» и «Труд молодежи».
Возможности для улучшения условий жизни и работы молодежи предусмотрены в Законе Украины от 5 февраля 1993 г. «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине»,3 который по своей природе является также специальным.
Специальные льготы и гарантии для ветеранов труда и лиц преклонного возраста предусмотрены в специальном Законе Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других лиц преклонного возраста в Украине» от 16 декабря 1993 года,4 а для ветеранов войны — в Законе «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22 октября 1993 года.5 Льготы, предусмотренные в этом Законе, обусловлены фактором участия в борьбе с фашизмом в Великой Отечественной войне.
К числу специальных относится и Закон Украины «О государственной службе» от 16 декабря 1993 года,6 посвященный государственным служащим, специфика труда которых обусловлена необходимостью компетентно и эффективно выполнять свои функции, проявлять преданность своей стране, не использовать государственную собственность, свое положение для извлечения личной выгоды и т.д.
Дифференциация также обусловлена характером трудовой связи. В особых условиях работают временные работники, сезонные работники. Их труд, наряду с общими нормами, регулируется и специальным законодательством: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года «Об условиях труда времен-
1 Офіційний вісник України.— 2000.— № 5.
2 Ведомости Верховного Совета Украины.— 1991.— № 21.— Ст. 252.
3 Ведомости Верховного Совета Украины.— 1991.— № 16.— Ст. 167.
4 Ведомости Верховного Совета Украины.— 1994.— № 4.— Ст. 18.
5 Ведомости Верховного Совета Украины.— 1993.— № 45.— Ст. 425.
6 Ведомости Верховного Совета Украины.— 1993.— № 52.— Ст. 491
ных рабочих и служащих» и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах». Список сезонных работ и сезонных отраслей утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 1997 г.
Авторы «Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде» выделяют и такие факторы для дифференциации законодательства о труде, как национальная принадлежность средств производства (имеются в виду особенности правового регулирования труда работников предприятий с иностранными инвестициями), отношение к средствам производства (сельскохозяйственные кооперативы), критерий гражданства (иностранцы, иммигрировавшие в Украину с целью трудоустройства на определенный срок) и др. факторы.1
=> Как осуществляется регулирование трудовых отношений граждан, работающих за пределами своих государств?
В соответствии со ст. 8 КЗоТ Украины (в редакции Закона № 1807-Ш от 08.06.2000 г.) трудовые отношения граждан Украины, которые работают за ее пределами, а также трудовые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, организациях Украины, регулируются законодательством государства, в котором осуществлено трудоустройство (наем) работника, и международными договорами Украины.
Трудоустройство в Украине иностранцев, нанятых инвестором в пределах и по должностям (специальностью), определенным соглашением о распределении продукции, осуществляется без получения разрешения на трудоустройство (ч.З ст.8 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» (в редакции Закона № 1807-Ш от 08.06.2000 г.).2
=> Являются ли источниками права постановления Пленума Верховного Суда Украины?
После провозглашения независимости Украины Пленум Верховного Суда Украины как высшего органа правосудия государства стал действовать активнее и плодотворнее. В последние годы Пленум Верховного Суда принял несколько важнейших постанов-
1 Б.С. Стычинский, И.В. Зуб, В.Г. Ротань. Научно-практический ком
ментарий к законодательству Украины о труде. В 2 томах.— Т. 1.— Сим
ферополь, «Таврида».— 1998.— С. 50-51.
2 Праця і зарплата.— 2000.— № 26.
лении, имеющих важное значение для рассмотрения трудовых споров: «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 9 ноября 1992 года № 9, «О судебной практике по делам о возмещении ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками» от 29 декабря 1992 года № 14, «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» от 1 ноября 1996 года № 9, «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24 декабря 1999 года № 13.
Эти постановления Пленума отличаются конкретностью, глубоким анализом разрешаемых проблем, законностью.' Вопрос о значении судебной практики, в том числе постановлений Пленума Верховного Суда Украины, занимает важное место в юридической науке, поскольку практика представляет собой правоприменительный процесс. Многие положения, выработанные судебной практикой, влияют на процесс создания новых норм и совершенствование действующего законодательства, ибо они впоследствии воспринимаются законодателем и формулируются в виде норм права. Значение судебной практики заключается и в том, что в ходе юрисдикцион-ной деятельности судов проверяется эффективность законодательства, обнажается несоответствие отдельных норм изменившимся потребностям жизни, вскрываются пробелы в законодательстве. Тем самым судебная практика сигнализирует об отставании права от общественного развития, поскольку нормы права несколько инертнее, чем сама судебная практика.
Суды в процессе рассмотрения конкретных ситуаций вырабатывают положения, которые разъясняют нормы закона, способствуют правильному его применению. И хотя суды, разрешая дело, не создают нового закона, тем не менее они его конкретизируют и именно конкретизирующие разъяснения имеют важное значение для обеспечения правильного рассмотрения дел и единообразия. Такие разъяснения необходимы. Применение права — это не простое распространение юридических норм на те или иные фактические обстоятельства, это творческий процесс. Нормам права свойственен абстрактный характер, но реализуются они применительно к конкретным ситуациям. Поэтому в ходе такой реализации возникает необходимость конкретизировать те или иные содержательные нормы права, выраженные в абстрактной форме, и таким образом приблизить их к конкретным ситуациям.
Судебная практика вырабатывает, выкристаллизовывает некоторые новые правоположения, которые не являются нормами права, но могут учитываться судами при рассмотрении однородных дел. Такой «прецедент» не имеет ничего общего с прецедентным правом, к которому право Украины относится отрицательно.
1 В. Малярекко, М. Коржансъкий. Про юридичну силу постанов Пленуму Верховного Суду // Голос України.— 1996.— № 81.
Итак, постановления Пленума Верховного Суда Украины не являются нормативными актами. Они разъясняют порядок применения закона и обеспечивают единство его применения. Кроме того, Пленум Верховного Суда вырабатывает правоположения, конкретизирующие, разъясняющие условия правильного применения закона. Следует отличать нормы права от указанных правоположе-ний. Правоположения разъяснительного характера вообще не могут применяться самостоятельно в отрыве от правовой нормы, а нормы права могут действовать самостоятельно без всяких вспомогательных правоположений.
=> Какое значение для регулирования трудовых отношений имеют решения Конституционного Суда Украины?
В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 г. Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения о конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым, имеет право официального толкования Конституции и законов Украины и другие полномочия.
Для разрешения споров, возникающих в процессе заключения коллективного договора на предприятиях, учреждениях и организациях, где созданы различные профсоюзы, имеет большое значение решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному обращению Свободного профсоюза работников метрополитенов Украины об официальном толковании понятия « профсоюз, действующий на предприятии, в учреждении, организации», использованного в абзаце 6 части 1 статьи 431 Кодекса законов о труде Украины (дело о профессиональном союзе, действующем на предприятии № 131/98 от 29 октября 1998 г. № 14рп/98). В этом акте Конституционный Суд решил: понятием «профессиональный союз, действующий на предприятии, в учреждении, организации», которое употребляется в абзаце 6 части 1 статьи 431 КЗоТ Украины, охватывается любой профсоюз (профсоюзная организация), который в соответствии с Конституцией и законами Украины создан на предприятии, в учреждении, организации на основе свободного выбора его членов с целью защиты их трудовых и социально-экономических прав и интересов, независимо от того, является ли такой профсоюз стороной коллективного договора, соглашения. Если какой-либо профсоюзный комитет не участвовал в заключении коллективного договора, т.е. не был его стороной, то это не значит, что этот профсоюз не существует на предприятии. Этот
профсоюз попрежнему продолжает осуществлять свои функции в соответствии с законодательством.
Решения Конституционного Суда Украины являются окончательными и обязательными к исполнению на территории Украины. Они не могут быть обжалованы.
=> Что следует понимать под оценочными понятиями в законодательстве о труде?
Оценочные понятия — это понятия в трудовом праве, не конкретизированные законодателем и уточняемые в процессе правоприменительной практики. Законодатель не может точно описать все явления, встречающиеся в правовом обороте, и ограничивается общими признаками. Оценочные понятия дают правоприменяю-щему органу (работодателю, органу, рассматривающему трудовой спор), возможность усмотрения и оценки фактов. В трудовом праве оценочные понятия неизбежны, и они широко применяются. Например, законодатель предусматривает возможность увольнения работников за прогул без уважительной причины. Понятие «уважительная причина» закон не раскрывает. В законодательстве нет перечня уважительных причин, но уважительными причинами отсутствия работника считаются: болезнь работника, как подтвержденная, так и не подтвержденная больничным листом, необходимость ухода за тяжелобольным членом семьи, необходимость устранения в квартире последствий разрыва труб, поломок сантехники, нарушение режима работы общественного транспорта, наводнение, крушение поезда, вызов в суд или в другие государственные органы и т.д. Суд, с учетом конкретных обстоятельств, может и другую причину признать уважительной.
Пункт 1 статьи 41 КЗоТ позволяет расторгнуть трудовой договор с руководителями предприятий, учреждений, организаций, их заместителями, главными бухгалтерами и их заместителями и другими категориями работников за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Понятие «грубое нарушение» также в законе не раскрыто. В соответствии с разъяснением, которое содержится в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 6 ноября 1992 года № 9 (с последующими изменениями и дополнениями) «О практике рассмотрения судами трудовых споров», при разрешении вопроса о том, является ли нарушение трудовых обязанностей грубым, судам следует исходить из характера проступка, обстоятельств, при которых он совершен, какой ущерб причинен.
В «Правовых позициях по рассмотрению судами отдельных категорий гражданских -ел» Верховным Судом Украины рекомендовано признавать грубым такое нарушение трудовых обязанностей,
«8
которое причинило или могло причинить вред (существенные нарушения финансовой дисциплины, отказ допустить контролирующие органы к проверке деятельности организации и т.д.). Речь идет о разовом нарушении трудовых обязанностей, а не о длящемся (например, послабление контроля за работой подчиненных работников)1.
Пункт 3 статьи 41 содержит такое основание для увольнения, как совершение аморального проступка. Понятие «аморальный проступок» также является оценочным. Под «аморальным проступком» следует понимать проступки, совершаемые лицами, выполняющими воспитательные функции, нарушающие нравственные устои общества и дискредитирующие звание педагога, воспитателя. Конкретного перечня аморальных проступков в законодательстве также нет, и в каждом конкретном случае руководитель воспитательного или учебного заведения, а затем суд устанавливают наличие или отсутствие факта аморального проступка.
В трудовом законодательстве имеются и другие оценочные понятия (существенные условия труда).
Глава 3. Коллективный договор
=> Что представляет собой коллективный договор?
Коллективный договор — это соглашение, заключаемое для согласования интересов на предприятиях, в учреждениях, организациях, основанных на любых формах собственности, являющихся юридическими лицами и использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом (лицом), с одной стороны, и профсоюзными организациями, действующими в соответствии со своими уставами, а в случае их отсутствия — представителями, свободно избранными на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов, с другой стороны, содержащее обязательства сторон по регулированию трудовых, производственных и иных социально-экономических отношений и нормативные положения, устанавливающие условия труда, оплату труда, режимы рабочего времени и времени отдыха и т.д., а также дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, льготы и преимущества для работников.
Таким образом, содержание коллективного договора составляют обязательственные отношения по созданию условий для выпол-
1 Постанови Пленуму Верховного Суду України (1995-1998). Правові позиції щодо розгляду судами окремих категорій цивільних справ / Відп. редактор П. І. Шевчук. — К.: Юрінком Інтер.— 1998.— С 218.
нения основных задач предприятий, учреждений, организаций, и нормативные положения в сфере труда и социального развития.
=> Какое значение имеет коллективный договор?
Переход к рыночной экономике и отход от авторитарнокоманд-ной системы управления обусловил изменения в соотношении между централизованным и децентрализованным, т.е. локальным регулированием условий труда на предприятии, в учреждении, организации в пользу последнего. Современный этап развития трудового законодательства характеризуется сокращением централизованного метода и значительным расширением коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Акцент регулирования неизбежно смещается с централизованного на децентрализованное, с законодательного — на регулирование коллективными соглашениями и договорами; нормативного — на индивидуально-обязательственное.1
Кодекс законов о труде Украины должен стать законодательным актом, который устанавливает и закрепляет основные принципы и положения, минимальные гарантии и способы защиты трудовых прав, а большинство вопросов, связанных с регулированием условий труда и его оплаты, предоставлением социальных благ и преимуществ, должны разрешаться в коллективном договоре. Роль коллективных договоров в современный период настолько повысилась, что всю систему регулирования труда нередко называют коллективно-договорной системой.2
После принятия Международной Организацией Труда Конвенции № 98 от 1948 года «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» и Рекомендации № 91 от 1951 года «О коллективных договорах» система коллективных договоров получила всеобщее признание.
По мнению В.И.Прокопенко, в заключении колдоговора должен быть заинтересован и работодатель. Будучи удовлетворенными условиями коллективного договора, работники в период его действия, как правило, не выступают с новыми требованиями, в результате чего предприятие может стабильно работать без возникновения конфликтных ситуаций.3
1 Барабаш О.Т. Роль Кодексу про працю в удосконаленні правового
регулювання трудових відносин//Правова держава Україна: проблеми,
перспективи розвитку. Короткі тези доповідей та наукових повідомлень
республіканської наук.-практич. конф.— X., 1995.— 9-11 листопада.—
С 195.
2 Праця і зарплата.— 1994.— №11.— С. 4.
3 Прокопенко В.І. Трудове право: Підручник. — X.: Фірма «Консум»,
1998.—С.141.
ц> Какими нормативными актами следует руководствоваться при заключении коллективного договора?
При заключении коллективного договора прежде всего следует руководствоваться Законом Украины от 1 июля 1993 г. «О коллективных договорах и соглашениях», который разработан с учетом международных норм, конвенций и рекомендаций МОТ, международного опыта и особенностей экономического развития и социального положения общества. Этот Закон регулирует сферу и порядок заключения коллективных договоров, определяет содержание, порядок их принятия и регистрации.
При заключении коллективного договора следует учитывать также:
— Хозяйственный кодекс Украины;
— Закон Украины «Об оплате труда»;
— Закон Украины «Об охране труда»;
— Закон Украины «О государственных наградах»;
— Закон Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и иных граждан преклонного возраста в Украине».
Обязательными при заключении трудового договора являются и положения, предусмотренные в региональных, отраслевых и генеральных соглашениях. Так, в Генеральном соглашении между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2004-2005 годы предусмотрено, что положения этого соглашения действуют непосредственно и распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. Положения этого соглашения являются обязательными как минимальные гарантии также для применения во время ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров, отраслевых и региональных соглашений.1
Коллективный договор содержит обязательства работодателя, с одной стороны, и трудового коллектива, с другой стороны. Эти обязательства могут касаться разных проблем развития предприятия, учреждения, организации.
Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что многочисленные проблемы, связанные с условиями труда, можно разрешить путем переговоров между работодателями и наемными работниками. Социальное партнерство и сотрудничество содействуют согласию и прогрессу.
1 Праця і зарплата.— 2004. — № 20, травень.
=> Где заключаются коллективные договоры?
Коллективные договоры заключаются на всех предприятиях, в учреждениях, организациях, использующих труд наемных работников и имеющих статус юридического лица, независимо от формы собственности и хозяйствования, а также от количества работающих. Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений (ст.2 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»).
Понятие наемного работника приведено в статье 1 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»: Наемный работник — это физическое лицо, работающее по трудовому договору на предприятии, в учреждении, организации, в их объединениях или у физических лиц, использующих наемный труд. Здесь уместен вопрос: обязан ли собственник или уполномоченный им орган заключать коллективный договор или это его право?
В соответствии со ст. 65 Хозяйственного кодекса коллективный договор должен заключаться на всех предприятиях, использующих наемный труд. Таким образом, законодательство предусматривает обязательность заключения коллективного договора.
К сожалению, как свидетельствует Национальная служба посредничества и примирения (НСПП), созданная в соответствии с Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» и Указом Президента Украины «О создании Национальной службы посредничества и примирения» от 17 ноября 1988 г. № 1258/98, в Украине коллективными договорами в 1999 году не было охвачено более 5 млн наемных работников1, а на 1 апреля 2002 года численность работников, охваченных колдоговорами, уменьшилась на 0,2%2.
А как быть, если ни одна из сторон не проявляет инициативы в переговорах о заключении коллективного договора? С учетом того, что применение Закона «О коллективных договорах и соглашениях» вызывает большое количество обращений за разъяснениями тех или иных положений, специалисты по вопросам социального партнерства и коллективных соглашений Министерства труда и социальной политики и Федерация прав профсоюзов Украины дали такой ответ: «Если инициативу о проведении переговоров и заключении коллективного договора не проявил орган, представляющий интересы трудового коллектива, ее должна проявить
1 С. Пархомов. Уникати трудових конфліктів. — Урядовий кур'єр.—
1999.—№228.
2 Колективні договори в нових умовах: досвід Києва. — Праця і зарпла
та. — 2002. — № 44, листопад.
другая сторона, т.е. собственник или уполномоченный им орган (лицо)».1
Коллективный договор заключается и в бюджетных учреждениях. Они являются юридическими лицами и используют труд наемных работников. Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции. В связи с тем что конкретные размеры тарифных ставок, должностных окладов устанавливаются централизованно, они не могут быть предметом переговоров. Все иные вопросы сферы трудовых и социально-экономических интересов в пределах компетенции сторон и финансовых возможностей учреждений, организаций могут быть предметом переговоров при заключении коллективного договора. На практике возникают вопросы о том, следует ли заключать коллективный договор в учреждениях, организациях, где работают государственные служащие. Нормы трудового права распространяются на государственных служащих в части, не противоречащей Закону «О государственной службе». Условия труда и оплаты государственных служащих устанавливаются законодательством и иными нормативно-правовыми актами. А потому, по мнению главного управления государственной службы при Кабинете Министров Украины, если в этих органах и будет заключаться коллективный договор, он будет иметь формальный характер.2
По нашему мнению, коллективный договор может заключаться и в этих учреждениях, ибо государственные служащие являются в большинстве своем наемными работниками. Государственная служба в Украине — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и его аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. С одной стороны, им присущи некоторые черты наемных работников, с другой — их статус имеет особенности. Они не имеют права объявлять забастовки, они должны обеспечивать эффективную работу и выполнение задач государственных органов в соответствии с их компетенцией. Между государственными служащими и руководителями существуют отношения по вертикали, т.е. субординации, а не координации. Но в коллективном договоре, где работают, например, государственными служащими женщины, имеющие малолетних детей, можно устанавливать льготы и преимущества, как и иным женщинам, работающим на других предприятиях и не яв-
1 Андрющенко Є., Грошилін Г., Колот А., Мосівець В., Осовий Г., Пав-
лишин В., Родина С. Суть колективного договору: Відповіді на запитання,
що виникають при застосуванні Закону України «Про колективні догово
ри і угоди» // Праця і зарплата.— 1994.— № 11.— С. 5.
2 Див. Консультацію головного управління державної служби при
Кабінеті Міністрів України. — «Рішення приймає керівник». — Урядо
вий кур'єр.— 1997, 11 вересня.
ляющимся государственными служащими. Кроме того, в этих коллективах, наряду с госслужащими, работает большое количество лиц, не являющихся госслужащими, а потому коллективный договор в этих учреждениях должен заключаться.
Коллективный договор заключается и в высших учебных заведениях. П. 13 «Положения о государственных высших учебных заведениях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 сентября 1996 г. № 1071, предусматривает, что взаимные обязательства руководства высшего учебного заведения и профсоюзного комитета или иного уполномоченного трудовым коллективом органа работников высшего учебного заведения в части обеспечения прав, безопасных условий, выполнения обязательств регулируются коллективным договором, который разрабатывается и заключается согласно действующему законодательству.1
В ст. 32 Закона Украины «О высшем образовании» также предусмотрено, что ректор совместно с профсоюзными организациями подает на утверждение высшему органу общественного самоуправления коллективный договор, а после утверждения подписывает его.2
Если в производственных коллективах коллективные договоры заключались еще в шестидесятые годы, то в учебных заведениях колдоговор — это относительно новая форма регулирования условий труда и оплаты. Первые коллективные договоры были заключены еще в 1990 году, а с 1993 года они стали заключаться в большинстве учебных заведений. Накопленный опыт и анализ их содержания свидетельствует о том, что, благодаря коллективным договорам, работники высших учебных заведений получают льготы: дополнительные отпуска, выходные дни, денежные выплаты в связи с затруднительным положением, в котором оказываются работники и т.д. Подтверждением тому, что колдоговор должен укладываться и в бюджетных учреждениях и организациях, является положение ст. 13 Закона Украины «Об оплате труда», в соответствии с которой оплата труда учреждения, организации, финансируемых с бюджета, осуществляется на основе законодательных и других нормативных актов Украины, Генерального, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров в пределах бюджетных ассигнований и иных внебюджетных средств. Удачно составленные коллективные договоры в высших учебных заведениях способствуют предотвращению забастовок.
1 Інформаційний збірник Міністерства освіти України. — 1997. —
№1.—С. 3-22.
2 Голос України, 5 березня 2002 р. № 43.
<=> Каков порядок заключения коллективного договора на вновь созданном предприятии?
На вновь созданном предприятии, в учреждении, организации коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия, учреждения, организации, если законодательством предусмотрена регистрация, или после решения о создании предприятия, учреждения, организации, если не предусмотрена их регистрация.
с> Заключается ли коллективный договор