Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания

Процесс – движение вперед, изменение.

Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И. П. Подласый).

Педагогический процесс представляет собой систему состоящую из множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей (схема 2).

Педагогический процесс – это главная, объединяющая система. В ней слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их протекания, формами и методами реализации.

 
  Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания - student2.ru Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания - student2.ru Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания - student2.ru

В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступает система образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др.

Универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс проявляется при определении их формирующих функций.

Доминирующая функция обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Каждый из процессов помимо доминирующей функции в целостном педагогическом процессе выполняет и сопутствующие функции.

Что касается форм, то в обучении используется преимущественно классно-урочная форма, в воспитании – разнообразные формы воспитательной работы.

Содержание образования и его социально-педагогические функции. Тенденции совершенствования общего среднего образования в Республике Беларусь.

Содержание образованияопределяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы»

Согласно точке зрения С. А. Смирнова содержание образования может быть представлено следующими компонентами:

- когнитивный опыт личности;

- опыт практической деятельности;

- опыт творческой деятельности;

- опыт отношений.

Когнитивный опыт личности включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира.

Знания как основной элемент содержания образования – это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления.

Опыт практической деятельности составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности.

Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность учащихся к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Опыт отношений личности представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Одной из современных тенденцийразвития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами:

- необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений;

- вхождением в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в мире.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).

Документы, определяющие содержание школьного образования. Особенности современных учебных планов и программ. Основные требования к учебникам.

Основными документами, определяющими содержание образования, являются учебный план, учебная программа, учебная литература.

Учебный план – это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок прохождения предметов по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.

В учебном плане выделяются государственный и школьный компонент. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные.

На основе учебного плана по всем предметам составляются учебные программы.

Учебная программа – это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т.д.).

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе и предмету.

Функции учебника (Д. Д. Зуев):

- информационная функция – обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

- трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

- систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

- функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

- интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

- координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

- развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

- обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для саморазвития.

Наши рекомендации