Педагогические взгляды на детскую игру (исторический аспект)
Функции игровой деятельности
Игровая деятельность бывает: 1) диагностическая (сегодня начинает развиваться активными темпами); 2) развлекательная (воздействие на эмоциональную сферу); 3) стимулирующая (в приобретении знаний, познавательных интересов); 4) образовательная (получение умственного развития, получение знаний); 5) воспитательная (воспитание качеств личности: нравственная сфера, самостоятельность, культура поведения); 6) терапевтическая; 7) коррекционная.
Значение игры в развитии детей дошкольного возраста
Игра позволяет детям: 1) отдыхать и развлекаться, 2) фантазировать и импровизировать, 3) самовыражаться и развивать свои способности, 4) самостоятельно находить верное решение, 5) соревноваться и радоваться полученным достижениям.
Воспитателям игра позволяет: 1) расширить и закрепить у детей опыт соц. отношений, 2) содействовать творческому применению результатов обучения, 3) формировать у детей коммуникативные навыки, соц. ориентации и нормы поведения, 4) создавать условия для развития позитивных личностных качеств, 5) совершенствовать умение межличностного взаимодействия в умственном, нравственном и эмоциональном планах.
Социально-биологические основы игры
Проблема игры издавна привлекала внимание педагогов и психологов. Различные группы исследователей по-разному объясняли сущность и истоки игры. КАРЛ ГРОСС писал: игра - это упражнение, которое определено источниками в целях его усовершенствования. С. ХОЛЛ видел в игре проживание индивидуума прошлой истории человечества. В игре ребенок вспоминает утерянный рай. ФРЕЙД: игра - особая форма удовлетворения глубинных влечений, главным образом сексуальных. АДЛЕР: в игре ребенок пытается заглушить и устранить свой комплекс неполноценности. Ж. ПИАЖЭ рассматривал игру как иллюзорный мир оторванный от действительности, в котором ребенок замыкается от своих переживаний.
В противоположность биологизаторской точке зрения, существуют теории, которые рассматривают игру как деятельность, в основе которой лежит единство психологических и соц. факторов. ФАКТОРЫ соц. истоков игры: 1) эксперимент ЛОДЫГИНОЙ-КОТС- в 1год 6 месяцев начались глобальные различия в развитии ребенка и шимпанзе; 2) этнографическая теория ЭЛЬКОНИНА: дети разных народов играют в разные игры, в которых отражаются их культура и быт; 3) классовая теория УШИНСКОГО: дети разных классов и сословий играют в разные игры; 4) генезис игры: некоторые формы игры усваиваются только под руководством взрослых.
Педагогические взгляды на детскую игру (исторический аспект)
Игра — основной вид деятельности детей. Разные психологи имели свой взгляд на игру. Платон писал, что по своему душевному складу дети нуждаются в забавах, забавы возникают когда дети собираются вместе, особенно рекомендовал спортивные игры. Цитата: "каков ребенок в игре, таков и в труде". Я. М. Каменский связывал игру с обучением. Цитата: "прежде чем работать в полную силу, мозг должен окрепнуть, для этой цели подходит игра, которая даёт пищу для работы мозга и упражняет его". Д. Лок: все игры должны направлять на формирование хороших привычек, игру рассматривал как средство нравственного воспитания (необходимы игрушки из природного материала, критиковал обилие игрушек (развивается в детях несдержанность)). Ж. Ж. Руссо рассматривал игровую деятельность как путь формирования свободной личности: «будьте внимательны к играм и забавам детей, пусть бегают и кричат когда им хочется, это вызвано потребностью их организма». Р. Оуэн подчеркивал необходимость площадки для детских игр и гимнастических упражнений, считал игру основным воспитательным средством. Д. Фребель: игра — ядро педагогики, стихия в которой живет ребенок, называл игру первым самостоятельным занятием ребенка. М. Монтессори отводил важную роль игре в развитии сенсорики. А. С. Макаренко: не торопитесь отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочие усилия, в игре ребенок проявляет активность, радость творчества, эстетические переживания. Предлагал сочетать индивидуальные игры с коллективными.