Исторический аспект семейного воспитания детей с недостатками речи
УДК 376 ББК 74.102 Б32
Бачина О.В., Самородова Л.Н.
Б32Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (8) ISBN 978-5-9949-0092-5
В пособии рассматриваются вопросы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в целях преодоления имеющихся у ребенка нарушений речевого развития. Содержательные и организационные аспекты семейного воспитания детей с недостатками речи являются результатом практической деятельности ДОУ и включают: методы и приемы изучения особенностей родителей таких детей, методические рекомендации родителям, традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей и другие практические материалы.
Пособие может использоваться в практической работе логопедами, воспитателями логопедических групп и другими специалистами, осуществляющими работу с родителями детей, с речевыми недостатками. Родители, заинтересованные в эффективной коррекции речевых недостатков у детей, найдут в данном пособии алгоритм своего участия в совместной с педагогами ДОУ коррекционно-развивающей деятельности.
УДК 376 ББК 74.102
ISBN 978-5-9949-0092-5 © ООО «ТЦ Сфера», 2009
Предисловие
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его материальное обеспечение. Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и т.д.), заставляющими искать новые формы взаимодействия.
Одна из наиболее сложных проблем — различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. В ней указано, что семья и
ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» [3].
Изучение опыта деятельности дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей учителя-логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Безусловно, есть, и не малый, положительный опыт деятельности педагогов в области семейного воспитания, но чаще общение строится или на уровне взаимных претензий, или формально.
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. -
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.
Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями — достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста по нескольким направлениям, содержание и структура которых представлены в этом пособии.
Целью создания пособия являлись следующие установки:
— рассмотрение работы учителя-логопеда сквозь призму формирования мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
— предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя-логопеда как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса.
Основные задачи подготовки пособия:
— убедить педагогов в том, что работа с семьей — важное условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых нарушений;
— познакомить педагогов с историей вопроса и показать им значение, стиль взаимодействия с семьей;
— обобщить опыт работы ДОУ в области многоаспектного сотрудничества педагогического коллектива с семьей;
— дать учителю-логопеду методические рекомендации по содержанию и формам семейного воспитания;
— познакомить с разнообразными практическими материалами в виде анкет, схем, памяток, таблиц, вариантов консультаций по решению конкретных задач коррекционно-педагогического процесса.
Будем очень признательны всем, кто выскажет свое мнение по поводу прочитанного, поделится собственным опытом работы в этом виде деятельности и выскажет соответствующие выбранной теме замечания и пожелания.
Исторический аспект семейного воспитания детей с недостатками речи
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.
Я.А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г. Песталоцци — руководство для матерей. К.Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Как отмечал Л.С. Выготский, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.
Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т.е. богатства... органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т.е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу».
Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков (Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.
Этим же проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми.
Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година, Л.В. Загик и другие известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями.
Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогов предметом столь же серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
В западной педагогике работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Рекомендации, предлагаемые в зарубежных публикациях, вполне пригодны при обучении детей в условиях логопедической группы ДОУ.
Так, американский исследователь A. Henderson утверждает, что участие родителей в учебном процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. Это участие более эффективно, если оно осознанно, хорошо спланировано и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительными.
Автор «приглашающего обучения» W. Perhey выделил следующие идеи привлечения родителей к участию в процессе обучения:
— создание благоприятного микроклимата для совместной работы родителей и учителя-логопеда;
— непосредственное участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
По его мнению, семьи могут быть эффективными партнерами и необходимо утвердить мысль о важности родительской поддержки детского учреждения и понимания родителями особенностей коррекционного процесса, помочь осознать тот факт, что они должны быть «активными родителями» [5].
В американской литературе по логопедии, в частности в исследовании К. Wood, прослеживается зависимость возникновения нарушений произношения от эмоционально-личностных особенностей матерей обследованных детей. На этом основании авторами обоснована необходимость специального психотерапевтического лечения матерей этих детей, которое оказалось весьма эффективным средством пропедевтики кор-
рекции произношения. Так, дети матерей, прошедших лечение, быстрее продвигались в плане коррекции. Данный эффект К. Wood объясняет тем, что матери, преодолевшие тревожность, комплексы неполноценности, повысившие самооценку, несут свою новую жизненную позицию детям, которые ее активно перенимают, а это служит своеобразным мотивирующим фактором [5].
J. Eisenson, рассуждая об этиологии речевых нарушений (в частности произношения), пишет о необходимости пристального внимания к обстановке, окружающей ребенка, его взаимоотношениям с родителями, изучения личности каждого ребенка. Он считает, что логопедическая работа зачастую устраняет лишь следствие основных проблем ребенка, не воздействуя на их основную причину. Нарушение произношения рассматривается автором в качестве социальной дезадаптации, причины которой чаще всего кроются в особенностях семейного микроклимата. С этой точки зрения, изучение родителей детей и семейной обстановки — неотъемлемая часть логопедической работы [5].