Организация и методика проведения занятия по обучению строевым приемам и движению без оружия и с оружием.
Важнейшим элементом педагогической деятельности командира, обеспечивающим высококачественное решение задачи строевого обучения и воспитания, является общая и непосредственная подготовка к проведению занятий.
Общаяподготовка включает в себя:
подбор и изучение руководящих документов, определяющих задачи, содержание и организацию учебного процесса;
знание приказов, директив, организационно-методических указаний, программ, тематических планов.
Проведение общей подготовки дает командиру возможность видеть конечную цель обучения, представить общий объем знаний, навыков и умений, выделить главное и, таким образом, обеспечить целеустремленность в изучении предмета.
Непосредственнаяподготовка предусматривает:
уяснение содержания предстоящего занятия, определение его места в подготовке личного состава подразделения и анализ результатов предыдущего занятия по этой теме;
формулирование основной учебной цели и конкретных учебно-воспитательных задач;
определение структуры занятия, его основных вопросов, времени, необходимого для их изучения, а также подбор материала по обеспечению занятия;
выбор приемов обучения по отдельным частям занятия (при отработке вопросов занятия по элементам);
подготовку материального обеспечения занятия;
разработку плана-конспекта занятия;
подготовку к занятию сержантов (помощников руководителя).
План-конспект (план проведения занятия) - это модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучающего и обучаемых. Вместе с тем конспект даст возможность командиру активно проявить свои педагогические способности.
Для правильного проведения занятия одних, даже глубоких теоретических знаний командиру недостаточно. Ему нужно систематически повышать методическое мастерство.
Основными формами повышения методического мастерства по строевой подготовке являются показные, инструкторско-методические занятия и инструктажи, которые проводятся в ходе командирских сборов, в дни командирских занятий сержантов и по плану командира в порядке подготовки к занятиям. Кроме того, знания командиров, их навыки и умения совершенствуются на всех занятиях, проводимых с подчиненными, и самостоятельно.
Организаторами занятий по строевой подготовке являются командиры подразделений. Они обязаны всесторонне знать действительное состояние строевой выучки своих подчиненных и принимать необходимые меры для ее улучшения. С этой целью они лично проводят с подразделениями показные занятия для офицеров и инструкторско-методические занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, на которых показывают организацию и методику их проведения.
Показные з а н я т и я в целях достижения единства взглядов на организацию и методику обучения проводятся в масштабе батальона, части по наиболее сложным темам или отдельным вопросам, по которым требуется дать единые установки. Они могут иметь различную направленность. Одни носят исключительно методическую направленность, и главное внимание на них уделяется тому, как командир должен учить подчиненных. Офицеры усваивают наиболее целесообразные методы подготовки военнослужащих по данной теме и наглядно убеждаются, чего можно добиться в отведенное программой время. Другие имеют целью продемонстрировать результаты обучения или показать, чего нужно достичь в ходе проведения того или иного занятия. Для такого занятия подразделение готовится заблаговременно. Образцовый показ и пояснения позволят обучаемым усвоить последовательность работы руководителя занятия и передовые методы подготовки личного состава.
В целях повышения методического мастерства командиров перед отработкой новой темы целесообразно проводить с ними инструкторско-методическиезанятия. Руководителями таких занятий, как правило, являются: с сержантами - командир роты, с офицерами - командир батальона. На инструкторско-методических занятиях в отличие от показных офицеры, прапорщики и сержанты принимают участие в отработке строевых приемов в качестве обучаемых и выступают в роли руководителей занятий.
На инструкторско-методических занятиях проверяются знание офицерами, прапорщиками и сержантами положений Строевого устава и их умение практически выполнять тс строевые приемы, которым они будут обучать подчиненных. В то же время им показывается методика обучения по данной теме. Поэтому инструкторско-методические занятия проводятся за три -пять дней до занятия с личным составом. Данный вид занятий рекомендуется проводить в следующей последовательности:
руководитель занятия проверяет внешний вид офицеров (прапорщиков, сержантов), знание ими уставных положений в объеме отрабатываемой темы, производит строевой расчет и формирует подразделение из участников занятий;
со сформированным подразделением руководитель проводит занятие, обращая особое внимание на методику обучения строевым приемам, образцовое выполнение этих приемов обучаемыми и на ошибки, наиболее часто встречающиеся в действиях обучаемых;
после того как обучаемые будут образцово выполнять строевые приемы и усвоят методику обучения, командир переходит к тренировке офицеров (прапорщиков, сержантов) в проведении занятий; для этого он поочередно из участников назначает руководителя занятий, который отрабатывает с ними один из строевых приемов, применяя показанные методы обучения;
по окончании занятий руководитель проводит разбор, на котором дает оценку каждому участнику за личную строевую и методическую подготовку, указывает порядок подготовки к предстоящим занятиям и что нужно сделать до их начала.
Инструктаж руководителей предстоящих занятий начинается с проверки у них знаний методических указаний (учебной программы, программы боевой подготовки), уставных положений, содержания темы и отрабатываемых учебных вопросов, порядка составления плана-конспекта и распределения учебного времени. Особое внимание при инструктаже обращается на технику показа выполнения строевых приемов, действий и практическую тренировку. Наиболее широкое распространение этот метод получил при подготовке сержантов к проведению занятий.
Инструктаж проводится, как правило, на плацу (площадке) в районе предстоящего занятия заблаговременно, чтобы сержанты после инструктажа имели возможность устранить отмеченные командиром недостатки и качественно подготовиться к предстоящим занятиям. Инструктаж выгодно отличается от других форм и методов методической подготовки сержантов к занятиям и имеет ряд преимуществ:
его можно проводить как индивидуально, так и с группой сержантов;
характеризуется оперативностью, позволяет быстро, практически немедленно прореагировать на отмеченные недостатки, возникшие новые задачи;
непродолжителен по времени и часто длится всего 15-20 мин, в течение которых сержантам даются самые необходимые методические советы и рекомендации по устранению выявленных ранее или только что замеченных недостатков;
в отличие от других форм и методов обучения он носит целенаправленный характер и всегда проводится в конкретной обстановке применительно к решаемым задачам.
На инструктаже предоставляется возможность полнее учитывать специфику решаемых подразделением задач, уровень подготовки и методического мастерства командиров, опыт их работы и практические навыки.
Подготовка сержантов к очередному занятию по строевой подготовке проводится, как правило, в часы самостоятельной подготовки самостоятельно или под руководством одного из командиров взводов.
Перед выходом на занятие руководитель, приняв рапорт от командира взвода о готовности личного состава взвода к занятию.Руководитель выстраивает взвод в развернутый двухшереножный строй. Затем объявляет тему, цель занятия и учебные вопросы, указывает каждойгруппе место для замятия и приказывает командирам отделений развести по местам занятий. При выходе отделений в указанные места каждый командир отделения указывает место для занятия каждому отделению. Командиры отделений разводят отделения по местам. Когда все подразделения займут свои учебные места, командир взвода подает команду «К проведению занятия - ПРИСТУПИТЬ».
Командиры отделений, выйдя на середину строя, начинают занятие с повторения ранее изученных приемов, а затем приступают к изучению нового приема и тренировке. Разучивание нового строевого приема (действия) командир отделения начинает с показа его в целом, а затем по элементам в медленном и в уставном темпе. Закончив показ и установив, что обучаемые поняли прием, командир отделения приступает к разучиванию строевого приема с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Когда прием разучен, по указанию командира взвода отделение приступает к тренировке попарно и самостоятельно.
Для проведения тренировки командир отделения становится в центре строевой площадки, а по ее периметру с интервалом четыре шага выстраивает военнослужащих. Заметив ошибку в выполнении приема одним из военнослужащих, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав в это время продолжает тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько военнослужащих, командир прекращает тренировку подразделения и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается.
При проведении по парной тренировки военнослужащие (в паре) поочередно выступают в роли командира. Командир подразделения контролирует действия военнослужащих, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.
Командир взвода, следя за действиями командиров отделений и обучаемых военнослужащих, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных ошибок. Слабо подготовленных военнослужащих он может вызвать к себе и лично обучать правильному выполнению строевого приема или действия.
При переходе к тренировке под барабан командир становится в центре строевого плаца, вызывает к себе барабанщика и, подавая ему команды, руководит тренировкой. В этом случае командиры отделений следят за действиями обучаемых и устраняют допущенные ими ошибки по ходу тренировки.
В конце занятия командир подразделения указывает каждому военнослужащему, что и к какому сроку доработать, а также дает указания о подготовке к очередному занятию. Командир взвода при проведении разбора отмечает лучшее отделение и наиболее отличившихся военнослужащих, подводит итоги занятия.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Напомнить студентам название темы, учебные вопросы, учебные и воспитательные цели и пути их достижения.
Подвести итог занятия, объявить студентам оценки за ответы на поставленные вопросы в ходе занятия, отметить подготовленность взвода, указать недостатки, пути и способы их устранения.
Ответить на вопросы студентов. Довести название темы следующего занятия. Дать задание на самостоятельную работу.
Подать команду об окончании занятия.
Задание на самостоятельную работу:
1. Изучить материал по указанной литературе.
2. Доработать конспект лекции.
Доцент
Подполковник С. Молчанов