Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
/3 2 1 0 –1 -2-3/
1. | Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения | Преобладает подавленное настроение | |
2. | Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | Конфликтность в отношениях и антипатии | |
3 | В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание | Группировки конфликтуют между собой | |
4. | Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. | |
5. | Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива | Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство | |
6. | С уважением относятся к мнению друг друга | Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей. | |
7. | Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные | Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива | |
8. | В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного» | В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения | |
9. | Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно | |
10. | Коллектив активен, полон энергии | Коллектив инертен и пассивен | |
11. | Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе | Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность | |
12. | Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах | |
13. | В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым |
Анкета «Психологический климат в коллективе» автор Р.Х.Шакуров
Инструкция: Чтобы ответить на эти вопросы, просит отметить каждый пункт соответствующей оценкой:
5 – если Вы полностью удовлетворены;
4 – скорее удовлетворены;
3 – трудно сказать;
2 – скорее неудовлетворенны;
1 – совершенно неудовлетворенны.
№ | В какой степени Вы удовлетворены: | Оценка |
1 | Вашей работой в данном образовательном учреждении | |
2 | Вашими взаимоотношениями с коллегами | |
3 | Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд | |
4 | Готовностью коллег оказать помощь в работе | |
5 | Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом) | |
6 | Культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе | |
7 | Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы образовательного учреждения | |
8 | Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом. | |
9 | Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа | |
10 | Отношением коллектива к работе | |
11 | Организованностью и порядком работы образовательного учреждения | |
12 | Творческой атмосферой в коллективе | |
13 | Вашими взаимоотношениями с руководителями. | |
14 | Согласованностью и единством действий педагогов | |
15 | Отношением воспитанников (учащихся) к образовательному учреждению. | |
16 | Учебно-материальной базой. | |
17 | Отсутствием «формализма и показухи» в работе. | |
18 | Заработной платой. |
При возможности выбора места работы в любой другой школе (ДОУ) выберете ли Вы ту школу (ДОУ), в которой сейчас работаете? Уйдете в другое место? Ответы: (нужное подчеркнуть)
§
Обязательно выберу свою школу (ДОУ);
§
Не знаю;
§
Обязательно уйду в другое место.
Обработка данных: По каждому пункту подсчитывается среднеарифметический балл.
Анкета «Администрация школы (ДОУ) глазами учителей (воспитателей)» автор Р.Х.Шакуров
Инструкция: В какой мере Вы согласны с этими суждениями?
Если полностью согласны, то поставьте в нужной графе оценку – 5;
если скорее согласны – 4;
в равной степени и согласны и нет – 3;
скорее не согласны – 2;
совершенно не согласны – 1.
№ | Суждение о руководителе | Руководитель | Заместитель |
1 | Требователен к людям | ||
2 | Умело побуждает педагогов к повышению качества их работы | ||
3 | прежде чем потребовать, ясно объяснит, что нужно сделать и к какому сроку. | ||
4 | Руководит демократичными методами, советуясь с коллективом. | ||
5 | Если нужно «подтянуть» кого-то, умело опирается на помощь коллектива. | ||
6 | Пользуется уважением в коллективе. | ||
7 | Умеет убеждать. | ||
8 | В работе педагогов скорее отметит хорошее, чем плохое. | ||
9 | Тепло относится к педагогам, внимательно к их нуждам. | ||
10 | Оказывает педагогам квалифицированную методическую помощь. | ||
11 | Внедряет и пропагандирует в образовательном учреждении передовой опыт, новые программы воспитания и обучения. | ||
12 | Прислушивается к замечаниям педагогов, не мстит за критику. | ||
13 | Умеет поддержать в коллективе бодрое, хорошее настроение. | ||
14 | Бережливо относится к труду и времени педагога. | ||
15 | Выдержан, сгоряча не кричит на человека | ||
16 | Объективен ко всем, не делим людей на «своих» и «чужих». | ||
17 | Умело содействует сплочению коллектива, разрешению конфликтов. | ||
18 | Трудится с полной отдачей. | ||
19 | Заботится прежде всего не о процентах и показном благополучии, а о высоком качестве воспитания и обучения |