Педагогика селестена френе

Знаменитый французский педагог Селестен Френе (1896 — 1 966) — основатель педагогики взаимодействия и коммуникации. Это взаимодействие между всеми участниками педагогического про-





цесса — между детьми, между взрослыми, между взрослыми и детьми. Говорят, что нет таких идей, которые принадлежали бы только ему одному: все они разрабатывались группой его сторон­ников в ходе дискуссий и практической работы. Имя Френе объе­диняет людей, питающих горячий интерес ко всякой живой мыс­ли, к каждому конкретному человеку и к его индивидуальному способу познания. Будучи сам страстным человеком, Френе соби­рал вокруг себя людей, в которых видел своих потенциальных со­юзников, — людей, недовольных своим опытом, но не складыва­ющих руки, скучающих в рамках рутинных методик, но мечтаю­щих об увлеченной профессиональной деятельности, — и зажигал их общей идеей. Неоценимой была поддержка, которую он оказы­вал молодым. Он любил провинциалов, интересовался преимуще­ственно сельскими школами и скептически, если не пренебрежи­тельно, отзывался обо всех указаниях вышестоящего начальства. Последователи Френе преподают разные предметы, но неизменно ставят перед собой задачу вовлечь каждого ученика в процесс об­мена мыслями, заставить размышлять и говорить о складываю­щемся у него знании, о ходе процесса познания.

Для Френе характерен отказ от всяческого догматизма. Ученик должен поверить в свои силы и развиваться благодаря постоянно совершенствующемуся вербальному самовыражению. Учитель дол­жен быть открыт для ученика и коллег, должен свободно делиться мнениями, получать удовольствие от работы. Учителя, собираю­щиеся для обмена идеями и педагогическими находками, с вос­торгом и интересом относятся друг к другу, не боятся рассказать о трудностях и возникающих вопросах. Они никогда ни в чем до конца не уверены, хотя достаточно очевидно, что они никогда не напи­шут в тетради, проверяя домашнее задание, что оно сделано пло­хо или посредственно, а лишь — что следует постараться сделать лучше, и это получится, без сомнения. Отсюда следует, каким язы­ком они пользуются при общении с детьми: говорят, не ментор-ствуя, поощряя высказывание своих мыслей, внимательно отно­сятся к попыткам подобрать подходящие слова.

С. Френе родился в Таре (Морские Альпы) 15 октября 1896 г. (в один год с Л. С. Выготским, Р. Якобсоном и Ж. Пиаже) в кресть­янской семье. Радостные воспоминания детства были связаны с природой и простой деревенской жизнью, даже с тяжелым трудом родителей во дворе, в поле и с кругом циклически повторяющих­ся повседневных обязанностей. Френе сформировался как человек неподкупной честности и естественной открытости, с благодар­ностью думающий о людях здорового труда, гармонически мудрых благодаря опыту естественного мировосприятия. В этом смысле Френе явился продолжателем идей Руссо. Мрачные воспоминания и размышления вызывала у него только школа-казарма, как он ее называл: тесное, мрачное помещение, строгий учитель и бессмыс-

ц-иные виды школьных работ — списывание, зубрежка, воспро-м шедение заученных наизусть текстов. Именно из-за того, что раз­рыв между школой и жизнью произвел на Френе такое большое впечатление, он решил стать учителем и поступил в Эколь нор­маль на педагогический факультет. После второго курса, в 1915 г., его призвали в армию, на войну, и он служил офицером до тех мор, пока не получил тяжелого ранения в легкое. По окончании пойны, проведя четыре года в госпиталях, вернулся домой пол­ным инвалидом. С 1920 г. стал преподавать в двухклассной деревен­ской школе; постепенно начал переносить как можно больше за­нятий на открытый воздух: ему было трудно дышать в помещении. Он отказался от рассуждений на темы морали; вместо этого уче­ники в течение недели должны были думать о каком-нибудь деви-)с типа: «Я хочу быть почтительным к своим родителям»; «Я хочу (>ыть всегда готовым прийти на помощь своим товарищам». Во Франции школа уже тогда была отделена от церкви, поэтому эти­ка преподавалась отдельно от религии. Френе хотел, чтобы учени­ки искали способы претворить нравственные лозунги в жизнь, чтобы и в области морали не было сухих застывших догм. Самое чажное — добрые взаимоотношения в школьном коллективе и под­держание порядка и чистоты в классах. С 1920 г. Френе вел дневник, где отмечал все особенности поведения каждого ученика, вопро-•1.1 и проблемы, творческие проявления и провалы. Тогда же он познакомился с произведениями Маркса, Энгельса и Ленина и шнял просоциалистические идеалистические позиции, близкие ко взглядам его друга Р. Роллана. Его любимыми авторами были

. Франциск Ассизский с его христианским социализмом и иезуит Гелар де Шарден. В 1925 г. он посетил с международной делегацией учителей школы в Ленинграде, Саратове, Москве и Сталинграде был потрясен бедностью и скудостью условий, в которых велось обучение.

В поисках новых, адекватных детскому развитию способов пе-эедачи знаний Френе познакомился с М. Монтессори и ее ассис­тенткой X. Паркхерст, переписывался с бельгийским врачом и пе­дагогом О. Декроли, завязал особенно тесные контакты со швей-дарским педагогом А. Феррьером. Он изучил систему реформиро-занных школ X. Литца в Антоне (Германия), где в комфортабель-шх условиях дети самообучались почти без вмешательства учите-тя. Приняв принцип самостоятельности учеников, Френе стал изоб-эетать средства и способы воплощения его на практике. Ему были элизки идеи Руссо, которые больше подходили для бедной дере­венской школы. Он считал важным трудовое воспитание и настаи-зал на том, что «бодрые головы и ловкие руки» лучше, чем наби-ые знаниями умы.

В 1923 г. С. Френе сдал экзамен на преподавателя высшей шко-1ы, и ему было предложено профессорское место в Бриньоле, но



он отказался от него, вернувшись в свою школу. Он был одержим идеей — вывести из нужды широкие слои бедного населения за счет улучшения качества образования. Для Френе было важно, в каких условиях живут его ученики, как формируется их отноше­ние к обществу: где бы Френе ни преподавал, он всюду организо­вывал для крестьян, поденщиков, рабочих, ремесленников торго­вые кооперативы, поскольку считал их более прогрессивный фор­мой организации труда. Старой школе — школе сугубо интеллек­туальной, школе слова и книги — Френе решил противопоставить воспитание жизнью, для жизни и в труде. В его школе не было ника­кой уравниловки, никакой нормы, никакого конформизма и при­нуждения. Ученики называли его «папа Френе», а его супругу Эли­зу — «маман Френе» — с любовью и уважением.

В 20-е годы во Франции сформировалось движение «Новая шко­ла», в котором Френе принял участие. Среди важнейших идей это­го направления были такие: школа по возможности должна нахо­диться в сельской местности. Обучение следует доверять самим ученикам, работающим в группах или поодиночке. Часто они сами определяют или выбирают, чем им заняться, и потому оказыва­ются лучше подготовленными к решению задач, поставленных жизнью. Дисциплина и порядок регулируются в значительной мере ответственностью учеников и школьным самоуправлением. Жизнь в школе строится по семейному образцу. До обеда происходят за­нятия интеллектуальными видами деятельности, после обеда -уроки рисования, ручного труда, рукоделия, физкультуры, работа в саду, в лаборатории, в мастерской или экскурсии. Особо поощ­ряется ручной труд, способствующий развитию наблюдательности и мышления (в том числе изготовление линогравюр, переплетные работы, работа по металлу), а также физическая и художественная творческая активность. Ничего абстрактного, даже математика и грамматика должны быть приближены к жизни. Ученики должны экспериментировать, строить, искать, приобретать собственный опыт. Когда идеи новой школы осуществились, они превратились в застывшую рутину и перестали интересовать Френе.

И тогда он занялся созданием более живого дела — педагоги­кой «современной школы», которой и посвятил себя до конца сво­их дней. Обратившись к проблемам возрастной психологии, Фре­не заметил, что жизнь — не состояние, а становление. Этот про­цесс должна объяснять психология, на него должна влиять педа­гогика. Всякий раз, когда ребенок сталкивается с чем-то новым, на какой бы стадии своего развития он ни находился, сначала он проходит через период «ощупывающего» исследования окружаю­щего и предметов, затем следует период постепенного самовыс­траивания и упорядочивания, а потом период активного труда. Выдающийся педагог нашел новое средство объединить учени­ков школы и воплотить свои идеи — он создал школьную типог-

рафию. Возникла эта мысль потому, что Френе никак не мог на­долго задержать внимание учеников на каком-нибудь тексте; они могли переписать и пересказать текст, но, как только учебник закрывался, текст переставал быть интересен. По случаю приоб­ретя печатный пресс, Френе начал изучать способы работы с ним в школе. В отличие от бельгийца Декроли, нанимавшего про­фессионального печатника, который каждую неделю набирал подготовленные учениками сочинения, Френе поручал набор и печать текстов ребятам. Именно тогда его идеи получили широ­кое распространение во всем мире.

Благодаря типографии, по словам самого ее основателя, в школе стало светлее, теплее, солнечнее, радостнее, разнообразнее. Она побуждала детей к самовыражению в тексте или в рисунке. Френе занялся совершенствованием печатной машины и сделал ее на­столько простой в обращении, что она стала доступной детям 4 — 6 лет и «пришла» в детский сад (материнскую школу). Можно было печатать не только тексты с буквами разной величины, но и ли­ногравюры, ноты, открытки, карты. Занимаясь набором слов, дети изучают буквы, испытывают тягу к письму, по своей инициативе заботятся об орфографии. В детском саду воспитанники устно рас­сказывают или диктуют текст учителю, который записывает его на доске, откуда потом дети его списывают, а затем самостоятельно набирают и печатают. Школьники первых классов могут выпол­нить всю работу сами с начала до конца. Ежедневно все готовят свои рассказы или тексты, потом прочитывают или произносят их в классе, и тогда сообща выбирается лучший, который и стано­вится заданием на этот день. Все делают к нему иллюстрации, а потом подшивают к «Жизнеописанию класса». Туда же помещают избранные стихи и литературные тексты писателей, а также тек­сты, являющиеся итогом общего обсуждения той темы, над кото­рой шла работа в классе.

Печатание требует доведения работы до конца, прерваться на середине невозможно. У детей воспитывается понимание необхо­димости работать чисто, аккуратно, с полной отдачей. Все набор­ные процессы требуют большой ловкости, точных навыков. Под­готовка к печати половины одной страницы машинописного тек­ста, если над каждой строчкой работает кто-то один, занимает у класса всего 15 — 20 минут (стандартный лист у Френе — А5). В то же время такая работа близка к местным интересам: обсуждаются дела и события, происходящие в данной деревне, городе, извест­ные всем факты. Каждый получает в совершенстве выполненный оттиск учебного или социально-культурного содержания, кото­рый может унести с собой, показать родителям, передать другим. Совместный труд сплачивает ребят, учит работать в коллективе, строить отношения с окружающими. Путем печатания текстов мож­но поделиться с другими своей радостью, когда получается то,





что хотелось сделать. Школа становится учебным полигоном, готовя ко взрослой жизни, давая возможность приобрести опыт человечес­ких отношений.

Первоначально школа Френе была так бедна, что не могла ку­пить бумагу, поэтому приходилось печатать на оборотах старых бюллетеней для голосования. Фиксировались все события школь­ной и деревенской жизни, все, что взволновало ребят. Сначала над создателем школьной типографии смеялись, но число его сторон­ников постоянно росло. Стало очевидно, что наибольшее впечат­ление производит на ученика текст, который он сам набрал и напечатал. Впечатления учеников первоначально возникают «здесь и теперь» и немедленно отражаются в тексте. Как психолог Френе в течение многих лет собирал наблюдения, а затем обобщил их (как дети постепенно учатся рисовать птиц, человека, машины, дома). Аналогично им было прослежено становление способности к чтению и письму.

Дошкольники сначала учатся отражать свои впечатления — ис­тории из жизни — в рисунке, а затем к ним прибавляются слова. Обучая детей грамоте, учитель то и дело записывает на доске от­дельные слова и фразы — ключевые для актуальных детских мыс­лей и рассказов. Дети пока только перерисовывают, они еще не знают ни букв, ни слов, но уже понимают, что написал учитель, что это значит. Перерисовывая, они следят за начертанием буквы, а потом находят ее в кассе. Дети набирают слова крупными буква­ми (36 пунктов) и практически самостоятельно постигают, что слова состоят из букв, а предложения — из слов.

У учеников школ, работающих по методу Френе, не бывает легастении (неграмотности, обусловленной особенностями рабо­ты головного мозга). Их словарный запас быстро растет, они легко соблюдают правила орфографии. Обмен корреспонденцией суще­ствует внутри школы начиная с самого младшего возраста. Обмен письмами с другими школами стимулирует увеличение количе­ства создаваемых ребятами текстов. Школы, состоящие в перепис­ке, посылают друг другу по одному экземпляру каждого созданно­го текста раз в неделю или раз в две недели. Таких посылок учени­ки ждут с нетерпением.

Каждый ученик набирает свою строчку в любом общем тексте; каждый периодически создает свой собственный текст; каждый получает один экземпляр любого текста, который подшивает себе в тетрадку; все тексты вывешиваются на стене в классе, и с ними ведется дальнейшая работа. Все это требует координации усилий множества людей, поэтому соблюдение распорядка дня и правил взаимодействия обязательно. Для Френе было важно, чтобы луч­шие из лучших, тематически подобранные тексты собирались в сборники для чтения; чтобы создавались частотные словари слов по возрастам. Он считал, что в классе не должно быть больше 25 уче-

пиков. Учебники никогда не могут быть достаточно хорошими, поэтому их не должно быть вообще, ибо они нивелируют индиви-нальность ученика. Вместо этого используются высококачествен­ные художественные тексты и стихи — на отдельных листочках, справочные статьи по самым разным предметам на карточках (ка-илогизация по системе Дыои). Учебный день начинался с песни, с определения распорядка занятий, разделения по группам. Все (анятия каждого ребенка фиксировались, заносились в таблицу. < 'амоорганизация детского коллектива была поразительной. Учи-юль находился как бы на заднем плане, только помогая и советуя. 11озже Селестен Френе обратился и к другим средствам обучения: радио, кинофильмам, пластинкам, ко всему, что успело появить­ся нового в его время.

С конца 20-х годов школьные типографии завоевали множество сторонников и во Франции, и в других странах. Был основан педа-i огический журнал для сторонников «новой школы». Их стало так много, что крошечная деревенская школа уже была не способна нместить всех желающих, поэтому Френе перешел на работу в дру­гую, неподалеку от Канн. Там он преподавал уже вместе с женой. Супруга Френе — Элиза (они поженились в 1926г.) — была ху­дожницей. Она занималась развитием творческих, музыкально-ху­дожественных способностей детей, издавала книги и журналы о работах ребят, пробовала заниматься с детьми различными худо­жественными техниками. Для супругов Френе было чрезвычайно важным собирать вокруг себя единомышленников, обмениваться с ними соображениями о путях совершенствования метода.

Новое место жительства было богато красотами природы и ис­торическими памятниками, но социальные контрасты оказались чдссь разительнее. Школа была в плачевнейшем состоянии. Френе иступил в конфликт с властями, борясь за улучшение условий образования. Многое пришлось делать своими руками или при по­мощи родителей. В ходе международного конгресса в Ницце в 1932 г. в городишко Сен Поль приехало много иностранцев, желавших познакомиться со школой Френе, в том числе и представитель СССР. Некоторые детские сочинения, написанные просто и ис­кренне, показались представителям власти недостаточно религи­озными (хотя сам педагог никогда не внушал детям никаких атеи­стических мыслей), и против Френе была организована кампа-шя, длившаяся два года. Он вышел из нее победителем, о его адеях заговорили во всем мире (в том числе в России — С. Т. Шац-сий). Педагогу, однако, пришлось покинуть школу и сосредото-шться на общих идеях всего реформационно-педагогического дви­жения. Он неоднократно заверял, что аполитичен, к религиозно­му воспитанию отношения не имеет. Тяжелые болезни вынудили )рене проводить много времени в больницах, после чего он ку­пил дом в местечке Ване, где начал создавать воспитательный

приют. Р.Роллан стал приезидентом основанного Френе «Между­народного детского фронта», ставившего перед собой задачу защи­тить права ребенка, свободу его развития и оградить от плохих фильмов и т. п.

С началом войны Френе был интернирован: он активно сочув­ствовал антифашистам. В заключении он писал книги по психоло­гии и педагогике, приобретая и новый опыт — из разговоров с другими заключенными. Он собирал, в частности, их воспомина­ния, их впечатления от родительского воспитания. Его жена вы­нуждена была не только бороться за существование приюта, но и зарабатывать на жизнь как прачка, чтобы содержать живущих с ней сирот. К счастью, у супругов было много друзей, в том числе и среди охранников, помогавших всем чем можно. В 1941 г. Френе освободили из лагеря, и он ушел в подполье — в Сопротивление. В мае 1944 г. руководил повстанческими группами, а когда юг Фран­ции был освобожден, вернулся в разграбленный приют. Вместе с возвращающимися из заключения сторонниками Френе постепенно восстановил его работу.

При жизни Френе ежегодно на неделе перед Пасхой его «на­родные воспитатели» собирались на свои конгрессы, а летом уст­раивали стажировки, во время которых более опытные учителя знакомили новичков с приемами работы. В 1965 г. труд Френе удо­стоился особой похвалы Ж. Пиаже. Френе писал своим коррес­пондентам каждый день, отвечая на все письма, обращаясь на ты к «дорогим товарищам».

После смерти Френе его приверженцы разделились на два лаге­ря: теоретиков, пытающихся обобщить и развить его идеи, и прак­тиков, настроенных на прямую передачу практического опыта. Многие отказывают Френе в научности, считают его автодидак­том — это неверно, он гениально впитывал и синтезировал идеи, умел кооперироваться с другими и сообща добиваться успеха.

Сегодня нет уже той острой борьбы за социальное равенство, которая вдохновляла Френе. Маятник качнулся в другую сторону: говорят, что школа не справляется со своими обязанностями, по­тому что детям слишком многое дозволено. Вместо того чтобы за­ставлять учеников читать, писать и считать, учитель ходит с ними на прогулки. Самое страшное, что поразило школу в последние годы, -волна насилия. Педагогика Френе, ориентирующаяся на нужды само­го ребенка, — один из возможных ответов на эти вопросы, хотя уже ясно, что не единственный. Для французов педагогика Френе — предмет национальной гордости. Иногда говорят, что этот подход требует многих и долгих разъяснений родителям: здесь нет отме­ток, уважаются индивидуальный темп и ритм каждого, что не оз­начает отсутствия работы. Врачи-педиатры часто направляют в та­кие школы детей с недостатками развития, и их интеграция в кол­лектив и школьные успехи оказываются поразительными. В после-

тих законодательных актах по поводу образования во Франции спъ чуть ли не прямые цитаты из Френе.

Не только социально-культурный, но и научно-технический прогресс повлиял на распространение идей Селестена Френе. Из­менился порядок набора печатных текстов, в детские сады при­шли компьютеры и ксероксы, картотеки данных сменились Ин-к-рнетом. Сегодня больше, чем раньше, издается школьных и «дет-. адовских» газет и журналов. Почти в каждом дошкольном учреж-к'нии периодически появляются выпуски, в которых помещаются детские рисунки, рассказы, фотографии, сведения для родителей. 15 детских садах снимают видеофильмы, записывают аудиокассеты и компакт-диски, показывают спектакли. Существует информаци­онная сеть для воспитателей детских садов. Учащиеся разных школ ошцаются друг с другом виртуально, один учитель может одновре­менно вести урок в нескольких школах. Но оттого, что все эти спязи стали проще и доступнее, достигнут ли автоматически педа­гогический успех? Очевидна польза Интернета и компьютера для сетей с недостатками развития, для детей из маленьких городов и леревень, для детей, заинтересованных в повышении качества своей работы. Но известно также, что напечатанное на принтере сочине­ние на нескольких страницах ценится меньше, чем набранный пручную текст из нескольких строк, размноженный тиражом в несколько экземпляров. Благодаря широкому распространению произведений современного искусства, с одной стороны, и со-пременных материалов и техник художественного труда — с дру­гой, внешнее качество работ детей с раннего детства повышается, становится близким к профессиональному, но внутреннее их со­держание в общем не меняется. Пока неизвестно, как будут отно­ситься к своим родителям дети, выросшие в компьютерную эпоху (поколение WWW), но очевидно, что увеличилось число детей, которые не в состоянии занять себя ничем, если рядом нет телеви-юра и компьютера.

Идеи Селестена Френе применяются во всем мире. Представля-сгся, что их использование в российских условиях (с учетом но-нейших технических достижений) — необходимая ступень в раз­витии отношения нашего общества к детям.

Вопросы для повторения

1. Как представлял себе основные стороны человеческой жизни С. Фре-
пе? Какова роль учителя и воспитателя в жизни ребенка?

2. Почему речь и слово имеют такое важное значение в современной
лизни? Как объяснить основные успехи педагогики С. Френе? Какие чер-
п,| этой педагогики можно было бы рекомендовать для внедрения?

3. Чего могут достичь воспитатели, постоянно и неформально обсуж-
мая друг с другом свои педагогические проблемы и проблемы детей?





4. Как эволюционировало в последнее время устное и письменное об­
щение? Какую роль играет информация в современном обществе?

5. Что влияет в большей степени на поведение детей — самостоятель­
ное переживание или рассказ о нем, свой или чужой рассказ о каком-то
фрагменте реальности?

Наши рекомендации