Перспектива прямой и плоскости 8 страница

Приступим к построению плана объекта в перспективе, в масштабе 2:1 (рис. 218). На свободном поле чертежа построим основание картины k. Отметим основание главной точки Р0. Циркулем перенесем все отмеченные на плане точки 10, 20, ...80 и точки схода главных направлений Д и f2.

Зададим положение линии горизонта. При высоком горизонте построе­ние плана в перспективе упрощается. С основания картины перенесем на линию горизонта с помощью вертикальных линий главную точку Р, а так­же точки схода F1 vlF2.

Для получения точки l'Q в перспективе найдем точку 1'0 на ортогональ­ном чертеже (рис. 217), как точку пересечения основания картины k и пря­мой 1-1'0 , параллельной SFloo.

Накартине соединим точки 10 и^. Взяв величину отрезка IqP с орто­гонального чертежа, отложим ее в масштабе на картине из основания глав­ной точки картины Р0. Через точку 10 проведем картинный след луча — перпендикуляр к основанию картины. Пересечение этого перпендикуляра с прямой 1'0F1 даст точку 1 в перспективе. Построив точки 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 аналогично, получим основание здания.

Построим точки высоты объекта (рис. 219). Если для их построения применить масштаб высот, то перспективное изображение объекта будет иметь большое количество дополнительных линий. Для упрощения пост­роений используем вспомогательную вертикальную плоскость, которая может быть перпендикулярна к картине или расположена под произволь­ным углом к ней. В первом случае горизонтальные линии этой плоскости будут сходиться в главной точке картины — Р, а во втором — в произволь­ной точке схода R„. Вспомогательную вертикальную плоскость R располо­жим на чертеже так, чтобы линии построения не накладывались на перс­пективное изображение. На картине она задана следам картинным RoRk и предметным R0R„. На картинном следе вспомогательной плоскости отложим натуральные высоты вершин объекта и через них проведем го­ризонтальные прямые в точку схода Rx. На предметный след RqR^ вспомога­тельной плоскости R с помощью горизонтальных линий, параллельных ос­нованию картины, перенесем те точки плана, от которых откладывают вертикальные ребра, определяющие высоту здания в перспективном изоб­ражении.

Применение вспомогательной вертикальной плоскости называют спо­собом боковой стены.

В натуре здание имеет определенное окружение — антураж и воспри­нимается вместе с ним. Антураж активно влияет на композицию всего изоб­ражения и на правильное его восприятие. Для приближения перспектив­ного изображения к натуральному, показывают фигуры людей, кустарни­ки, деревья, осветительные фонари, автомобили и т. д. Как правило, их изображение в перспективе дают схематично, но обязательно с сохранени­ем масштабности в зависимости от глубины изображения.

Для построения антуража удобней применять способ перспективной сетки. Он позволяет отобразить в перспективе окружающую среду, кото­рая имеет в предметной плоскости множество кривых линий, не подчиня­ющихся какой-либо закономерности. Это могут быть излучины рек, берега озер и прудов, сложные конфигурации горных склонов, на которых распо­лагается архитектурное здание.'Способ сетки позволяет также воспроизво­дить сложные изображения на вертикальных плоскостях в виде мозаич­ных панно на фасадах и торцах зданий и сооружений.

Построение солнечных теней и выявление светотени с применением отмывки или штриховки являются дополнительными элементами изобра­жения объекта в перспективе (рис. 220). Построение теней на архитектур-

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

ных объектах используют для того, чтобы придать наглядность и рельеф­ность изображению. Положение солнечных лучей выбирают так, чтобы наи­более полно выявить архитектонику объекта. Большей частью задают та­кое изображение солнечных лучей, при котором один из фасадов (чаще бо­ковой) находится в собственной тени.

Тени переднего плана прорабатывают более тщательно, тени дальних частей здания и его деталей — более обобщенно. Следует избегать такого положения лучей, при котором образуются очень широкие или очень длин­ные тени.

Графическое выявление и изображение светотени и падающих теней является завершающим этапом в работе над перспективой архитектурного объекта. Правила и приемы построения теней будут изложены в последую­щей главе.

Метод архитектора можно использовать и для построения интерьеров. Дан план и фасад производственного помещения, в котором есть дверной проем и ряд прямоугольных арок (рис. 221). На плане заданы две картин­ные плоскости и две точки зрения. Точка зрения Sx для построения угло­вой перспективы интерьера (рис. 222). При построении использовались две точки схода, одна из которых, ft поместилась на картине. Точка зрения S2

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

для построения фронтальной перспективы интерьера (рис. 223), где точ­кой схода является главная точка картины Р.

В зависимости от композиционного замысла художник выбирает один из вариантов.

Метод архитектора позволяет при правильном выборе основных элемен­тов картины, изображать архитектурные объекты без сильных перспек­тивных искажений, близкими к визуальному восприятию окружающей среды.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru 4. Способ совмещения предметной плоскости с картинной

Этот способ применяется для решения многих метрических задач и при построении перспективных изображений предметов, расположенных на предметной плоскости, развернутой к зрителю под произвольным углом. Такой способ часто встречается при изображении натюрмортов, стоящих на предметных столиках. Стороны предметов могут произвольно распола­гаться относительно краев стола. Сущность способа заключается в том, что часть предметной плоскости вращают вокруг основания картины вниз до совмещения с картинной плоскостью.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru


Задана картина с ее элементами и совмещенное положение стола, плот­но придвинутого в угол комнаты (рис. 224). На столе находится два геомет­рических тела — параллелепипед и четырехугольная пирамида. Стороны параллелепипеда параллельны сторонам стола, а стороны основания пира­миды располагаются произвольно относительно стен комнаты.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru Для определения перспективы угла А продолжим стороны стола до пе­ресечения с основанием картины в точках 10 и 20. Через совмещенную точ­ку зрения Sk проведем стороны SF± и SF2 прямого угла параллельно А10 и А20 и отметим точки схода Ft и F2. На пересечении прямых F120-aF2l0 най­дем точку А. Поскольку стороны параллелепипеда параллельны краям сто­ла, они будут иметь те же точки схода FlsiF2. Продлим стороны до пересе­чения с основанием картины в точках Ь0 и с0, соединим их с точками схода, получим перспективное изображение стороны ВС, а затем всего основания параллелепипеда.

Для определения местоположения пирамиды построим при совмещенной точке зрения Sk новый прямой угол F3SbF4, стороны которого параллельны сторонам пирамиды, и определим новые точки схода F3 и F±. Построение ос­нования пирамиды выполним, используя полученные точки схода F3 и Ft, аналогично построению основания параллелепипеда.

Высоту предметов определим с помощью масштаба высот (рис. 225).

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

Рис.225 150

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru Этим же способом построен натюрморт, где изображен конус, стоящий на плоской доске, произвольно расположенной на предметном столике (рис. 226). Для построения окружности построим квадрат, в который будет вписана окружность.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

Рис. 226 151

Способ совмещения картинной и предметной плоскостей позволяет стро­ить предметы различной формы на горизонтальной плоскости, края кото­рой произвольно расположены относительно зрителя.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru 5. Перспектива интерьера

Художники разных эпох изображали на картинах внутренние простран­ства помещений, в XVI в. выделился отдельный жанр изобразительного искусства — интерьер.

Композиция перспективы интерьера зависит от замысла художника и в соответствии с ним от выбора положения элементов картины: высоты ли­нии горизонта и главной точки картины.

Перспективное изображение интерьера, у которого одна из стен рас­положена параллельно картине, а другие перпендикулярно, называется фронтальной перспективой. Примеры фронтальной перспективы мож­но встретить в композициях картин художников И.И. Фирсова «Юный живописец», И.Е. Репина «Арест пропагандиста», Ф.П. Решетникова «Опять двойка» и т. д.

Перспективное изображение интерьера, у которого две пересекающие­ся стены расположены под произвольным углом к картине, называется уг­ловой перспективой. Примером могут служить картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», Н.Н. Ге «Петр Первый допрашивает царевича Алексея», «Тайная вечеря».

При построении перспективы интерьера важное значение имеет ком­позиционное решение на картине стен, пола, потолка, окон дверей, а также выбор линии горизонта и главной точки картины. При высокой линии горизонта будет хорошо просматриваться сверху мебель, паркет­ный пол. Низкая линия горизонта позволяет лучше показать на картине монументальность помещения, колонны, лепные украшения, росписи потолка и т. д.

Если главная точка картины Р расположена в центре, изображение де­лится поровну на две, относительно главной линии картины, части — ле­вую и правую, симметрично расположенные (рис. 227,6). Однако, в изобра­зительном искусстве такое расположение главной точки зрения использу­ется редко.

Если сместить точку Р вправо, то левая часть картины будет больше правой (рис. 227,а) и наоборот (рис. 227,в).

Примеры углового интерьера (рис. 228,а—в) показывают зависимость перспективного изображения от положения линии горизонта и главной точки картины.

Выбор способа построения перспективного изображения интерьера за­висит, прежде всего, от конструкции и внешнего облика самого интерьера. Умение строить перспективу интерьера во многом способствует грамотно­му рисованию внутренних помещений с натуры или по памяти.

Рассмотрим построение центральной фронтальной перспективы ком­наты площадью 9 м2 с использованием перспективных масштабов (рис. 229, а~б). Длина комнаты равна ширине и равна 3 м. Высота комнаты — 2,2 м.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

а)

Рис. 227

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru Ширина двери 1 м, высота — 2 м. Дверь расположена на левой стене на рас-стоянии0,5мот основания картины .Ширинаокна2,1м, высота — 1,75м, расположено оно на центральной стене на расстоянии 0,75 м от пола. У пра­вой стены находится трюмо, нижняя тумба которого шириной 0,5 м, высо­та трюмо — 1,85 м. На картине задана линия горизонта на высоте 1,5 м.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru


Построение перспективы интерьера начнем с определения линейного масштаба. Отрезок,,определяющий высоту линии горизонта, разделим на три равные части. Под основанием картины начертим линейный масштаб. Построим перспективу пола комнаты. Определив линейный масштаб, на­метим на основании картины 3 м, обозначим каждое деление цифрами 10,

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

Рис. 229 154

20,30 Через эти точки проведем глубинные прямые в точку Р. Воспользуем­ся дробной дистанционной точкой D/2, размеры, откладываемые на осно­вании картины, будут уменьшаться в два раза.

По масштабу глубин построим глубину комнаты 3 м. На основании кар­тины отложим 1 м от левого угла картины и разделим этот отрезок на две равные части. При дробной дистанционной точке, каждое деление будет соответствовать 1 м. Каждую полученную точку соединим с дробной дис­танционной точкой прямой, которая пересечет левую сторону комнаты в точках 1Х и 12, что составляет 2 м. Для нахождения точки 13, необходимо отложить вправо от точки 10 еще один отрезок. Через точку ls проведем вправо горизонтальную прямую до пересечения с прямой ЗоР. Получим вто­рой угол комнаты. Построив перспективу пола комнаты, проведем через ее углы вертикальные прямые. С помощью масштаба высот определим высо­ту потолка — 2,5 м. Начертим фронтальные стены комнаты.

Для удобства дальнейшего построения перспективы окна и двери весь пол комнаты разобьем на квадраты. По сетке квадратов определим место расположения двери и окна. Высоту окна отложим на вертикальной сторо­не картины и проведем линии переноса до пересечения с фронтальной сте­ной. Аналогично найдем местоположение и размер трюмо.

При больших площадях помещений и насыщенности их предметами обстановки, необходимо оптимально выбирать величину квадратов — при слишком мелкой сетке происходит загромождение чертежа линиями, при очень крупной — трудно установить точное местоположение предметов, особенно, если они расположены под произвольными углами.

Рассмотрим построение угловой перспективы методом совмещения предметной плоскости с картинной. Задана картина с ее элементами и со­вмещенное положение угла склада со шкафами у стены и произвольно рас­положенной на полу коробкой (рис. 230,а). Определим перспективу угла А, для этого продолжим плинтуса до пересечения с основанием картины в точках 10 и 20. Через совмещенную точку зрения Sk проведем стороны S^ и SkF2 прямого угла параллельно прямым Al 0 и А20 и отметим точки схода F1 и F2. На пересечении прямых Рг10 и F220 отметим точку А. Используя точки схода Fx и F2 построим все остальные вершины оснований шкафов, приставленных к стене склада.

Для определения местоположения коробки на полу склада построим при совмещенной точке зрения Sk прямой угол F3SkF4 со сторонами, параллель­ными сторонам коробки. Через точки схода F^viF^ построим прямоуголь­ное основание коробки.

Для упрощения построения перспективы интерьера способ совмещения можно сочетать с координатным методом, определяя положение каждой точки предмета^на полу с помощью масштаба глубин. Построим перспек­тивы точек ВжЕ (рис. 230,6). Из точки В опустим перпендикуляр на осно­вание картины и получим точку В0. С помощью циркуля отложим на осно-

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru вании картины расстояние, равное отрезку ВВ0, получим точку В0. Пря-мая BqD пересечет глубинную прямую ВдР в точке В — перспективе верши­ны В. Этим же способом построим перспективу точки Е. Соединив точки В и Е, получим направление одной стороны основания коробки. Аналогично найдем все остальные вершины. Высоту предметов по заданным размерам построим с помощью масштаба высот.

Способ совмещения в сочетании с координатным методом применяют и для решения обратных задач, когда требуется определить натуральные раз­меры предметов, заданных в перспективе, в том числе при анализе картин художников.

Рассмотрим построение центральной фронтальной перспективы мето­дом гомологии1 (рис. 231). Этот метод удобно применять для построения перспективы интерьера с предметами, расположенными под произвольным углом и когда одна из точек схода расположена далеко за картинной плос­костью. На картине задана линия горизонта, главная точка Р и совмещен­ная точка зрения Sk. План комнаты дан в совмещенной с картинной пред­метной плоскости. В комнате на фронтальной стене расположено окно, на правой стене дверь с двумя полураскрытыми створками. У левой стены сто­ит шифоньер с антресолью. По середине комнаты находится стол, произ­вольно расположенный по отношению к стенам комнаты.

Найдем глубину комнаты. Для этого внесем точку А, обозначающую угол комнаты, на основание картины и получим точку а0. Поскольку стены комнаты перпендикулярны, точку а0 следует соединить с точкой Р, и опре­делим направление плинтуса. Из совмещенной точки зрения Sk проведем луч в точку А, который пересечет прямую а0Р в точке А. Построим фрон­тальную стену комнаты. Для определения высоты комнаты воспользуемся масштабом высот.

Этим же способом построим перспективное изображение шифоньера. Для построения открытых створок дверей на плане вычертим полуокруж­ности, определяющие траекторию движения створок и зададим угол, на который они открыты. Определим ширину дверного проема, соединив точ­ки С и Г с совмещенной точкой зрения Sk.

Конец створки точку В перенесем на основание картины!_полученную точку Ъ0 соединим глубинной прямой с точкой Р. Отрезок СВ продлим до пересечения с основанием картины в точке Ьг. Прямой соединим точки Ьг и С, до пересечения Ъ-fi с глубинной прямой а^Р — точка В — перспектива основания торца створки.

Для построения стола воспользуемся точкой схода F2, которая помеща­ется на листе. При совмещенной точке зрения построим прямой угол со сто­ронами, параллельными сторонам стола. Найдем точки т0илои соединим их с точкой схода F2. Перспективное изображение получим в результате

1 Гомология (греч.) — согласие, согласованность.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

Рис.231

пересечения прямых m0.F2 и га^ с лучами, проведенными из совмещенной точки зрения Sk, в соответствующие края стола MmN.

Интерьер может быть построен и другими способами, описанными выше — методом архитектора и методом малой картины.

к Построение интерьера может осуществляться разными способами. Оп­тимальный выбор обеспечивает наилучшую видимость конструкции и ху-W дожественную выразительность изображаемого помещения.

Вопросы и упражнения для самоконтроля

1. В чем заключается метод перспективной сетки? Где и в каких случаях его используют?

2. В чем заключается способ малой картины? В каких случаях его применя­ют?

3. Дайте определение способу архитектора. Как следует выбирать точку зре­ния для объекта с большой протяженностью фасада?

4. Как следует выбирать точку зрения для высокого объекта? Каков допусти­мый угол зрения в методе архитектора?

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru


5. Каковы этапы построения перспективы объекта способом архитектора?

6. Как определяются точки схода для построения методом архитектора задан­ного объекта?

7. Постройте методом архитектора фронтальную перспективу интерьера, за­данного на рис. 232.

8. В чем заключается способ совмещения предметной плоскости с картинной?

9. Какие виды перспективы при изображении интерьеров вы знаете?

10. Будет ли меняться перспективное изображение интерьера, если перемещать линию горизонта вверх (вниз)?

11. Как будет меняться перспективное изображение интерьера при перемеще­нии точки зрения влево или вправо от центра картины?

12. В каких случаях целесообразней применять координатный метод при пост­роении интерьеров?

13. В чем заключается способ гомологии? Постройте этим способом перспекти­ву интерьера жилой комнаты с 3—4 предметами обстановки.

Глава VII

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

ЯВЛЕНИЙ ОСВЕЩЕНИЯ

1. Основные положения

Изображение теней в перспективе часто играет решающую компози­ционную роль и подчеркивает сюжетное содержание картины. В реали­стической живописи, начиная с эпохи Возрождения, светотень стано­вится одним из главных изобразительных средств. Накопленный века­ми опыт изображения особенностей освещения позволил художникам разработать правила, с помощью которых можно грамотно передавать в рисунке и живописи объемную форму предмета. Одна и та же модель будет выглядеть на рисунке неодинаково, если брать для нее различное освещение, например, направить сначала свет сверху, затем снизу, по­том сбоку, спереди и сзади. Есть немало примеров в изобразительном искусстве, когда художник с помощью света и тени сосредотачивает вни­мание зрителя на главном персонаже, освещая в натуре одни фигуры и погружая в тень другие, например картины «Анкор, еще Анкор» П.А. Федотова, «Неравный брак» В.В. Пукерева, «Московский дворик» В.Д. Поленова и др.

Предметы называются освещенными, когда на них падают лучи непос­редственно от источника света. В воздушной среде лучи света всегда направ­лены по прямым линиям.

Рассматривая окружающие предметы легко заметить, что степень ос­вещенности их частей неодинакова. Повернутые к источнику света сторо­ны предметов освещены, а противоположные поверхности, куда лучи све­та не попадают, находятся в тени. Различная освещенность частей предме­та позволяет судить о его пространственной форме и рельефе поверхности. Художники передают освещенность посредством штрихов, тушевки или наложением тоновых или цветовых пятен на соответствующие его части.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru Закономерностями распределения светотени и способами их построения занимается тональная перспектива.

Дан источник света С, два предмета и плоскость (рис. 233,а). От источ­ника света исходят световые лучи и падают на плоскость (экран), но на их пути находится непрозрачный предмет (шар), который задерживает их. Пространство между освещенным предметом и плоскостью, в которое не попадают световые лучи от данного источника света, называют тенью. Тень может иметь следующие формы в зависимости от освещаемого объекта:

а) точка — теневая линия;

б) прямая — теневая плоскость;

в) многогранник — теневая пирамида;

г) разнообразная форма — теневой конус или цилиндр.
Касательные лучи света, попадая на экран, образуют линию контура

тени и ограничивают между предметом и экраном затемненное простран­ство, которое в нашем случае представляет собой конус тени. Врезультате часть экрана остается неосвещенной. Эта часть называется падающей те­нью предмета. Второй шар находится в конусе тени первого, поэтому их тени имеют одинаковую форму. На этом же рисунке видно, что второй шар в несколько раз больше первого, однако это никак не сказывается на разме­рах тени. Значит чем ближе предмет к источнику света, тем больше его па­дающая тень.

Если источник света удален в бесконечность, то лучи света идут парал­лельно и затемненное пространство значительно меньше, хотя и сохраняет ту же форму (рис. 233,6). Световые лучи образуют цилиндр тени, в кото­ром шар может свободно перемещаться, но размер и форма падающей тени, не изменится.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

Рис. 233 162

Поверхность самого предмета разделяется на освещенную и затемнен­ную части. Затемненная часть называется собственной тенью предмета и отделена от освещенной линией светораздела или линией собственной

тени. Рядом с границей светораздела находятся наиболее темные части тени. Практически невозможно полностью учесть все явления, влияющие на интенсивность света и тени. Можно лишь выделить ряд общих поло­жений.

Границы падающей тени зависят от формы предмета, образующего эту тень, а также от угла падения лучей света. Наблюдая силу света на отдель­ных гранях прямой призмы (рис. 234), можно заметить, что, наиболее ос­вещенной будет та грань, по отношению к которой лучи света перпендику­лярны, а по мере уменьшения угла между лучом света и гранью, степень ее освещенности уменьшается. Это объясняется тем, что на первую грань при­змы приходится большее количество лучей света, чем на грань, смеж­ную с ней.

Рис. 234 163

Контур падающей тени изменяется в зависимости от формы поверхно­сти, на которую она ложится (вогнутая, выпуклая и т. д.). Освещенность предмета зависит от яркости света и от свойств поверхности, на которую свет падает. Наиболее освещенными бывают поверхности объекта, кото­рые расположены более близко к источнику света. Предметы с блестящи­ми поверхностями в освещенной части имеют особенно ярко высветленное место — блик.

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru

перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 8 страница - student2.ru Наиболее темной является часть поверхности предмета, на которую лучи света не попадают. Если бы лучи света проходили в безвоздушном пространстве, и кругом не было бы других освещенных предметов, то за­темненные поверхности их казались бы черными. Однако в жизни этого не наблюдается, потому что на неосвещенных поверхностях есть световые рефлексы отраженных лучей атмосферы, а также окружающих освещен­ных предметов. На картинах и рисунках больших мастеров тени не произ­водят впечатления темных провалов, а кажутся прозрачными, хотя во мно­гих случаях они написаны темными красками.

Рефлексы могут быть разными по светосиле в зависимости от освещен­ности и цвета отбрасывающих их поверхностей. Попадая на собственную тень, рефлекс ослабляет ее. Этим объясняется тот факт, что снизу предме­ты кажутся более светлыми, чем сверху, так как рефлекс земной поверхно­сти по мере удаления ее, ослабевает (рис. 235). Световые рефлексы тем за­метнее, чем ярче освещена отбрасывающая их поверхность, чем она боль­ше и находится ближе к поверхности, от которой на нее падает рефлекс. При этом на глянцевых поверхностях рефлексы гораздо заметнее, чем на матовых.

Наши рекомендации