Методика определения достоверности совпадения и различий для экспериментальных данных, измеренных в шкале отношений
Лабораторная работа
Типовые задачи анализа данных в педагогических исследованиях
Методика определения достоверности совпадения и различий для экспериментальных данных, измеренных в шкале отношений.
Цель: изучить методику определения достоверности совпадения и различий для экспериментальных данных, измеренных в шкале отношений.
Предположим, что имеется экспериментальная группа, состоящая из N человек и контрольная группа, состоящая из М человек (N=25, M=30). Результаты измерений уровня знаний в группах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Контрольная группа до эксперимента | Экспериментальная группа до эксперимента | Контрольная группа после эксперимента | Экспериментальная группа после эксперимента |
Задание 1. Перейти от шкалы отношений к порядковой шкале с тремя уровнями знаний, считая низкий уровень – число решенных задач меньше либо равно 10, высокий – число решенных заданий строго больше 15 и средний в остальных случаях. Результаты представить в таблице 2
Таблица 2
Уровень знаний | Контрольная группа до эксперимента | Экспериментальная группа до эксперимента | Контрольная группа после эксперимента | Экспериментальная группа после эксперимента |
Низкий | ||||
Средний | ||||
Высокий |
Рекомендации для выполнения.
- Создать на листе 1 таблицу 2
- Ввести формулы для подсчета значений таблицы 2:
1. Выделить ячейку, в которую будет вводится формула.
2. Меню => Вставка => Функция => Выбрать категорию «Полный алфавитный перечень» => Выбрать функцию «СЧЕТЕСЛИ»
3. Выберите диапазон, содержащий первый столбец таблицы 1, укажите критерий «<=10» - для низкого уровня, «>15» - для высокого уровня.
4. Для заполнения строки среднего уровня используйте формулу: =30-B36-B38
5. Аналогично заполните другие ячейки таблицы 2
Задание 2. Для таблицы 1 подсчитать среднее арифметическое (вставить функцию СРЗНАЧ) и выборочную дисперсию (вставить функцию ДИСП). Результаты проверить с использованием инструмента анализа данных (Сервис => Анализ данных => Описательная статистика: параметры ввода – итоговая статистика).
Задание 3.Перейти оттаблицы 2 к таблице 3.
Таблица 3
Уровень знаний | Контрольная группа до эксперимента (%) | Экспериментальная группа до эксперимента (%) | Контрольная группа после эксперимента (%) | Экспериментальная группа после эксперимента(%) |
Низкий | 30,00% | 28,00% | 40,00% | 8,00% |
Средний | 46,67% | 48,00% | 33,33% | 52,00% |
Высокий | 23,33% | 24,00% | 26,67% | 40,00% |
Рекомендации для выполнения.
- Скопируйте заголовки таблицы 2 (выделить ячейки => Правка =>Копировать; указать место для новой таблицы => Правка => Вставить).
- Внесите в заголовки таблицы необходимые изменения (%) (используя строку формул).
- Для заполнения таблицы используйте формулу:
- Установите процентный формат для ячейки (Меню => Формат =>Ячейки => Вкладка «Число» => Числовой формат «Процентный»).
- Скопируйте формулу вниз.
- Аналогично заполните оставшиеся ячейки таблицы 3
Задание 4. По таблице 3 построить гистограмму контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента.
Рекомендации для выполнения.
- Выделите столбцы таблицы 3, содержащие названия уровней знаний и данные контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (Удерживая клавишу Ctrl).
- Меню => Вставка => Диаграмма
- Выполните все шаги построения диаграммы, в шаге 3 «Параметры диаграммы» сделать соответствующие изменения (подписи данных, расположение легенды)
Задание 5. По таблице 3 построить гистограмму экспериментальной группы до и после эксперимента (аналогично заданию 4).
Задание 6. Используя таблицу 1, рассчитать эмпирическое значение критерия Крамера-Уэлча контрольной и экспериментальной групп до эксперимента. , где - среднее значение контрольной группы до эксперимента,
- среднее значение экспериментальной группы до эксперимента,
- дисперсия контрольной группы до эксперимента,
- дисперсия экспериментальной группы до эксперимента.
Рекомендации для выполнения.
- В трех отдельных ячейках листа1 высчитайте (используя функцию КОРЕНЬ), (используя функцию ABS), (используя функцию КОРЕНЬ)
- Вычислите итоговое значение, используя арифметические операции.
- Сравнить полученное значение с критическим значением 1.96: если значение меньше либо равно 1.96, то характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0.05, если значение строго больше 1.96, то достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%.
Задание 7. Используя таблицу 1, рассчитать эмпирическое значение критерия Крамера-Уэлча контрольной и экспериментальной групп после эксперимента. , где
- среднее значение контрольной группы после эксперимента,
- среднее значение экспериментальной группы после эксперимента,
- дисперсия контрольной группы после эксперимента,
- дисперсия экспериментальной группы после эксперимента.
Рекомендации для выполнения: (аналогично предыдущему заданию).