Контроль и оценка успеваемости учащихся
Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей.
Диагностика охватывает различные сферы – психическую, педагоги-ческую, дидактическую, управленческую и др.
Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
Диагностика образовательной деятельности ученика включает:
• контроль, проверку, учет, оценивание;
• накопление статистических данных и их анализ, рефлексию;
• выявление динамики образовательных изменений, личностных приращений ученика;
• переопределение целей, уточнение образовательных программ;
• корректировку хода обучения;
• прогнозирование дальнейшего развития событий.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объем его учебного труда, внутренних приращений.
Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов.
Функции оценки:
• мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;
• диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
• воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьников;
• информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки школьников, которые представляют краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описаны, как правило, в содержательно-деятельностной форме, то есть характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса.
Оценка – часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка – результат этого процесса. Оценка выражается качественно, например, вербально: «У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты – молодец!»; символический – переходной флаг, желтый кружок; эмоционально: улыбкой, одобрением, порицанием. Отметка же, как правило, выражается количественно: в пяти- или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т. п.
Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценивания, диагностические карты ученика, дневники личных достижений, письменные характеристики.
Роль оценки и отметки в обучении исследуется педагогами и психологами давно. Негативное влияние отметок (списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т. п.) приводит многих ученых к выводу о необхо-димости ликвидации отметок и развитии способов оценки. (Ш. А. Амо-нашвили). В то же время безотметочное обучение уменьшает соревновательность, конкуренцию, ответственность. В некоторых западных странах плата за обучение существенно снижается, если учащийся желает обучаться без контроля и отметок.
В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.
Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращения за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталоном или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, то есть степень личностного приращения.
Текущий контроль – это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по контрольным и конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учеников, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль учащихся и др.
Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний ученика.
Периодический контроль осуществляется по разделу учебного курса. Цель – диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля – обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности.
Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или только часть из них.
Важно определить содержание и методы контроля, то есть выяснить, что именно и как будет контролироваться.
Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки учащихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.
Другой подход – контроль достижений учащимися целей обучения. Например, проверяются знания, понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание.
Формы проверки разнообразны: тестирование, анкетирование, комплексные проектные действия, образовательные ситуации и др.
Если контроль и проверка организованы правильно, то они способствуют:
– выявлению знаний и умений каждого ученика;
– своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;
– раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;
– повторению и систематизации изученного;
– установлению уровня готовности к усвоению нового материала;
– формированию умения много и напряженно работать;
– овладению приемами самоконтроля и самопроверки;
– стимулированию ответственности учеников;
– развитию навыков соревновательности.
Требования к контролю: объективность; индивидуальность; регулярность; гласность; всесторонность проверки; дифференцированность; разнообразие форм; этичность.
В современной начальной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля:
– наблюдение за работой учеников;
– устный индивидуальный опрос;
– фронтальный опрос;
– групповой опрос;
– письменный контроль;
– комбинированный контроль;
– тестовый контроль;
– практический контроль;
– самоконтроль.
Они используются в сочетании для получения возможно более полного представления о ходе процесса и его результатах.
Итогом должно стать ясное понимание того, что контроль в авторитарной и гуманистической школе имеет различное назначение и существенно отличается как общим подходом, так и конкретными способами.
Традиционные методы и процедуры (устный опрос, письменные контрольные работы, практические задания) имеют давнюю историю и в определенной системе обучения оправдывают себя, в какой-то мере способствуют активизации учебного процесса, позволяют провести всеохватывающую и по отдельными вопросам глубокую проверку качества знаний, адаптировать процедуру проверки к конкретным учащимся. Между тем у них есть ряд слабых сторон и недостатков, которые можно свести к следующим:
1. Расплывчатость, описательность норм, неточность их для определения качества знаний учащихся.
2. Вследствие этого – субъективизм оценок: каждый преподаватель оценивает качество контролируемых знаний исходя из своего опыта, эрудиции, понимания важности контролируемой информации в данном учебном курсе, представления и толкования норм отметок, меры требовательности и личного отношения к контролируемому (предраспо-ложенности или неприязни). Следует отметить, что разные преподаватели одни и те же контрольные работы или устные ответы оценивают неодинаково.
3. Вероятный характер оценки. Иной раз преподаватель оказывается перед выбором: какую оценку поставить ученику – много исправлений, работа выглядит неряшливо и снижает отметку.
4. Интегральный характер отметок при традиционной системе. Это значит, что по отметке трудно судить, знание (или незнание) каких вопросов оценено (или не оценено). Например, по математике усвоение контрольной темы в полном объеме или ее части, уровень сформированности вычислительных навыков, рациональные варианты решения задач, степень самостоятельности работы ученика, учет времени выполнения задания (она выполнена быстро или нет). Поэтому не ясно, что скрывается за отметкой, за что конкретно поставлена та или иная отметка.
5. Дидакты-исследователи и практики справедливо считают, что отметка становится личностной характеристикой ученика. Нередко учащихся класса как бы расставляются по признаку отметок: сильные, слабые, отстающие. Аттестация успеваемости превращается в личностную характеристику школьников.
6. Невоспроизводимость результатов отметок. Иначе говоря, если учащийся будет выполнять аналогичные, но другого варианта задания контрольной работы, то он может показать иной уровень усвоения.
Общепризнано, что этих несовершенств не имеют тесты и они вполне подходят как метод контроля в русле педагогической технологии для объективного выяснения и оценки уровня качества знаний учащихся.
Классификация тестов
Тесты можно классифицировать по разным основаниям. По форме – это индивидуальные и групповые, устные, письменные, бланковые и предметные, вербальные и невербальные, аппаратурные и компьютерные.
По содержанию выделяют несколько групп тестов: тесты интеллекта, способностей (креативные), достижений и личностные.
Рассматривая вопрос о контроле успешности обучения и качестве знаний учащихся, мы раскроем тесты достижений.
Разные авторы их называют тестами учебных достижений, или дидактическими.
В отличие от традиционных методов контроля в тесте обязателен эталон. Эталон – это образец правильного, последовательного и полного выполнения задания по всем операциям. Сравнивая ответ, т. е. результат выполненного задания с эталоном, можно объективно оценить качество усвоение знаний.
Характеристика тестов
К тестам предъявляется целый ряд требований:
1. Валидность (или адекватность). Содержание пробы должно точно соответствовать смыслу и содержанию выявляемого и измеряемого признака. Так, если тест предназначается для установления уровня усвоения (а), то задания не должны иметь характер, предназначенный для выполнения, скажем, личностных качеств или интеллекта. При том эти задания-пробы должны быть такими, чтобы при их выполнении испытуемый показал, на каком уровне – а1,а2,а3,а4 – он усвоил учебный материал, знание которого проверяется.
2. Определнность (общепонятность). Формулировка задания, имеющая неоднозначность, двусмысленность, нечеткость, недопустима, так как она не позволяет точно и определенно выполнить задание.
3. Простота. В тесте не должно быть нагромождения заданий, нужно ограничиться одним.
4. Однозначность. Качество выполнения учащимися задания должно одинаково оцениваться разными экспертами. Для этого надо постоянно иметь эталон, который определяет систему измерений и оценки качества действий, выполняемых учащимися по тесту.
5. Надежность. Тестирование одного и того же испытуемого на одном и том же уровне усвоения должно обеспечивать устойчивость последовательных результатов.
Применение тестов наиболее эффективно и обеспечивает надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания. Поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер. Делать общие выводы об уровне развития школьников на основе применения тестов обученности было бы непростительной ошибкой.
Сегодня уже подготовлены и изданы сборники тестов для начальной школы. Но это не исключает того, что часть из них учителя разрабатывают сами, исходя из своих конкретных требований, условий и возможностей. При подготовке материалов для тестового контроля учителю необходимо придерживаться следующих правил:
– включать только правильные ответы и избегать ответов, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована школьниками;
– конструировать неправильные ответы на основе типичных ошибок так, чтобы они были правдоподобными;
– различать правильные ответы среди всех предполагаемых ответов в случайном порядке;
– вопросы не должны повторять формулировок учебника;
– ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие;
– вопросы не должны содержать «ловушек».
Тесты достижений (обученности и воспитанности) применяются на всех этапах педагогического процесса. С их помощью учитель сможет эффективно проводить предварительный, текущий и итоговый контроль.
Предварительный контроль. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое тестирование, чтобы «сделать срез» исходных знаний. Он может определить и достигнутый уровень: сравнение исходного уровня с достигнутым позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, проанализировать эффективность процесса, а также сделать выводы о «вкладе» педагога в достижения его учеников.
Текущий контроль необходим для диагностирования дидактического процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов с запроектированными. Текущий контроль стимулирует учебный труд, способствует своевременному устранению пробелов в усвоении материала. Задания для текущего контроля формулируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, полученных на протяжении 2–3 последних уроков.
Длительность выполнения теста не должна превышать 5–8 мин. После завершения работы обязательно анализируются допущенные ошибки. Для ускоренного анализа используются образцовые ответы.
В начальной школе практикуются многие специфические способы и средства индивидуальных ответов: сигнальные карточки, веера, планшеты, информационная линейка, цветной круг-сигнал, комментированное управление, конструирование ответа по схеме; использование опорных сигналов, парные и групповые ответы; программированный контроль.
Тематический контроль. Значительную роль при этом играют комплексные задания, группирующие вопросы по отдельным понятиям темы, направленные на выявление связей между ними. Для тематического тестового контроля лучше всего использовать готовые тестовые задания, разработанные профессиональными службами педагогического тестирования.
Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года.
Именно на этом этапе систематизируется и обобщается учебный материал. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно – одни должны отвечать уровню национального стандарта образования. Итоговым тестом чаще всего является контрольная работа. Для младших школьников она должна быть посильной, не превышать по объему и сложности тех упражнений, которые ученики выполняли во время изучения темы. С какой бы целью не проводилась контрольная работа, после нее учитель делает всесторонний анализ ошибок. Лучше, если эта работа будет проводиться индивидуально.
Таким образом, в практике начальной школы распространяется тестирование достижений как признанный мировой педагогикой надежный способ диагностирования. Для начальной школы разрабатываются и издаются сборники тестовых упражнений. Некоторые тестовые вопросы разрабатывают сами учителя, опираясь на определенные педагогические требования.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие функции выполняет контроль?
8. Каковы слабые стороны традиционных методов и процедур контроля? В чем их преимущество?
9. Охарактеризуйте тесты достижений.
10. Какие правила соблюдаются при составлении тестов?
11. Что означает гуманизм контроля?
Краткий словарь основных понятий и терминов по курсу
«Теория обучения»
Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.
Батавия-план – система индивидуального обучения, возникшая в Америке в конце XIX в.
Белл-Ланкастерская система – система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. – в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.
Беседа – 1) вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения.
Бригадно-индивидуальное обучение – разработанная в американском университете система обучения математике в начальных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах.
Бригадно-лабораторный метод – одна из форм организации обучения, сложившаяся в учебных заведениях СССР в 20-х – начале 30-х гг. под влиянием дальтон-плана, строившегося на началах индивидуальной исследовательской работы учащихся.
Внутришкольный контроль – всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы.
Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления, где дается углубленное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.
Готовность ребенка к школе – комплексное понятие, в состав которого входят личностная и интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Личностная готовность – наличие мотивов учебной деятельности, познавательное отношение к внешнему миру, сформированность коммуникативных средств и навыков, желания общаться; достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Интеллектуальная готовность – достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы.
Групповая работа на уроке– форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Гуманизация образования– распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.
Гуманитаризация образования – установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности.
Дальтон-план – одна из форм индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале ХХ в. Учащиеся не связывались общей классной работой, они самостоятельно планировали свою учебную работу, определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени.
Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей.
Дидактика как теория обучения и образования – (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению и didasko – изучающий) – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимо-действие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
Дифференциация в обучении и образовании – 1) организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком; 2) ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Д. бывает: внешней (организация спецшкол, открытие классов с углубленным обучением или коррекционных, факультативов, курсов по выбору и т. д.), внутренней (в рамках обычного класса для каждого учащегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроке) и элективной (предоставление учащимся права выбирать ряд предметов для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам)
Домашняя учебная работа учащихся – форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды Д.у.р.: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений.
Закономерности педагогического процесса –объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. З.п.п. могут обусловливаться социальными условиями, природой человека, сущностью воспитательного процесса.
Знание (в пед.) – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Индивидуализация обучения –организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И.п. классифицируются по видам деятельности – педагогические, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные, комбинаторные, модифицирующие; по масштабу вносимых изменений – локальные, модульные, системные; по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние, внутренние; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, программы и т.д.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Календарно-тематический план –план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение.
Качество образования –определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями.
Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки. Основной формой обучения является урок, посвященный одному предмету или теме (монизм). Уроки проводятся по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т. п. Для классно-урочной системы характерно педагогическое управление.
Классы профильные – форма внешней дифференциации по интересам учеников, предполагающая углубленное изучение ряда взаимосвязанных предметов, интересующих учащихся, в классах постоянного состава.
Контроль –наблюдение в целях получения информации, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их коррекции.
Лекция школьная – форма обучения, продолжительное устное изложение (45 – 50 мин) учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала и др.).
Лицей – вид общеобразовательного учебного учреждения, обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Имеет более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией.
Личностный подход (в пед.) – индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Мангеймская школьная система – система дифференцированного обучения, возникшая в начале XX в. в народных школах Германии. Предусматривала 4 вида классов: для детей со средними способностями; для малоспособных (классы развития); для умственно отсталых (вспомогательные классы); переходные классы иностранных языков для наиболее способных.
Менеджмент педагогический – комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
Метод обучения – способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение образовательных целей.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20-х гг. получил распространение в советской школе.
Метод рейтинга –определение оценки деятельности какой-либо личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.
Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающимся о результативности процесса обучения. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (письменные работы, диктанты, изложения и др.); практические (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности – группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю. К Бабанским и включающая в себя все существующие по другим классификациям методы обучения в виде подгрупп: 1) по источнику информации и восприятия: словесные, наглядные, практические; 2) по логике мышления: индуктивные и дедуктивные; 3) по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные, проблемно-поисковые.
Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Навык – учебное действие, приобретаемое путем многократного повторения. Действие, доведенное до автоматизма. Вырабатывают навыки устной и письменной речи, решения задач, счета и др.
Образование– процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
Образование дополнительное – образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях О.д.: учреждения повышения квалификации, курсы, школы искусств и т. п.
Образование политехническое – образование, ориентированное на знакомство учащихся с основными принципами организации современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, обучение навыкам обращения с компьютерной техникой и простейшими современными орудиями механизированного и автоматизированного труда.
Образовательная модель – образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.
Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Обучение– специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Обучение дистанционное – образовательная технология, при которой человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа и университета.
Обучение интегрированное – совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних.
Обучение проблемное – активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий.
Обучение программированное – один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, которая реализуется обычно с помощью программированных учебников и обучающих машин. Имеет два основных вида: линейное и разветвленное.
Обучение развивающее – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции О.р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.
Объяснение – словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.
Опорный сигнал –средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания).
Педагогика –наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации пед. процесса.
Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике, в котором в середине 70-х г. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи «трудной цели». Опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.
Педагогическая технология –набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
Педагогический процесс –целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
Планирование урока – конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся.
Правила обучения – руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Преподавание – специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения и обеспечения информирования, осознания и практического применения знаний.
Прием – отдельное действие, способ в осуществлении чего–нибудь; составная часть метода.
Принципы обучения – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Проблемная ситуация – соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения.
Проблемное задание –поручение или указание учащимся по их самостоятельной поисково-познавательной деятельности, направленной на получение требуемого результата. Проблемные задания выполняются в форме поиска сочинительства, изобретательства, эксперимента.
Проблемная задача –форма организации учебного материла с заданными условиями, но неизвестными данными, поиск которых предполагает от учащихся активной мыслительной деятельности: анализа фактов, выяснения причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей. Решение проблемной задачи может иметь форму рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
Проектирование (в пед.) – создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ.
Расписание уроков – план школьных занятий учащихся в течение недели.
Результат образовательного процесса – изменения в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников.
Рефлексия педагогическая – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения.
Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей.
Самостоятельная работа учащихся – вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным и т. д.
Семинар – форма организации учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.
Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Содержание образования – первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду.
Сотрудничество в обучении – совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.
Средства педагогические – предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
Стандарт образования – основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования.
Структура педагогического процесса– совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К таким элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока.
Тест – это стандартизированный опросник или краткое задание, одновариантная контрольная работа, охватывающая вопросы, которые подлежат проверке. Их цель – дать точные и достоверные сведения о количестве и качестве усвоения учащимися изучаемого материала.
Технология – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.
Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Урок – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. Типы уроков – объяснение нового материала, закрепление изучаемого материала и выработки практических умений и навыков, повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала, комбинированные и др. Виды уроков: урок-конференция, урок-лекция и т. д. Структура урока: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока.
Учебная проблема – творческая задача, которая уже решена учеными, но является новой для учащихся. Направлена на выработку исследовательских умений учащихся.
Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У.п. бывают типовые, базовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.
Учебная задача – цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса.
Учебник –книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.
Учебные действия – действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи. К У. д. относятся: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция.
Учебные пособия –книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций. Содержат методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам.
Учебный план –нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
Учебный предмет – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующе ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.
Учебный процесс – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов (см. Обучение)
Учение –особым образом организованное познание; познавательная деятельность учащихся, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.
Школьный компонент учебного плана –факультативные и обязательные занятия по выбору обучающихся, отражающие специфику конкретного образовательного учреждения