Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
Профессиональная педагогическая этика – это теория профессиональной морали педагогов, которая обосновывает систему идеалов и ценностей, принципов и норм поведения, обеспечивающих регуляцию отношений между субъектами образовательно-воспитательной деятельности.
Объектом педагогической этикивыступают педагоги как носители профессионального морального сознания, которое складывается под воздействием специфики профессиональной деятельности, но на основе индивидуального опыта и ценностных ориентаций человека, избравшего данный вид профессиональной деятельности.
Профессиональное моральное сознаниевключает в себя совокупность норм, установок и представлений, которые определяют профессиональную позицию педагога. Это – то общее, что объединяет людей с разным характером, ценностями, нормами поведения, как только они становятся работниками педагогического учреждения.
Субъектом педагогической этики выступают педагоги как индивиды, действующие в профессии, а также профессиональные ассоциации, выполняющие координирующие и регулирующие функции внутри профессии.
Предметом педагогической этикиявляются возникающие в процессе работы моральные (аморальные) отношения и поведенческие акты, а также принципы и нормы, регламентирующие должное поведение педагогов.
Цель педагогической этики заключается в оказании помощи педагогам в осуществлении морального выбора при выполнении профессиональных обязанностей, поскольку она ориентирует на некий стандарт поведения и отношений, принятых профессиональным сообществом за образец.
Задачи педагогической этики:
1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;
2) обеспечение доверия людей (прежде всего учащихся и их родителей) к представителям педагогической профессии;
3) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;
4) укрепление ценностей ответственности и надежности в педагогической среде;
4) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов.
Выделяется 5источников, детерминирующих (определяющих) современную педагогическую этику:
1. общечеловеческие ценности, признанные международным сообществом;
2. традиционные ценности народа, связанные с передачей опыта от старших к младшим;
3. ценности современного общества как совокупность противоречивых компонент;
4. индивидуальные ценностные ориентации педработников, обусловленные их личным опытом;
5. идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла.
Структура педагогической этики как теории определяется структурой нормативной этики и включает в себя элементы:
а) моральной аксиологии (учение о ценностях);
б) моральной деонтологии (учение о долге);
в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей);
г) моральной аретологии (учение о личностных качествах);
д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании).
5. Основные функции педагогической этики
Место и роль этической составляющей в сфере педагогической работы определяется теми функциями, которые она выполняет. Можно выделить 3 группы функций.
1группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:
- поддержание гуманистического содержания профессии;
- содействие повышению эффективности личностно-ориентированной педагогики;
- поддержание безопасности существования в стенах учебных заведений и т.д.
2группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения качества работы педагогов:
- превентивная – предостерегает от действий, наносящих вред ученику;
- организационная – служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;
- управляющая – служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;
- рационализирующая – облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;
- координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;
- разрешения противоречий – способствует урегулированию конфликтных ситуаций;
- оптимизирующая – способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;
- прогностическая – позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.
3 группа –нравственно-гуманистические функции,которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе
- гуманизирующая – приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;
- регулятивная – служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системы ценностей;
- ценностно-ориентирующая – служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;
- мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;
- коммуникативная – выступает средством коммуникации и общения между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху»;
- воспитательная – формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.
Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.