Индивидуальные предприниматели. 4 страница
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Также итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Государственная итоговая аттестация не относится к компетенции образовательной организации;
10.1) Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" комментируемая часть дополнена п. 10.1 в котором установлено, что поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено комментируемым Законом, также относится к компетенции образовательной организации;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях. В Федеральном законе от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" законодатель указал, что, помимо хранения результатов освоения обучающимися образовательных программ, в архивах должна храниться информация об этих результатах и поощрениях.
Это связано с тем, что успехи в учебной, спортивной и инновационной деятельности решено поощрять. Учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в обязательном порядке ведется образовательной организацией в соответствующей документации (классный журнал, зачетная книжка и др.). Данные документы подлежит хранению в установленном порядке. Не исключается хранение такой информации на электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения. Образовательное учреждение периодически направляет педагогов для повышения квалификации, организует конкурсы по инновационным методам обучения и пр.;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Таким образом, предусматривается ведение внутреннего контроля в образовательной организации;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся. Условия содержания обучающихся в интернатах установлены санитарными правилами (Свод правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/10, Санитарные правила СП 2.4.990-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 г.), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45, и др.);
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательные организации имеют, как правило, оборудованные медицинские кабинеты, столовые и кафе, которые отвечают установленным требованиям и содержание которых лежит на самой организации. В целях охраны и укрепления здоровья могут создаваться также различные профилактические кабинеты (ЛФК, стоматологический кабинет, кабинет массажа). Следует учесть, что функционирование кабинетов, оказывающих медицинские услуги в образовательной организации, осуществляется при наличии у нее соответствующей лицензии;
15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном Минобрнауки РФ. Данной компетенцией образовательные организации были наделены в связи с принятием Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"; соответствующие полномочия направлены на профилактику наркомании и токсикомании среди учащихся образовательной организации;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом. Оборудованные спортивные залы, стадионы являются обязательным элементом осуществления образовательной деятельности. Физическая культура включена в программу образования в обязательном порядке практически на всех ступенях образования и выступает отдельным предметом, что немаловажно для физического становления и правильного развития обучающихся. Дополнительно в образовательных организациях образуются спортивные кружки и секции различной направленности по видам спорта;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении". В связи с запросами, поступающими из субъектов Российской Федерации по вопросам приобретения или изготовления бланков документов об образовании и (или) о квалификации с 1 сентября 2013 г., Минобрнауки РФ направило письмо от 11 ноября 2013 г. N НТ-1106/08 "О приобретении (изготовлении) бланков документов об образовании", в котором разъяснило, что закупка бланков образовательными организациями, являющимися государственными (муниципальными) казенными и бюджетными учреждениями, с 1 января 2014 г. осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Им предусмотрена возможность как проведения совместных конкурсов и аукционов двумя и более заказчиками, так и централизации закупок.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", бланк документа о получении медали "За особые успехи в учении" также будет изготавливаться и приобретаться на вышеуказанной основе. Таким образом, образец бланка, описание и порядок выдачи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, который реализует функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
18) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено комментируемым Законом или законодательством субъектов РФ. Согласно письму Минобрнауки РФ от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся" подход к установлению требований к одежде обучающихся, по мнению министерства, способствует выполнению органами государственной власти субъектов РФ требований подп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в части установления органами государственной власти субъектов РФ бесплатного обеспечения одеждой для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, Минобрнауки РФ просит обратить внимание, что по вопросам совершенствования федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в общеобразовательных учреждениях, в том числе и в части установления порядка ношения школьной одежды, элементов детской одежды, ношения детьми и подростками головного убора в помещении, направлено письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. N 01/12662-12-23. В связи с этим Минобрнауки РФ рекомендовано:
- принять нормативный правовой акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- организовать совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов проведение разъяснительной работы с участием региональных служб Роспотребнадзора с руководителями образовательных учреждений, родителями, обучающимися и педагогической общественностью по вопросу введения требований к одежде обучающихся;
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством РФ;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет. Официальный сайт образовательного учреждения является своего рода гарантом публичности образовательной деятельности при одновременном соблюдении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". В частности, законные представители могут ознакомиться с успеваемостью детей, войдя на сайт через индивидуальный код (пароль). Другим пользователям такие данные должны быть недоступны. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации. Отметим также, что согласно требованиям комментируемого Закона создание обособленного сайта филиала образовательной организации не требуется, а вся информация о деятельности филиала размещается на едином сайте образовательной организации <18>.
--------------------------------
<18> См.: Янкевич С.В. Консультация // Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/kak-dolzhna-obespechivatsya-informacionnaya-otkrytost-filialov-obrazovatelnyh (дата обращения: 25.02.2014).
Указанный список не является закрытым. Образовательная организация может решать иные вопросы в соответствии с законодательством РФ.
3. Образовательные организации обладают кругом определенных прав и обязанностей. Комментируемая статья закрепляет лишь немногие из них. В частности, образовательные организации высшего образования имеют право помимо основной образовательной деятельности осуществлять научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами (иными словами, данное право реализуется с разрешения учредителя образовательной организации). Образовательные организации вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Комментируемая норма, закрепляющая круг обязанностей образовательной организации, делает акцент на соблюдении комментируемого Закона и иных нормативно-правовых актов в области образования как основной обязанности, что выводит ее за пределы комментируемой статьи и комментируемого Закона в целом. Обязанности могут быть прописаны в ином нормативно-правовом акте, принятом в установленном порядке уполномоченным органом, и исходя из смысла указанной нормы подлежат исполнению образовательной организацией.
4. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке по следующим основаниям:
- за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
- за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
- за качество образования своих выпускников;
- за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
- за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- за нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.
Ответственность за указанные нарушения несут образовательная организация (как юридическое лицо) и ее должностные лица (руководитель, лицо, его замещающее). Санкции за данные виды нарушений предусмотрены КоАП РФ.
В некоторых случаях руководитель или иные должностные лица образовательной организации могут нести уголовную ответственность, если их действия содержат состав уголовных преступлений (причинение вреда здоровью обучающихся, оскорбление и пр.). Следует отметить, что судимость педагогических работников, а также подвержение их уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности влекут за собой запрет осуществления педагогической деятельности.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
Комментарий к статье 29
1. В настоящее время информационная открытость образовательной организации как принцип осуществления образовательной деятельности не реализована в той мере, в какой ее хотели бы видеть законодатель и правоприменители. Проблема состоит чаще всего в невозможности модернизировать существующую систему. Наличие официального сайта образовательного учреждения предполагает не только наличие достаточно новой компьютерной техники и установки связи, но и нахождение в штате соответствующего специалиста, который размещает и обновляет на сайте информацию об образовательной деятельности организации. Как правило, в рядовой муниципальной образовательной организации дошкольного или общего образования не предусматривается даже ставка делопроизводителя, который смог бы систематизировать информацию, подлежащую размещению на сайте, не говоря уже о ставке системного администратора, занимающегося развитием такого сайта. То же самое касается размещения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях. Тем не менее комментируемой статьей четко предусмотрено, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. В распоряжении Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р "Об утверждении государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" данная проблема в некоторой степени затронута. В Программе отмечено, что должны быть приняты нормативные правовые акты, касающиеся предоставления общественности информации об образовательной организации, развития государственно-общественного управления, общественного контроля, системного мониторинга и так далее.
2. Часть 2 комментируемой статьи содержит открытый перечень информации, в отношении которой образовательные организации обеспечивают открытость и доступность. В обязательном порядке предоставляется информация об образовательной организации (о создании, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты, о структуре и об органах управления образовательной организацией, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой) и характере ее деятельности (о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам, о языках образования, о федеральных государственных образовательных стандартах, о руководителе образовательной организации, о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, о наличии общежития, интерната, о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года и др.).
Образовательной организацией должна быть обеспечена доступность ознакомления граждан с уставными документами и локальными актами. Образовательная организация размещает в общем доступе копии устава, лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями), плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.
Кроме того, общедоступными должны быть следующие документы, касающиеся образовательной деятельности организации: отчет о результатах самообследования, документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.
Вся другая информация опубликовывается на усмотрение самой образовательной организации с соблюдением положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Для некоторых видов информации, подлежащей размещению в информационно-телекоммуникативных сетях, установлены определенные сроки такого размещения. Так, Приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" предусмотрено, что размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети Интернет, и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - не позднее 1 сентября текущего года.
Информация и документы, в отношении которых в обязательном порядке должна обеспечиваться доступность (если они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну), подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет и обновления информации об образовательной организации установлены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582.
Правилами определен перечень образовательных организаций, на которые не распространяется действие норм об информационной открытости: это образовательные организации, находящиеся в ведении:
1) Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Службы внешней разведки РФ, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции:
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны;
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции;
- по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, содержанию лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также правоприменительные функции;
- по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны;
- по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальный сайт Минобрнауки РФ в сети Интернет. Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта, должны обеспечивать:
- доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;
- защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении ее;
- возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;
- защиту от копирования авторских материалов.
Информация на официальном сайте размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Комментарий к статье 30
1. Комментируемая статья посвящена особому явлению в системе источников правового регулирования образовательных отношений - локальным правовым актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения.
Как представляется, прежде чем говорить об особенностях локальных актов в системе образования, необходимо представить общее понятие локального нормативного правового акта.
Как отмечают исследователи, система правовых актов Российской Федерации представляет собой сложную, разветвленную, иерархически соподчиненную структуру юридических документов, вершина которой - Конституция, задающая правовые ориентиры организации и функционирования всего "дерева" правовых актов в стране <19>. Составной частью данной сложноорганизованной иерархичной системы являются и локальные нормативно-правовые акты, под которыми традиционно понимаются правовые акты, принятые в пределах организации (юридического лица), направленные на обеспечение его хозяйственно-организационной деятельности.
--------------------------------
<19> Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. URL: http://www.juristlib.ru/book_7943.html (дата обращения: 23.02.2014).
Локальный акт общеобразовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации <20>.
--------------------------------
<20> См.: Матвеев В.Ю., Рожков А.И. Нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений. Конкурсные торги и закупки: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПКиППРО, 2007.
Рассмотрим подробно признаки, которые отличают локальные акты от любых других документов:
1) во-первых, можно отметить, что любой локальный акт образовательного учреждения - это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты, такие как:
а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);
б) дату издания;
в) порядковый (регистрационный) номер;
г) подпись уполномоченного должностного лица;
д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.
При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст) являются рекомендуемыми;
2) во-вторых, локальный акт образовательной организации основан на законодательстве - совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования в широком смысле этого слова. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать комментируемому Закону, а также подзаконным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность образовательных организаций определенного типа (например, Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2011 г. N 196). Кроме того, необходимо помнить, что правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер. Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативными актами, нормативными актами органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;
3) в-третьих, локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне ее. Так, администрация образовательной организации не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся образовательной организации, складывающиеся дома, в организациях дополнительного образования детей и т.д.
Таким образом, документы образовательной организации, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной организации), не могут считаться локальными актами и тем самым не могут регулировать поведение участников образовательного процесса.