Биографический метод в социальной педагогике и социальной работе

В структуре социального знания все большую актуальность приобретает подход к человеческой индивидуальности в контексте повседневности, обстоятельств жизни, с учетом условий ее существования в настоящем времени, предпосылок и генезиса развития субъективности в прошлом, а также прогнозирования и коррекции в возможном будущем. Данный подход позволяет выявить специфику жизненного опыта человека и особенности его реализации в системе отношений к другим людям, к миру.

Деятельность социального работника направлена на оказание помощи индивиду, семье и общности реализации индивидуальной и социальной субъективности и оптимизации механизмов реализации жизненных сил. Особенности и специфика деятельности социального работника обуславливают выбор методов исследования и оказания помощи. В структуре методов социальной работы особое место занимает биографический метод.

Биографический метод, наряду с методами: социальная биография, генограмма, анализ документов, относится к методам, который является определяющим для социальной работы как сферы теории и практики. Актуальность биографического метода в социальной работе обусловлена тем, что в процессе жизнедеятельности перед каждым человеком встают проблемы личностного характера, связанные с выстраиванием и проживанием своей индивидуальной истории. Оказание помощи в становлении индивидуальной субъективности является одной из профессиональных задач социального работника. «История жизни человека от детства к взрослению и старению дополняет его представление об индивиде не только как о представителе социального типа, но и как об индивидуальности со своим уникальным социальным опытом»(52.с.115-116.).

Из профессиональных умений специалиста по социальной работе выделяют такие как умения выявлять информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории и оценивания ситуации. Знание развития и поведения человека в конкретной среде, интересов и потребностей клиента, условий его жизни, его социальной истории позволяет определить, как общество влияет на судьбу отдельного человека и разработать методы и формы оказания помощи.

В работе с клиентом становится популярным герменевтическое толкование. Особенность этого метода проявляется в процессе сбора информации. В повествовательном интервью социальный работник просит клиента рассказать об определенных событиях и происшествиях. Клиент пытается абдуцировать свою внутреннюю картину ситуации в слова и пересказать ее социальному работнику. Из этого рассказа, а также и других источников информации социальный работник должен с помощью своей способности воображения сконструировать эти внутренние представления и оформить их в слова и предложения так, чтобы, анализируя услышанные истории, он мог с привлечением научных и донаучных теорий составить одну доступную для понимания биографию.

В антидискриминационной теории Thompson (1993) выделяет три уровня, на которых осуществляется практика социальной работы: личный, культурный и структурный. Личный уровень – это уровень личности, взаимоотношений человека с другими людьми. Биография представляет наиболее простой способ анализа опыта и понимания мира. Использование биографии позволяет понять непрерывность и связь в человеческом опыте и помогает понять причины затруднений в социальном и индивидуальном функционировании. Кроме того, изучение биографии клиента может стать основой для изменения (планирования и проектирования) будущего клиента.

Таким образом, биография занимает важное место в практике социального работника, позволяя ему увидеть связь между чувствами и мыслями индивида и основных идей и структурных элементов общества. Биографический метод также активно используется в работе с семьями. Благодаря биографическому исследованию семьи социальные работники узнают о жизненных позициях, системах ценностей, различных практически в каждой семье.

Исследователи семьи отмечают, что человеческое поведение (в том числе в семье) является продуктом влияния событий прошлого. Социальные работники подчеркивают значимость связей между поколениями в функционировании семьи. Социальная работа направлена на помощь семье в исследовании своей собственной генеалогии, в изучении мифов, легенд, секретов своей семьи. В результате таких исследований клиенты учатся тому, как изменить отношения внутри семьи (92).

Источником информации о связях между поколениями является генограмма – семейная карта с родственными связями, на которой отражена история семьи. Карта позволяет увидеть основные события в жизни семьи. Генограмма создается и расширяется методом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы и взгляд семьи на окружающий мир. Данный метод должен побудить членов семьи узнать и поддержать семейную культуру, помогающую им осознать самих себя и свой мир. Такие опросы могут позволить внимательно исследовать семейные мифы, легенды, ритуалы, некоторые символические действия, а также образ мысли и убеждений, которые являются приоритетными в данной семье, и даже особый язык общения, понятный только этой семье ( Д.Лэард,1984)

Эко-карта (генограмма) используется для представления основных социальных факторов, для описания поддерживающих и конфликтных связей между клиентом (семьей и их окружением). Таким образом, генограмма обеспечивает графическое представление – вида (типа) важных взаимодействий в семье в определенное время.

Эко-карта (генограмма) обычно разрабатывается совместно социальным работником и клиентом, и она помогает обоим достичь решения проблемы.

Эко-карта (генограмма) может использоваться социальным работником для построения взаимоотношений и продемонстрировать желание узнать больше о клиенте и его (ее) ситуации. Она используется при усыновлении, при обучении на дому, при заключении брака и при семейном консультировании. Составление эко-карты помогает клиентам рассмотреть ситуацию более конкретно и понять, как можно решить свои проблемы.

Hartman (1979) отмечает важное место в использования эко-карты в практике социальной работы.

Эко-карта используется некоторыми социальными работниками как дополнение к традиционным способам сбора фактов и социальной истории.

Типичная социальная оценка ситуации клиента рассматривает ряд факторов:

· возраст и пол

· семья (биологические дети, приемные дети, родители и т.д.)

· брачный статус (в настоящее время, количество разводов)

· семейная структура

· состав семьи

· рабочая ситуация (занятость)

· использование общественных ресурсов (экономическая помощь, общественное здоровье, умственное здоровье, школы, социальная безопасность, врачи и т.д.)

· неформальные ресурсы и естественные помощники (увеличение семьи, родственники, друзья, соседи, группы самопомощи)

· социальная активность и интересы (хобби, возможности для отдыха и т.д.)

· формальные объединения (участие в различных объединениях, членство в различных клубах по обслуживанию и т.д.)

· источники помощи и стресса в социальных взаимодействиях (между людьми; между людьми и общественными системами).

Все эти события могут быть нарисованы на одной странице эко-карты.

Эко-карта состоит из диаграммы семьи, окруженной рядом линий и кругов, используемых для описания семьи в средовом контексте. Хотя пользователь эко-карты может создать свои символы и аббревиатуру. Hartma и Laird (1983) предполагают, что когда социальный работник подготавливает или исследует подробную эко-карту, он (она) должны иметь в виду определенные вопросы:

· Достаточен ли доход для удовлетворения основных потребностей?

· Есть ли у семьи необходимая еда и жилье?

· Надежны ли их соседи и приемлемо ли их место жительство?

· Есть ли у семьи доступ к профилактике здоровья и медицинскому обслуживанию?

· Могут ли члены семьи получить необходимую помощь или нет вследствие расположения дома, отсутствия телефона, общественного или личного транспорта?

· Есть ли у семьи связи с соседями, друзьями, общественными организациями? Большое ли у них количество родственников?

· Есть ли у семьи возможность разделять культурные, этнические и другие убеждения и ценности с другими людьми? Противоречат ли их ценности ценностям окружающих?

· Является ли образовательный опыт положительным для детей? Есть ли у членов семьи доступ к возможностям культурного обогащения?

· Работают ли члены семьи? Получают ли они удовлетворение или вознаграждение за свою работу?

Ответы на эти вопросы дают важную информацию для оценки и проведения вмешательства. Большая ценность эко-карт состоит в том, что они помогают работнику посмотреть на клиента и его семью сквозь систему и увидеть экологическую перспективу. Она рассматривает клиента в социальном контексте.

В последнее время увеличивается интерес ученых и практиков к исследованию закономерностей индивидуального развития и становления индивидуальности. Поэтому в контексте указанных тенденций особое внимание уделяется биографическим исследованиям (биографическому методу), которые позволяют изучить течение жизни человека, ее динамику и направленности во взаимосвязи индивидуального и общественного. Биографическое исследование способствует целостному восприятию жизни человеком, позволяет увидеть взаимосвязь индивидуальной истории жизни и истории общества, осмысливать закономерности собственного развития, развитию способности к интерпретации индивидом своей жизни

В деятельности социального педагога биографический метод применяется в изучении одаренности.

Биографический метод позволяет увидеть в динамике развитие человека, определить факторы и условия становления одаренности на определенном этапе жизни, обнаружить спады и подъемы в интеллектуальном и творческом развитии. Материалы, собираемые биографическим методом, помогают уловить действительно перспективные признаки одаренности.

Использование биографического метода в изучении одаренных детей предполагает прежде всего наблюдение, беседы с родителями, учителями, ознакомление с письменными работами, рисунками, а также использование опросников и тестов. Это комплексное неформализованное изучение, которое должно завершиться психологической характеристикой(62).

Л.В.Попова отмечает, что биографические опросники применяются как для выявления одаренных подростков, так и для определения вида одаренности и направления дальнейшей работы с конкретным одаренным. Альфа-биографический опросник разработан специально для использования в старшем школьном возрасте и в первые годы обучения в колледже. Опросник дает два показателя одаренности: балл академической успешности и балл креативности. Также разработан Бета-биографический опросник для тех, кто заканчивает колледж. Результаты биографических исследований свидетельствуют, что для мальчиков определяющими характеристиками являются: интеллектуализм, социальная интроверсия, положительное отношение к учебе, трения с братьями и сестрами. Для одаренных девочек определяющими были следующие характеристики: социальное лидерство, академическая успешность, плохая приспособляемость, высокие показатели к языку и культурно-литературные интересы (59).

Активно используется биографический метод в практике социального педагога в изучении девиантного поведения личности. На примере биографии девиантов, изученных с помощью нарративного анализа или метода case story и case study можно проследить основные пути и способы приобщения несовершеннолетних к преступности и наркомании.

Изучение девиантного поведения на основе биографического метода было осуществлено в рамках Чикагской школы социологии. Американские исследователи использовали различные методы: неструктурированное интервьюирование, изучение историй (биографий). Американский социолог Фредерик Трешер в книге «Банда» обобщил результаты интервьюирования несовершеннолетних, полицейских и социальных работников. В работе представлены материалы наблюдений за криминальными группами.

К. Шоу в книге «Джек Роллер» описывает историю жизни мальчика и использует автобиографические воспоминания. Помимо изучения личного дела и биографии подростка он использовал дополнительные материалы (описание семьи, результаты медицинских, психиатрических и психологических исследований, официальные прокола арестов, описание взаимоотношений с товарищами и т.д.). Метод изучения биографии, как отмечает К.Шоу, имеет огромную теоретическую и практическую значимость, так как позволяет увидеть проблемы подростков «изнутри», определить факторы, способствующих деликвентному поведению, а также разработать программы и методы социального воздействия(91).

Н.Андерсон использовал метод истории семьи для объяснения причин бродяжничества. Драккер и Хекстер в работе «Сбившиеся с пути дети» широко пользовались жизнеописаниями детей для целей диагноза и разработки мер воздействия.

В конце шестидесятых годов двадцатого столетия Г.Намович предприняла попытку обобщения результатов по автобиографиям, собранных у осужденных. Интерес к биографическому методу обусловлен тем, что с его помощью возможно изучение факторов, влияющих на формирование преступного поведения. Исследования свидетельствуют, что в 53% случаев формирование личности преступника проходило в неблагоприятных семьях, на фоне попоек и побоев, негативного отношения к закону. Кроме того, выделяются факторы, которые могут стать причиной преступного поведения:

· Неожиданная смерть одного из родителей;

· Заболевание, приводящее к негативным характерологическим изменениям;

· Излишняя самоуверенность, желание быть первым;

· Последствия сильного опьянения;

· Несдержанность, вспыльчивость, неумение держать себя в руках в конфликтной ситуации;

· Несправедливость, жертва обстоятельств (74).

В изучении мотивов и факторов противоправного поведения используется тематизированная автобиография, учитывая наличие защит у преступников, боязни разглашения тайны. Автобиография включает в себя набор пунктов: влияние наследственности, семьи, условий воспитания, окружающей среды, впечатлений детства и условий, в которых оно протекало и т.д., на которые должны обратить внимание респонденты в процессе написания автобиографии.

Л.С.Саблина отмечает характерные особенности написания автобиографий и их содержательные характеристики у осужденных. Осужденные за хищения в автобиографиях обвиняют ситуацию и сопутствующие ей обстоятельства. Осужденные за преступления против личности ищут причины противоправного поведения в дефектах психики. Но те и другие считают себя жертвами закона. Осужденные рецидивисты ищут оправдания во внешних факторах. Различия также были отмечены и в объеме автобиографии. Размер автобиографии колеблется от 2 до 100 страниц. Наиболее пишущими оказались осужденные за убийство, а самые короткие автобиографии у осужденных за хищения (74).

В типологии девиантного поведения особое место занимает феномен трудновоспитуемости. Феномен трудновоспитуемости не получил еще должного отражения в науке. Нет четких определений и характеристик этого феномена, нет единого понимания терминов: «трудный ребенок», «трудный подросток».

В содержание понятия «трудные дети» включают различное содержание:

1) наличие у детей отклоняющегося от норм поведения и девиантность поведения личности, включающая отклонения от принятых в обществе норм;

2) дети и подростки, нарушение поведения которых нелегко исправляются, корригируются;

3) дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Л.С. Выготский в группе трудных детей в широком смысле слова различает два основных типа:

1) тип ребенка, отклоняющегося в поведении от нормы вследствие какого-либо органического дефекта;

2) тип ребенка, отклоняющегося в поведении от нормы вследствие функционального нарушения (трудные дети в узком и собственном смысле слова) и правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты(17.с.175).

В основе трудновоспитуемости лежит психологический конфликт между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка. «Так как каждый конфликт, приводящий к образованию трудновоспитуемости, коренится в своеобразных, личных, особенных условиях истории развития ребенка, к изучению трудновоспитуемых детей следует применять методы и точку зрения индивидуально-психологические. Изучение трудновоспитуемого ребенка более, чем какого-либо другого детского типа, должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка (17.с.178-179).

Теоретическим основанием для изучения личности трудновоспитуемого ребенка для нас являются положения, представленные Л.С. Выготским в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»(17). Он отмечает, что составление научной истории развития ребенка – это не просто описание и простое перечисления событий, а «предполагает такое изложение событий, которое ставит их в причинно-следственную зависимость, вскрывает их связи и рассматривает данный период истории как единое, связное, движущееся целое, стремясь рассмотреть законы, связи и движения, на которых построено и которым подчинено это единство»(17.с.303-304).

Тогда развитие личности понимается не как совокупность поступков и действий, а как история жизни человека, когда из ряда разрозненных и бессвязных эпизодов образуется связный и единый биографический процесс.

Поэтому использование биографического подхода на наш взгляд правомерно и необходимо, так как позволяет увидеть в динамике образования трудностей и нарушений психического и личностного развития ребенка, позволяет разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы воспитательного воздействия.

Для изучения трудностей в развитии используют различные методы и методики: наблюдение, эксперимент, беседа, свободное сочинение на тему.

Применение биографического метода, позволяет определить становление и изменение личности в сторону трудновоспитуемости.

Задачей биографического анализа является системное описание развития личности в контексте определенного временного отрезка жизни с учетом влияния различных факторов.

Мы выделяем следующие этапы биографического исследования детей, имеющих трудности в развитии: подготовка к исследованию, установление контакта, соответственно биографическое исследование, интерпретация полученных данных и представление их в систематизированной форме.

На этапе подготовки следует ориентироваться на сбор как можно большего количества информации о школьнике, его семье, особенностях воспитания, успеваемости в течение посещения школы и т.д. Полученная информация позволит разработать стратегию и тактику биографического исследования.

После сбора информации о школьнике следует этап установления контакта с ним. Сначала нужно помочь ему освоиться в новой обстановке. Вопросы следует задавать простые и понятные. Не следует в начале разговора задавать прямых вопросов о душевном состоянии школьника. На первых минутах взаимодействия со школьником нужно стремиться к тому, чтобы беседа была непроизвольной, а последовательность вопросов определялось логикой развития самого разговора.

На этапе биографического исследования ( после установления контакта со школьником) школьник заполняет анкету или отвечает на вопросы биографического интервью, содержащим информацию об истории семьи: психологическом климате, отношениях в семье, социально-экономических характеристик семьи. Основное внимание уделяется изучению детства: дата и место рождения, привычках, увлечениях и играх, мечтах, друзьях и отношениях к другим людям и т.д.

Задачей этапа интерпретации полученных данных является их анализ и проверка достоверности и подлинности собранной информации. Полученные данные соотносятся с информацией полученной на этапе подготовки, сопоставления и сравнения позволяет увидеть общее и повторяющееся в ней, выявить основные факторы развития личности.

На основе данных, подвергнутых интерпретации формируется модель целостной системы отношений изучаемой личности, характеризующая меру понимания изучаемого исследователем.

Биографический материал, представленный в форме модели развития личности предоставляет возможность объяснения изучаемой личности.

Работа с биографическими данными требует от исследователя умения выделить авторскую концепцию жизни изучаемой личности, а также ее описание и оценку.

Наши рекомендации