День 2. Изучение детско-родительских отношений и стилей родительского воспитания
Цель:формировать у студентов умения проводить диагностическое обследование детско-родительских отношений и стилей родительского воспитания.
Содержание работы:
· Диагностика особенностей отношений родителей к детям с использованием методик на выбор: тест-опросник родительских отношений А. Я. Варга, В. В. Столин; опросник АСВ (анализ семейного воспитания); опросник «Типы воспитания детей»; «Какие мы родители»; «Социально-демографическая анкета»; «Давайте познакомимся».
· Оформление протоколов обследования, анализ данных.
· Соотнесение результатов диагностики детей и родителей.
· Составление педагогических рекомендаций.
День 3. Разработка мероприятия по психологическому просвещению.
Цель: учить студентов выбирать тему и разрабатывать содержание мероприятия по психологическому просвещению педагогов и родителей.
Содержание работы:
· Выбор темы и постановка задач мероприятия по психологическому просвещению. Это может быть консультация или беседа с педагогами или родителями, направленная на формирование психологической культуры, или комплекс мероприятий по предупреждению отклонений в психическом развитии ребенка, конфликтных ситуаций в семье дошкольника или педагогическом коллективе. Она может носить индивидуальный или групповой характер и быть посвящена какой-то одной теме, проблеме или носить общий характер. По форме она может быть представлена в устной форме: лекции, беседы, индивидуальной и групповой консультации, или письменной: в виде печатной продукции.
· Подбор материалов для проведения мероприятия по психологическому просвещению.
· Подготовка мероприятия и оформление материалов.
День 4. Проведение мероприятия по психологическому просвещению.
Цель:учить студентов проводить мероприятия по психологическому просвещению педагогов и родителей
Содержание работы:
· Проведение мероприятия по психологическому просвещению и психопрофилактике.
· Обсуждение мероприятия по психологическому просвещению.
День 5. Подведение итогов практики в дошкольном учреждении.
Цель: учить студентов обобщать результаты своей практической деятельности.
Содержание работы:
· Оформление документации по практике.
· Групповое обсуждение итогов производственной практики в дошкольном учреждении.
· Подведение итогов работы студентов педагогом-психологом дошкольного учреждения.
· Оценка педагогом-психологом работы студентов-практикантов.
· Написание отчета по практике.
· Выбор темы и подготовка выступления на итоговой конференции.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО ПСИХОЛОГИИ
В ШКОЛЕ, ЦЕНТРАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психологическая практика в школе, в центрах развития ребенка является обязательной формой обучения для студентов факультета дошкольного образования, получающих специальность «Дошкольное образование. Практическая психология», направленная на обеспечение связи теоретических знаний с практикой и подготовку квалифицированного педагога-психолога.
Педагогическая практика играет значительную роль в адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности. Она носит комплексный характер – студенты становятся специалистами способными к чёткой организации собственной высоко креативной деятельности, её планированию, поэтапному выполнению и своевременному качественному системному анализу, координированию собственных усилий с деятельностью социальных педагогов, воспитателей и администрации, налаживанию продуктивного взаимодействия со специалистами заинтересованных учреждений, организаций и иных структур.
Цель производственной практики по психологии в социально-педагогическом центре – это формирование у студентов специальных умений и навыков, необходимых для работы педагога-психолога в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Основными задачами практики являются:
1. Познакомить студентов со спецификой деятельности педагога-психолога социально-педагогического центра и детского социального приюта.
2. Закрепить и обогатить студентов психолого-педагогическими и специальными знаниями о развитии детей, оставшихся без родительского попечения.
3. Совершенствовать диагностические и коррекционно-развивающие навыки и умения у студентов в работе с детьми и взрослыми из неблагополучных семей, замещающими семьями с применением здоровьесберегающих технологий.
4. Обучать планированию и анализу собственной диагностической и коррекционно-развивающей деятельности, определению специфики консультационно-профилактической работы и освоению методов просветительской деятельности.
5. Формировать профессиональную позицию и позитивное отношение к профессии.
В процессе практики студенты должны овладеть следующими профессиональными умениями:
§ уметь организовать индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации;
§ уметь организовать психолого-педагогическое обеспечение конструктивного развития личности несовершеннолетнего, укрепление его психологического здоровья, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение и реализацию творческого потенциала;
§ уметь вести психологическое просвещение несовершеннолетних, родителей или лиц, их замещающих, педагогов;
§ уметь осуществлять профилактическую, коррекционную и консультативную работу с несовершеннолетними и членами их семей по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
§ уметь организовать психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
§ уметь осуществлять патронат несовершеннолетних, находившихся в трудной жизненной ситуации, после их возвращения в семьи.
Организация практики
Согласно учебному плану факультета дошкольного образования практика по психологии в школе и центрах развития ребёнка для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование. Практическая психология», проводится в течение четырёх недель на V курсе (10 семестр) дневного отделения на базе школ, гимназий, центров внешкольной работы и социально-педагогических центров.
Студент-практикант работает в базовом учреждении шесть часов в день. Каждый студент-практикант ежедневно ведёт дневник практики, в котором анализирует работу специалистов центра и свою собственную. Краткое содержание работы, проводимой студентом в учреждении, отражается в еженедельных планах, которые утверждаются групповым методистом или педагогом-психологом центра.
Критерии оценки работы студентов на практике:
· Отношение к практике (добросовестность, ответственность, инициатива, творческий подход).
· Степень понимания специфики работы педагога-психолога социально-педагогического центра и детского социального приюта.
· Развитие навыков планирования.
· Уровень владения диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием.
· Качество проведения зачетного мероприятия.
· Способности к анализу психолого-педагогической деятельности, в том числе и своей собственной.
· Качество представленной отчётной документации.
По результатам практики студенты должны представить следующие материалы:
· Дневник практики.
· Еженедельные планы.
· Материалы, отражающие диагностическую и коррекционно-развивающую работу с одним воспитанником детского социального приюта (индивидуальный план защиты несовершеннолетнего со стороны психологической службы приюта, индивидуальную психолого-педагогическую карту воспитанника и заключение).
· Материалы по изучению личностных и профессионально значимых характеристик педагога детского социального приюта.
· Программа занятий с детьми, подростками или родителями, нуждающимися в особом психолого-педагогическом сопровождении (из семей группы риска, СОП, замещающих и пр.).
· Сценарий зачётного мероприятия с ориентацией на социальный заказ учреждения (тренинга, занятия по психологическому просвещению детей или родителей) и его самоанализ.
· Отчёт практиканта с предложениями по усовершенствованию организации и проведения практики.